Крым

Битва алчности со здравомыслием в Симферополе: многоэтажка–монстр против Дома науки и творчества

Вместо очередной высотки с элитным жильём горожанам предложили соцпроект. Но хватит ли у граждан смелости его поддержать?

В соцсетях набирает обороты обсуждение жителями Симферополя строительства элитного многоквартирного дома в центре города – на берегу реки Салгир, рядом с проспектом Кирова. Эта хамская затея застройщика – фирмы «Гарант–ГВ», связанной с бывшим полпредом в Крыму Олегом Белавенцевым – возмутила как простых горожан, так и представителей архитектурного сообщества, которые заявили, что пространство можно и нужно использовать совсем по–другому с куда большей пользой.

 

Альтернатива не по сценарию

 

На прошлой неделе члены архитектурно–градостроительного совета при правительстве Республики Крым обсуждали идею того, а не влепить ли в центре Симферополя многоэтажного монстра?

Это будет, если верить проектировщику, 14–17 этажная дылда, призванная «завершить архитектурный ансамбль, связанный с комплексным благоустройством». Застраиваться будет «жирный» участок, напомним, на берегу Салгира.

Читайте также: Фирма, связанная с Белавенцевым воткнёт высотку в центр Симферополя

Горожане – в отличие от правительства Республики Крым, где одобрили эту бесцеремонную застройку – в шоке от проекта.

«Там рядом многоэтажка, которую «бабахнули» вопреки здравому смыслу ещё при Украине. Теперь хотят при России повторить подвиг? – возмутился симферополец Михаил. – Ну как же можно так бессовестно? Это же самый центр города. Это же всё равно, что Ленина с площади убрать и вместо него домину грохнуть – там тоже очень уж много места!»

Возмутились проектом и интернет–пользователи, но вяловато. Видимо, приученные «строителями» к неизбежности подобных застроек, местные жители рассматривают потенциальный дом как дело уже решённое и лишь задаются сопутствующими вопросами.

«А детки из этого домика в какой сад пойдут, а в какую школу? А к какой больнице приписаны будут? А участкового на них выделят? А канализацию и водоснабжение новые проложат или старые справятся?» – озвучивает житейские проблемы горожанка Наталья.

Но есть альтернативный архитектурный проект для этого участка города. О нём заявил симферопольский архитектор Кирилл Бабеев.

«В 2015 году под моим руководством разрабатывался бакалаврский дипломный проект студента–архитектора Андрея Баркетова. На этом участке проектировали мы Дом науки и творчества.

Получился довольно интересный, смелый, продуманный объект с актуальной архитектурой, удачно вписанный в среду, отвечающий масштабу окружающей застройки», – рассказал Бабеев, предложив горожанам сравнить варианты использования участка и отношения к окружающей среде.

Стоит ли говорить, что как минимум на интернет–просторах проект получил горячее одобрение симферопольцев?

«Красивый проект. Хотелось бы его отстоять. А то уродство в городе лепится, – считает горожанка Татьяна. – Пусть хоть что–то по–настоящему достойное появится в нашем Симферополе вместо очередной бестолковой многоэтажки».

 

Можно по–другому: красивее и полезнее

 

Проект «Дом науки и творчества» родился у местного архитектора Андрея Баркетова, на тот момент оканчивавшего академию строительства и архитектуры Крымского федерального университета. В представлении молодого специалиста решением для заброшенного участка должен был стать строго социальный проект.

«Принципиально для нас с руководителем было предложить решение по застройке участка с явно депрессивным характером, «вылечить» его архитектурным решением, – пояснил Баркетов в беседе с ForPost. – Моя мама значительный период времени работала в симферопольском Дворце пионеров, и я поэтому отчётливо понимал, что во дворце наблюдается значительная перегрузка по количеству обучающихся. Поэтому решение застроить участок детским центром с образовательной функцией полностью отвечала нашим с руководителем взглядам на «лечение» этого места».

По задумке архитектора, на участке в 0,8 гектара было предложено разместить здание в два–три этажа общей площадью 7500 квадратных метров. Проект здания, вмещающего 400 человек, предусматривал семь мастерских для детей 6–11 лет, 14 мастерских для детей 11–18 лет, столовую, спортзал, актовый зал, планетарий и зимний сад. Дом науки и творчества мог бы стать прекрасным подспорьем для переполненного Дворца пионеров, забрав на себя часть образовательных программ по техническим дисциплинам – роботомоделированию, техническому дизайну, авиамоделированию.

«По функции это то, что раньше называлось станцией юных техников, – уточнил Андрей Баркетов. – Они (подобные станции – прим.) вообще меньше дворцов по своей структуре, так как специализируются на техническом творчестве. Поэтому моё здание меньше. Возможно, я сделал бы его больше, но, как уже говорил, хотелось этим проектом показать возможность оживления конкретной территории. Участок имеет сложную форму для такой типологии. Но его местоположение очевидно должно носить подобную функцию».

По мнению архитектора, строительство на данном участке должно быть сомасштабно месту – проще говоря, быть не в 15 этажей высотой, а, по сути, в два.

«Участок долгие годы стоит в замороженном виде, обнесённый забором. И это самый центр города. Вылечить – предложить туда такую функцию, которая оживила бы его, предоставила бы доступ туда каждому горожанину», – пояснил архитектор.

Андрей признался: очень хотел бы, чтобы решением для участка стал именно социальный проект.

«Пусть даже не мой, но подобный по структуре. Пусть конкурс организуют – всё–таки не задворки города, а его парадная часть», – подчеркнул Андрей Баркетов.

Актуальность проекта пояснил научный руководитель проекта Кирилл Бабеев, фактически предъявивший на суд горожан проект, сделанный «в стол».

