928

Обнулим потребление: к черту ценники

Фраза «бабло побеждает зло» подразумевает, что в мире чистогана нет места добру, а выбор только между одним злом и другим. Но...
Обнулим потребление: к черту ценники
Кадр из фильма "Свой среди чужих..." Н. Михалкова

Мелкий чеченский предприниматель, владелец автосвалки, Адам Дабуев нуждался в деньгах, но в одночасье простил долги десяткам людей, которые годами записывал в тетради:

«Двух-трех человек спросил про этот долг, не было у них средств отдать… Один мне признался, что у него нет денег даже на еду… Вспомнил своего отца, который умер 19 лет назад, подумал о том, с какой бедой мы все столкнулись, и сжёг все четыре тетради». 

Весть об этом разнеслась по республике и породила движение «прощения долгов»: владельцы небольших магазинов, лавок, техстанций, аптек и даже ювелирных магазинов стали списывать задолженности и даже оплачивать долги других.

Один из жителей Надтеречного района простил другому человеку миллион рублей, который тот одолжил у него 12 лет назад.

Как стало известно об этом? Очень просто – простившие долги с чисто кавказской скромностью публикуют об этом в соцсетях. Вскоре движение было поддержано известными людьми, замечено федеральными СМИ и, не дай Бог, может выродиться в модный флешмоб «солидарности с пострадавшими от коронавируса».

Массовость рождает модность и позёрство, а здесь чрезвычайно важен искренний душевный порыв конкретного человека в сложную минуту, когда переживания за ближнего превысили его беспокойство за себя, собственную семью.

Поступок бескорыстия тогда и ценен, когда совершён в тишине и нужде – не ради славы, саморекламы или красивой позы, а чтобы спасти душу. Мусульманин Адам поступил согласно словам вечной молитвы «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

В больших городах, погрязших в погоне за деньгами, потребительстве, такие поступки – большая редкость. Недаром саркастическая фраза «бабло побеждает зло» подразумевает, что в мире чистогана добру нет места, выбор только между одним злом и другим.

Добро заменено благотворительностью или подачками. Провести благотворительный флешмоб или кинуть бабушке в метро сотню другую, если это для тебя минус один стаканчик кофе/поездка чартером, не помощь вовсе, а пародия и издевательство.

Но вдали от мегаполисов, в русских городках и поселениях, где концентрация капитализма минимальна, такие поступки встречаешь нередко – просто о них никто не напишет, так как в отличие от Кавказа и Чечни русская глубинка не умеет себя рекламировать. Не в нашем духе.

До сих пор в провинции натыкаешься на бескорыстную помощь и с непривычки предлагаешь заплатить, на что получаешь характерный взмах рукой – мол, да будет тебе. Или на вопрос об оплате работы ответ - «сколько дашь», что кажется диким после прагматичности мегаполиса.

На самом деле дикость как раз в непонимании этого докапиталистического традиционализма, который чурается ценника.

Философ Альбер Камю как-то сформулировал: «Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, — это смерть. Воскрешение — в бескорыстии». Поступок чеченца Адама (к тому же предпринимателя!) и скромное бескорыстие сотен тысяч не поддавшихся миру чистогана – это тихое торжество духа человека над животом, воскрешение того лучшего, что дано человеку. Торжество, которое лучше всех социальных проектов способно привести к справедливости. Когда нестяжательство побеждает корысть, оно без всяких революций обнуляет потребительство, так как обезоруживает его.

В системе координат клиента-продавца всё покупается и всё обязательно должно иметь свою цену. На всём вокруг человека должны быть развешаны ценники, и человек вскоре обнаруживает, что на нём самом висит ценник как сумма стоимости его вещей.

Следующий шаг, когда ценники подменяют собой предмет/человека – и вот уже не важно качество товара/содержание личности, важен бренд/корпорация и цена/зарплата, чем дороже и статуснее лейбл, тем товар «лучше».

Можно попытаться разбить эти кривые зеркала, устроив социальную революцию с реками крови и достигнув временных успехов в перераспределении благ (если это реальная революция, а не цветная), но, как показала история, потребительская матрица очень гибкая и устойчивая, она успешно и цинично пережёвывает даже враждебные ей силы – горький пример тому изображения СССР, жителей которого купили за джинсы и гласность, и революционера Че Геваро в качестве модных наклеек.

Единственное, что способно обнулить потребительскую матрицу – это искреннее бескорыстие, не признание ценников, отношение к ближнему и его труду не как к товару, а как к дару.

Презрение к деньгам как мерилу всего и вся лишает эту матрицу кирпичиков, бескорыстие как приговор её ложному содержанию, прощение долгов как инструмент бескорыстия.

Вспомните, какую злость у одержимого алчностью ротмистра Лемке вызывала абсолютное нестяжательство большевика Шилова в гениальном фильме Михалкова: «Господи, ну почему ж ты помогаешь этому кретину, а не мне?».

Представьте, один человек прощает другому долг, тот дарит ему часть своего труда или собственности, а вместе они помогают третьему, к примеру, со строительством дома - и всё без оплаты!

Вместо купли/продажи как принципа денежной цивилизации – дарение и жертвование как принцип. Христос учил, чтобы не заботиться о еде и одежде, и жить как птицы – конечно, этот идеал мало кому доступен, но он может и должен быть путеводной звездой.

Речь не о том, чтобы отказаться от денег и вернуться к натуральному обмену – это уже вряд ли возможно и само по себе не искореняет корысть. Но постепенная и массовая смена приоритетов таким образом, чтобы дарение и жертва стали важнее оплаты, товаро-денежных отношений, вполне возможна и есть единственный способ остановить поступь маммоны.

Многие из нас боятся цифровизации как слежения за нашим физическим телом, но главная угроза в том, чтобы разум и душа не попали в плен цифр, мысля одними ценниками.



Эдуард Биров

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user созерцающий
175
созерцающий

Что можно ответить на добрые, но, увы, не только идеалистические, но и утопические фантазии автора? Только цитаты из В.И. Ленина :

"Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов"

"В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной." 

Ну и  по поводу "социальной революции с реками крови". У автора фраза создает ложное впечатление, что  социальная революция не просто не может обойтись без крови (что к сожалению верно, хотя бы отчасти), но и как бы подтекстом, что ратующие за эту революцию именно крови и хотят, а это не так. Кровь проливают и те, кто стремится революцию предотвратить  и часто еще задолго до начала революции, чем кстати ее ускоряют. Надо просто понимать, что социальные революции неизбежны, как естественный процесс развития человечества. Эволюционирование социальных отношений кажется предпочтительным, но, увы оно имеет достаточно узкие границы, за которыми превращается в свою противоположность - деградацию, а значит переход через эту границу всегда революционен, т.е. когда критическое количество противоречий вынужденно требует иного качества этих отношений, которые не обеспечивает эволюция, особенно в кризисные периоды.

Profile picture for user КрапивА
2887
КрапивА

Кровь революции говорите?...................ну чтож - посчитайте сколько крови и скольких поколений пролИли ее противники. Сколько еще нужно жизней?...загубленных, ввергнутых в нищету без права на уважение к себе? 

Давно бы уже сделали и забыли.