Россия

Бесстрашие россиян на рынке труда достигло небывалого уровня

Но стоит ли столь оптимистично смотреть на ситуацию, которая в перспективе изменится?

Фото:
Алексей Лохвицкий / ForPost

Только 10% трудящихся граждан России опасаются потери работы. Два с половиной года назад таких было больше — 16%.

Данные приводит научный сотрудник центра «Институт социального анализа и прогнозирования» ИПЭИ РАНХиГС Виктор Ляшок по результатам исследования, проведённого путём телефонных интервью, пишет «Коммерсантъ».

Также выросла доля тех, кто оценивает риск потери работы как низкий или очень низкий — с 78% до 84%.

При этом шансы легко найти новую работу на условиях не хуже прежних респонденты оценивают по-разному: мнения разделились примерно 50 на 50, хотя раньше большинство говорило, что это будет сделать трудно.

Интересно, что даже безработные уверены, что найти новую работу вовсе не сложно. Таких оказалось 40%, что на 10 процентных пункта выше показателя, полученного 2,5 года назад.

На основе этих данных исследователь делает вывод, что российский рынок труда теперь можно назвать «рынком соискателя», тогда как раньше это был «рынок работодателя». Иными словами, теперь трудящиеся имеют конкурентное преимущество перед работодателем и сами выбирают, куда им пойти работать и на каких условиях.

К этому стоит добавить и рекордно низкий уровень безработицы в России, а также постоянно фиксируемый рост зарплат.

Осторожный оптимизм

Социолог, кандидат философских наук и завкафедрой Пензенского госуниверситета Анна Очкина призвала относиться к результатам этого социологического исследования с осторожным оптимизмом и не распространять его в полной мере на реальность.

По её словам, процент отказов при телефонных исследованиях весьма высок, при этом охотно отвечают на вопросы оптимистично настроенные люди, тогда как переживающие фрустрацию респонденты чаще всего вообще не хотят говорить.

«Кроме того, нужно же знать люди каких профессий и с какими заработками попали в эту выборку. Поскольку ситуация на рынке труда далеко не везде одинаковая. Где-то действительно есть дефицит рабочей силы и рост зарплат. Где-то он не проявляется. В каких-то случаях отсутствие достаточного числа работников компенсируется работодателем усилением эксплуатации уже нанятых сотрудников. Это видно в определённых сегментах торговли. Например, у кассиров и грузчиков супермаркетов зарплаты растут с огромным отставанием от усиления трудовой нагрузки из-за нехватки кадров», — пояснила она.

Кроме того, по её словам, постоянные информационные сообщения о кадровом голоде и росте зарплат тоже могли повлиять на результаты исследования.

«Люди просто даже на подсознательном уровне начинают считать, что в случае потери работы они легко найдут новую. Но говорить однозначно о том, что у нас переформатировался рынок труда, нельзя. Низкий уровень безработицы в России фиксируется давно, особенно если говорить об официальной безработице. Но это не делало этот рынок рынком работников. Поскольку был дефицит мест с достойной оплатой труда. Сейчас ситуация в некоторых сегментах изменилась, например, в отраслях, связанных с оборонной промышленностью. Но это нельзя распространить на весь рынок», — отметила социолог Анна Очкина.

Думать о будущем

По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, в целом результаты опроса отражают некоторые тенденции рынка труда. Но в то же время, он согласился с социологом, что из-за его сегментированности, ситуация может быть очень разной. Поэтому распространять результаты телефонного опроса на весь рынок не стоит.

По мнению Беляева, даже несмотря на то, что сейчас экономика показывает очень низкий уровень безработицы и рост доходов, ситуация на рынке труда будет меняться.

«Уже сейчас мы видим, как во многих случаях человека замещает искусственный интеллект. Человек оказывается нужен лишь для разрешения каких-то нестандартных ситуаций. Причём это работает практически на всех уровнях, от служб поддержки до юридического консультирования, например. Меняются и отдельные рынки. К примеру, в перспективе 5-10 лет экономике точно не понадобится такое количество кассиров в супермаркетах и магазинах, как есть сейчас, поскольку явно прослеживается тенденция роста интернет-торговли. Таких примеров можно привести массу», — отметил он.

Именно поэтому наилучшей стратегией сейчас, по словам экономиста, будет не просто трудиться и не бояться потерять работу, а смотреть в перспективу и оценивать собственную потребность в переквалификации на среднесрочном отрезке времени.

«И важно быть готовым идти на переквалификацию, чтобы успеть подстроиться под новые тенденции. Иначе очень легко можно остаться вне рынка труда, даже несмотря на то, что сейчас люди в некоторых случаях действительно могут легко менять работу на аналогичную не только по условиям, но и по оплате», — выказал мнение Беляев.

Андрей Мединский

25294
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 3 (1 голос)

Обсуждение (2)

Profile picture for user val.prasolov
6589
val.prasolov

Только 10% трудящихся граждан России опасаются потери работы. Два с половиной года назад таких было больше — 16%.

Участники в СВО тоже опасаются потери работы(СВО)?

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6676
d dd

По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева

 

«И важно быть готовым идти на переквалификацию, чтобы успеть подстроиться под новые тенденции. Иначе очень легко можно остаться вне рынка труда

вот не хочет ли кэн лет через пять переквалифицироваться в фармацевты к примеру? или бетонщика?

рынку труда типа виднее кто нужен

Главное за день

Голосуйте за главное событие Севастополя в 2024 году

Итоговый опрос от ForPost на платформе телеграм.
10:39
2
1428

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
36
7133

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2519

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
3187