«В ХХI веке основной капитал – это человеческий интеллект. Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие общества, в городах должны появляться современные центры, где с юных лет людям прививается тяга к науке и искусству, а не инстинкты потребления.

Для того, чтобы называться столицей региона, Симферополю мало выполнять лишь административно–финансовые функции – нужно задумываться о будущем, вкладывать в развитие нового поколения, прививать тягу к познанию не через заученные лозунги, а через науку и искусство. Поэтому появилась идея создания такого здания, которое объединило бы в себе образовательные, выставочные и культурно–массовые функции», – отметил Бабеев.

 

«Социалку» – в стол, прибыли – зелёный свет

 

На беду симферопольцев, с 2015 года о проекте не услышал никто, кроме комиссии по защите дипломных работ. Несмотря на то, что и в ней было кому оценить потенциал проекта.

«Диплом комиссии понравился, получил я за него «отлично», – рассказал Андрей Баркетов. – На комиссии были главный архитектор республики (на тот момент Александр Кузнецов – прим.) и по меньшей мере ещё один чиновник. Но вообще у нас нет такой профкультуры, чтобы дипломные проекты строили».

«Архитектура и градостроительство – специфические науки, они построены строго на практике. Практически не реально, чтобы студент сам сделал качественный потенциально–реализуемый проект. Для того чтобы начинающий архитектор выполнил по–настоящему хороший проект, ему нужна помощь руководителя – архитектора с опытом реального проектирования, – отметил Кирилл Бабеев. – Когда я преподавал, то старался выдавать студентам актуальные, реальные темы для их курсовых и дипломных проектов. Так, например, еще в 2009–2012 годах мы плотно занимались темой реновации кварталов массовой застройки, а в СМИ заговорили о ней только недавно. Делали много интересных проектов общественных зданий для Симферополя и других городов Крыма, от киноконцертных залов до небольших студий и галерей».

Чтобы подобные проекты не оставались на бумаге, а воплощались в жизнь, необходимы усилия двух сторон, считает крымский архитектор Кирилл Бабеев.

«Здесь должны быть взаимонаправленные движения. Город или регион должен быть заинтересован в получении новых, свежих идей, создавать условия, проводить архитектурные конкурсы, поощрять таланты, а молодые архитекторы – разрабатывать и воплощать инновационные идеи в жизнь, опираясь на опыт старших коллег, – уверен он. – Как показывает практика, инициативность архитекторов с предложением собственных проектов ничем хорошим не заканчивается. Запрос и потребность в качественном проекте должен исходить от заказчика, в данном случае – администрации».

Но административные органы ожидаемо молчат в платочек, решая вопросы о городской застройке в кулуарах и стойко игнорируя возможность выявить талантливые проекты на конкурсах. Крымские чиновники не пожелали даже воспользоваться готовым продуктом – конкурсом архитектурных произведений, который ежегодно проводится в Симферополе в рамках Крымского архитектурного фестиваля под руководством Союза архитекторов Республики Крым.

«В рамках мероприятия проводится архитектурный форум и выставка–конкурс лучших архитектурных произведений, построенных или запроектированных в течение последних двух лет, – рассказал Кирилл Бабеев. – В этом году в экспозиции было порядка 30 проектов, в том числе из других регионов страны. Лучшие работы награждаются дипломами и рекомендуются для участия в смотре–конкурсе международного архитектурного фестиваля «Зодчество» в Москве. Работы крымских архитекторов, в том числе и мои, неоднократно были лауреатами и награждались дипломами этого престижного архитектурного фестиваля, организуемого Союзом архитекторов России».

Симферопольцам и наград не нужно, чтобы уяснить очевидное и отдать предпочтение проекту, полезному для всего города, а не для небольшой группки элит.

«Что нужно сделать, чтобы Дом науки состоялся?» – самый популярный вопрос в обсуждениях темы застройки участка возле Салгира.

К сожалению, статистика жизни не радует.

«Я не встречал ни одного удачного инициирования и реализации подобного примера крупного проекта на территории постсоветского пространства. В теории: если общественность поддерживает какой–нибудь интересный проект – это видно по соцсетям, СМИ, реакции общественных организаций, а власть мониторит ситуацию, видит, чего хотят люди, делает выводы, прислушивается, комментирует или игнорирует», – пояснил Бабеев.

Судя по полной тишине со стороны власть имущих и всех крымских СМИ, прислушиваться к тому, чего хотят люди – не про их честь. Несмотря на то, что всем очевидно: Симферополь отчаянно нуждается именно в таких – социальных – проектах.

Читайте также: «В Симферополе всё отдано на откуп случайным людям»

«Городам Крыма не хватает качественных общественных пространств, нет ни одного современного культурно–выставочного центра, – констатировал Кирилл Бабеев. – Власть должна не только решать сиюминутные проблемы, но и задумываться над тем, что будет завтра, планировать. В этом вопросе архитектурное сообщество может быть очень полезными со своими идеями и предложениями, архитекторы знают ответы на многие вопросы, связанные с городским планированием. Главное сегодня – наладить этот диалог. Возможно, через проведение архитектурных конкурсов или публичное обсуждение важных вопросов на градостроительных советах».

Но пока продажа квартир остаётся наиболее эффективным способом заработать в строительном бизнесе, изменений вряд ли стоит ждать.

«Возможно, скоро этот мыльный пузырь лопнет в силу разных причин, как это было с офисами, – считает Бабеев. – Главное сегодня – не допустить застройки всех ценных центральных городских пространств жилыми многоэтажками сомнительного качества».

Впрочем, допускать, сидя на диванах, осталось не так уж много.

Наталия Назарук

4681
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
444

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
0
2217

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6500

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4286