Развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, начатое с Филиппин, будет продолжено и на Японию.
Разворачиваясь в сторону Азии в целях геополитического сдерживания Пекина, США сменили свою ставку, которую они делали в рамках QUAD (взаимодействуя с Австралией, Индией и Японией). Теперь они перенесли внимание на два отдельных «треугольника»: Вашингтон — Токио — Сеул и Вашингтон — Токио — Манила. Один для контроля Северо-Восточной Азии, другой — для Юго-Восточной.
Подобная смена фигур (Индии на Филиппины) означает формирование нового антикитайского альянса, который уже называют SQUAD. В его рамках уже заключено японско-филиппинское соглашение в военно-логистической сфере — таков итог первого саммита Америки, Японии и Филиппин, который прошёл весной.
Новая расстановка союзных США сил в восточноазиатском регионе ведёт к увеличению вероятности военно-политического конфликта. Прежде всего, может быть эскалирована напряжённость в Филиппинском море (острова Спратли) — там Китай и Филиппины уже сейчас играют на нервах друг у друга. В то же время, если Пекин войдёт в клинч одновременно с Токио и Манилой, Вашингтон не сможет это проигнорировать. Помимо этого, в конфликтное поле может быть включена и Северная Корея, то есть уже Северо-Восточная Азия.
Несомненно, создание новых проамериканских коалиций идёт не так гладко. Иные их участники ненавидят друг друга. Как южные корейцы японцев (по очевидным историческим причинам). А терпеть придётся — их мнения Вашингтон не спрашивает.
И что мы видим в итоге?
Прежде всего, Америка действует соответственно своей стратегии нацобороны с её идеей «двух угроз» («острой» — Москва и «основной» — Пекин), постепенно перенося собственные геополитические акценты на Азиатско-Тихоокеанское пространство. Она готовится сбросить конфликт на Украине целиком (или почти целиком) на Европу, что немедленно найдёт отражение в эскалации напряжённости по всему китайскому периметру (в первую очередь, морскому).
Далее, фундаментальный «развод» Вашингтона и Дели пока не происходит, но отчётливо наблюдается тенденция к постепенному уменьшению роли Индии в антикитайских делах Америки. Просматривается это чётко. К примеру, в Штатах ряд околовластных структур уже занесли индийского премьера Нарендру Моди в перечень «автократов» вместе с лидерами России и Китая. Что, кстати, выгодно России, Китаю и БРИКС.
Далее, на протяжении долгих лет в дальневосточном регионе вызревала угроза для России, с которой нельзя было не считаться, — это Япония, которую будят от долгого сна после поражения во Второй мировой войне. Дамоклов меч битвы на два фронта (на западе с НАТО и ЕС, на востоке — с альянсом Вашингтона и Токио) висел над нашей страной давно. Новые же альянсы, сооружаемые американцами в восточноазиатском регионе, даже внушают некий оптимизм: по крайней мере противостоять им Россия будет уже не в одиночку. Кроме того, Япония будет распылять силы слишком сильно, чтобы пытаться, скажем, выразительно поглядывать на Курилы и Сахалин.
Ну и далее, также в течение долгих лет для нашей страны была актуальна угроза тотальной изоляции из-за предательства бывших друзей. Но то, что вытворяет коллективный Запад, очевидно толкает в наши широкие объятия не только старых друзей, но и новых, о которых мы раньше и не мечтали.
Так что не всё так однозначно. И это хорошо.
Павел Кухмиров