Севастополь

Бартер по-славянски: меняю мелководный пролив на подержанный флот

Бартер по-славянски: меняю мелководный пролив на подержанный флот

На этой неделе в российских СМИ появилось сообщение о том, что Украина якобы готова пойти на продление сроков базирования Черноморского флота в Севастополе после 2017 года в обмен на уступку Москвы на переговорах по Керченскому проливу. Если верить сообщению, инициатором такого «размена» выступает Киев и переговоры по данной теме могут состояться уже в марте. Украинский МИД информацию никак не комментирует, что дает еще больше поводов для разного рода домыслов и предположений. 

    «В марте он (Огрызко — ред.) будет добиваться вполне прагматичных вещей: делимитации границы в Керченском проливе и ее демаркации на суше и на море. В качестве ответного шага Россия может получить разрешение не выводить Черноморский флот из Севастополя после 2017 года. Об этом уже заявил советник президента Украины Владимир Горбулин», — сообщила на этой неделе московская «Новая газета». Российский «Новый регион» еще более конкретизировал информацию: «Украина может согласиться на продление базирования ЧФ в Севастополе после 2017 года в обмен на уступку России и признание украинским фарватера Керченского пролива».

    В середине февраля экс-секретарь Совбеза Горбулин в интервью еженедельнику «Контракты» действительно высказал сомнение, что Черноморский флот будет выведен после 2017 года. «Достаточно сказать, что сейчас поддержанием инфраструктуры ЧФ занимаются около 30 тыс. украинцев, преимущественно жители Севастополя. Если бы флот завтра взял и вышел из Крыма, то эти люди остались бы без работы. И таких проблем десятки. Хотя, бесспорно, военно-политическое присутствие ЧФ в Украине сопряжено с определенными рисками. Уже имели место участие роты морпехов ЧФ в чеченской военной кампании, «случайная» высадка десанта в курортной зоне, замена самолетов Су-17 на Су-24М (способных нести ядерное оружие), несогласованная с Украиной», — заявил Горбулин.

По словам политика, «главное — не загонять отношения с россиянами в тупик, необходимо понимать, что передислокация Черноморского флота в Новороссийск сложный процесс, чисто физически на него уйдет не менее двух-трех лет». В высказывании советника президента нет и намека на увязку вопроса базирования ЧФ с принадлежностью фарватера пролива. Тогда откуда возник этот неожиданный аспект?

    Напомним, 24 декабря 2003 года в Керчи президенты Кучма и Путин подписали договор о сотрудничестве в использовании Азово-Керченской акватории. Этому событию предшествовали знаменитая тузлинская эпопея и форсированное строительство россиянами дамбы со своей стороны косы, едва не поставившее две страны на грань холодной войны. Для чего Москве понадобилась кампания на Тузле и жесткое давление на Киев, стало понятнее, когда 20 апреля 2004 г. Верховная Рада ратифицировала договор. Накануне этого события эксперты расценили документ как фактическое поражение украинской дипломатии.

«Ратификация данного договора (статья 1: Керченский пролив является внутренними водами Украины и Российской Федерации) приведет к: утрате Украиной единоличного права владения данным проливом <…> к тому, что пользование Керченским проливом судами РФ будет осуществляться без ограничений и бесплатно, к необходимости получения разрешения от представителей РФ при проходе через Керченский пролив иностранного судна (в интересах Украины). Промедление или отказ в

предоставлении такого согласия может негативно сказаться как на экономических показателях государства, так и на ее политическом имидже», — предупреждали накануне подписания эксперты института по вопросам законодательства им. Я. Мудрого. Россия же, напротив, одержала дипломатическую победу, добившись обязательства обеих сторон совместно использовать эту акваторию. 

    На фоне таких успехов маловероятно, чтобы Кремль пошел на уступки в вопросе о принадлежности Керченского пролива, даже в обмен на продление базирования флота. Для Москвы совместное использование акватории Азовского моря и пролива, по сути, является ключевым вопросом, поскольку фактически закрывает доступ в этот регион любым иностранным судам, в первую очередь кораблям НАТО, без согласия РФ. Украина же традиционно увязывает вопрос о ЧФ и арендной платы за его базирование с ценой на российский газ. На фоне последнего резкого обострения отношений между Киевом и Кремлем будирование вопроса флота выглядит просто ожидаемым. 

    На сегодняшний день за пребывание на территории Украины ЧФ Россия ежегодно платит $97 млн. Однако еще летом минувшего года Киев заявил о намерении повысить сумму аренды до $1,8 млрд. Как объяснила такое намерение глава Фонда госимущества Валентина Семенюк, «из 4,5 тыс. объектов, включенных в соглашение, 185 используются Россией без внесения в договор между Украиной и Россией». По мнению экс-министра иностранных дел Бориса Тарасюка, Москва должна ежегодно платить Украине за базирование ЧФ более $2 млрд. 

    На самом ли деле Киев заинтересован в дипломатическом «бартере», как пишут российские СМИ, является ли такого рода утечка информации пробным шаром со стороны Кремля или это просто домыслы журналистов, станет ясно после очередного раунда украино-российских переговоров.

СЕРГЕЙ ВИННИК, 1Крымская

2772
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Севастополь пытаются прогнуть под интересы инвесторов

Пример этого – ситуация с новым зданием у «Черноморца», считает Вадим Колесниченко.
15:03
5
568

Планы прошлых лет не оправдывают новострой в центре Севастополя

Нельзя опираться на несостоявшиеся градостроительные задумки и ошибки, считает Наталья Безнос.
20:00
17
2059

В Севастополе проработали вид будущих ТЦ в начале проспекта Генерала Острякова

По меньшему вопрос решён, облик более крупного отправлен на доработку.
20:00
29
4322

Что означает новый для Севастополя сигнал об опасности «Баллистика!»

Он будет звучать при угрозе ATACMS, когда время реагирования – не более двух минут.
15:07
37
6239