Севастопольцев, которые следят за блогом Артемия Лебедева, в его последнем видео ждал сюрприз. В качестве меняющейся визуальной фишки, которой дизайнер иногда дополняет интерьер студии, на самый первый план вышла адресная табличка «Ул. Адмирала Октябрьского». Её неповторимый дизайн однозначно указывает — она из Севастополя.
Где эта улица
Что отличает старые адресные таблички Севастополя и как конкретно эта оказалась у Артемия Лебедева, ForPost рассказала Полина Клочко (Петренко) — уже известная читателям защитница городской аутентичности. Её история с реставрацией старинной двери для дома на Большой Морской, увы, хэппи-эндом не закончилась — красивую деревянную дверь с расстекловкой всё-таки заменили на глухую металлическую, но этот печальный опыт не поколебал готовности Полины защищать и спасать то, что можно защитить и спасти. К примеру, недавно она предложила, где можно использовать кованые ограждения балконов с музея им. Крошицкого — заказчик и подрядчики реставрации просто забыли их у кузнецов.
Но вернёмся к указателям.
«В Севастополе уличные аншлаги сделаны по принципу автомобильных номеров, только большего формата: выдавленные в металле чёрные буквы на светоотражающем фоне. Мне кажется, такого нигде больше нет, так что Севастополь уникален в том числе этим. Был. Да, они всё ещё остаются, но, к сожалению, всё активнее меняются на плоский синий пластик», — говорит Полина.
О долговечности новых табличек говорить не приходится.
Адресную табличку с улицы Адмирала Октябрьского девушка увидела в кустах, когда проезжала мимо на автобусе. Попросила товарища помочь, и он привёз погнутую стальную доску. Выпрямить её удалось без проблем.
В трепетном отношении к элементам городской среды Полина созвучна с Артемием Лебедевым, который называет себя «певцом ЖКХ». Путешествуя по стране и миру, он всегда обращает внимание на, казалось бы, неброские, но повторяющиеся и поэтому очень важные детали: фонарные и светофорные столбы, лавочки, урны, бордюры и вывески. По его мнению, на образ города они влияют точно не меньше, чем ухоженный памятник в центре. Что касается уличных табличек, то, по мнению дизайнера, 1 сантиметр объема принципиально меняет ощущение от города.
«У Артемия Лебедева есть музей вывесок, где он собирает интересные уличные таблички. Когда приезжал в Севастополь, он как раз обращал внимание на наши аншлаги, и я написала ему, спросила, интересна ли ему такая вывеска. Он ответил, что будет счастлив такому пополнению своей коллекции», — рассказала Полина.
Табличка уехал в Москву и вскоре предстала перед подписчиками блогера в новом выпуске «Честных новостей».
«Я думаю, все зрители из Севастополя её узнали и им было приятно её увидеть. И все, кто посмотрел этот выпуск, видели нашу красивую уникальную уличную вывеску. А я очень рада, что она не канет в Лету, а будет сохранена», — говорит девушка.
Я помню все твои трещинки
Увы, среди сегодняшних градостроителей ценителей таких «мелочей» не найти. К примеру, во время капремонта дома на Большой Морской Полина очень просила подрядчика не менять адресную табличку на пластиковую, а если новая обязательна, установить старую на другом крыле дома. Ответ был — «не положено».
«Тогда я попросила: пусть старую, когда открутят, не выбрасывают — я заберу. Но, к сожалению, этого не произошло, её тут же куда-то вывезли, и она пропала — на мусорке или в пункте приёма металла. А ведь во многих городах вывески сейчас сохраняют. Идёшь по городу, смотришь на дома — и видишь эту историю, понимаешь, какая она была. И можешь детям и внукам о ней не только рассказать, но и показать», — говорит Полина Петренко.
Девушку печалит подход, при котором неповторимые исторические детали считаются старьём, которое нужно заменить на «новенькое-чистенькое». Заштукатурить всё «Короедом» и выбелить — это грустно, скучно и не за что зацепиться глазу.
Сегодня реставрация предстоит одному из красивейших зданий Севастополя - построенному в 50-х годах прошлого столетия дому № 8 на улице Гоголя. Горожане надеются, что реставрация будет бережной не только к первоначальному образу здания, но и к его очень редкому сегодня аншлагу, ровеснику самого дома, — полукругу с козырьком и фонарем.
"Готовы реставрировать это изделие своими силами за свой счёт", - предлагается в группе "Архитектура Севастополя" Вконтакте.
Фото: "Архитектура Севастополя" Вконтакте
И все же воспоминания о прожитых годах продолжают беспощадно стираться с лица города.
«На здании УМВД на Ленина, 66, где сейчас идёт ремонт, было два старых флагштока с пятиконечной советской звездой, — рассказывает Полина Петренко. — Последний раз, когда искала их на фасаде, я их не увидела. Боюсь, что они не вернутся и их не передадут в какой-нибудь музей истории, а просто выкинут».
Светлана Косинова
Фото: Полина Клочко
Обсуждение (8)
Понаехи уже много чего уничтожили. Им наша история и культура не интересна, их волнует освоение денежных средств
Да, с каким-то злобным остервенением стирается любая историческая деталь. Всё, что может напомнить о возрасте и аутентичности города стремительно уничтожается. Как-будто мстят за то, что город хочет остаться собой, а не восторгается дешёвыми и пафосными новоделами.
Полина большая молодец и умница! Побольше бы таких людей.
То, что не удалось Кучме
(сделать из Севастополя провинциальное захолустье),
получается у Горлова и Развожаева.
Нам и врагов не надо. Всё сделают "друзья".
За что не возмуться - везде косяки.
Даже как было сделать не могут.
НЕУЖЕЛИ назначенцу ВООБЩЕ НЕ ИНТЕРЕСНО, что там лепят и как....
Таблички, Ракушка (слава Богу одумались)....
Вообще не видно интереса в реализации: начали делать, отчитались, а там хоть трава не расти. Есть ответственный, пусть отдувается.....
Отвезите человека в Краснодар в парк Галицкого, пусть посмотрит как люди делают. Может научиться чему-то, подскажут
Таблички новые можно делать и из металла, но они дороже, опять же экономят, как говорится, на спичках
Белая табличка лучше и эргономичнее синей и полукруглой. Потому что подражает дорожной табличке по ГОСТу.
Не удивлюсь, если синяя - меестное творчество ;) Вы отстали от понаехов на 28 лет. Просто догоняйте. Молча.
Табличка уехал в Москву ... Это как или Кто?