Сто лет назад хозяева мира боялись Ленина больше, чем сейчас коронавируса – после возникновения первого в мире социалистического государства они боялись распространения этой «заразы» на Европу и остальной мир.
Красную Россию пытались изолировать, звучали призывы расправиться с ней военным путем (осуществленная интервенция была все-таки достаточно ограниченной) – но она выжила и заразила остальной мир.
Иммунитета не было ни у кого – просто одни сумели перестроиться, построив у себя социал-демократическую версию государства рабочих и крестьян, другие ответили национал-социализмом, сочетавшим в себе идею равенства с национальным началом. Китай стал красным спустя три десятилетия, Америка, возглавившая «крестовый поход» против безбожников-коммунистов, только сейчас подходит к порогу социалистических преобразований (большинство молодежи уже считает социализм лучшим будущим для США).
Но полуторавековой юбилей Ленина пройдет незаметно – широко отмечать его не будут даже в коммунистическом Китае, не говоря уже о России.
И это при том, что Владимир Ульянов является едва ли не самым знаменитым русским – Гагарин, Толстой и Чайковский уступают ему в известности. Он же – и самый влиятельный политик прошлого века: никто не оказал такого огромного влияния на ход мировой истории в 20 веке, как «вождь мирового пролетариата».
При этом нельзя сказать, что Ленина забыли в России или стыдятся его – более того, судя по опросам, почти 60 процентов наших граждан считают, что он сыграл положительную роль в нашей истории. И тем не менее, говорить о Ленине мы не умеем – как правило, скатываясь или в обожествление или в демонизацию.
Но, не поняв Ленина, мы не поймем и нашей истории – и нашего будущего.
Ленин был двуликим – полезным для мира и вредным для России. Полезным не потому, что показал как не надо – а потому, что заставил менять социально-экономическое устройство. Не сразу, не везде, не добровольно – но заставил.
А вредным не в том смысле, что Ленин желал зла своему народу – напротив, он, как всякий русский разночинец, хотел спасти и возвеличить русский народ. Но, как и всякий русский европеец, Ленин мыслил не национальными категориями – а общецивилизационными, то есть по сути западными. Поэтому в центре его идеологии были не русские – а люди наемного труда, говоря современным ему языком, пролетарии. И не Россия – а весь мир, то есть опять-таки, по сути Запад, частью которого он считал и Россию.
Поэтому мировая революция должна была привести к всемирному государству рабочих и крестьян – изменив саму суть мировой истории, стерев не только классовые, но и цивилизационные различия.
Утопия? Да, но имевшая глубокие корни в западной мысли – и, как показал дальнейший ход истории, продолжающаяся и сейчас.
Марксизм – дитя либеральной философии просвещения, которая сейчас точно также отвергает нации, цивилизации, традиции, семью и Бога. Поклонение научно-техническому прогрессу – с той только разницей, что в марксизме-ленинизме он поставлен на службу высокоморальному обществу равноправных тружеников, а в современной западной реальности призван служить обществу потребления и удовольствий (которое, впрочем, считает себя высокогуманным и жутко прогрессивным).
Что толку, что атлантическую модель глобализации продвигают условные «акулы Уолл-Стрита», а не Коммунистический интернационал? Жесткий закон монополизации глобального рынка – или противостоящий ему закон классовой борьбы пролетариев, стремящихся вырвать из рук эксплуататоров власть и собственность?
Суть одна – весь мир должен быть объединен и жить по одним правилам и законам.
Это самое опасное и вредное – потому что уничтожает цветущую сложность мира, разнообразие мировых цивилизаций и укладов.
Да, марксизм-ленинизм оправдывает это куда более понятной и близкой для людей целью – всеобщим равенством, построением «царствия божия на Земле». Но для победы ему нужна вся Земля сразу – потому что хотя наследники Ленина и вынуждены были перейти к совершенно еретической до этого идеи «построения социализма в одной стране», все понимают, что это лишь временный компромисс.
Ни одна социалистическая страна не смогла в одиночку противостоять миру, живущему по другим законам – мощнейший СССР был взорван изнутри разуверившимися в коммунистических идеалах реформаторами-неумехами, а послемаоистский Китай сумел успешно реформировать себя в государство рыночного социализма, имеющее очень мало общего с классическим марксизмом-ленинизмом. Ленин бы такое точно не одобрил.
При этом уважение к Ленину со стороны как китайцев, так и современных русских, понятно и не удивительно. В России Ленина 70 лет обожествляли – а потом безудержно демонизировали. На выходе мы видим, что большинство испытывает к нему чувство признательности и уважения – потому что оценивают не реального Ленина (не прекраснодушного мечтателя, а жестокого прагматика с расстрелами и ужасами гражданской войны), а те идеалы равноправия и справедливости, солидарности и общинности, которые всегда жили в русском народе и в конечном счете расцвели в СССР.
Попытки изобразить Ленина «немецким шпионом», как и возложить на него ответственность за гибель Российской империи, нелепы – все были развалено до него, в Феврале, когда прозападные (в основном, ментально) элиты свергли царя и открыли ящик Пандоры.
Именно в феврале Россия пережила двойное предательство – со стороны части элит, решивших, что они лучше справятся с управлением страной и ударивших в спину своему главнокомандующему, и со стороны союзников, испугавшихся ими же выдуманной возможности сепаратного выхода России из войны (не существовавшей даже теоретически!), и включившихся в заговор.
Ленин не имел к этому двойному предательству никакого отношения – но он извлек максимум возможного из начавшейся после февраля смуты.
А на заграницу Ленин работал только в том смысле, что и вся тогдашняя революционная, околореволюционная и антимонархическая февральская публика – все они видели в России «отсталое дитя европейской цивилизации». В этом смысле марксист Ленин действительно пришел в Россию с Запада (как и нынешний коронавирус) – но он ничего не смог бы сделать в октябре 1917-го, если бы другие западники не устроили перед тем февраль.
Нам нет смысла ни оправдывать, ни обвинять Ленина – он тоже дитя русской истории. Церковного раскола 16 века, «царя-антихриста» Петра (ставшего для потомков Великим – как и Ленин сейчас), трагического отрыва части русской аристократии от родной почвы и веры, «западничания» немалой части интеллигенции, неумелой крестьянской реформы со сломом общины и бешенных темпов развития капитализма в России, приведших к люмпенизации пролетариата.
Ленин стоит в одном ряду с Петром Великим – но и с Кромвелем и Робеспьером. Это страшная и великая, трагическая фигура нашей и мировой истории.
Но чтобы избежать прихода к власти нового Ленина – нужно всегда помнить о причинах феноменального успеха того, кто родился 150 лет назад в Симбирске.
Петр Акопов
Обсуждение (11)
Теория Ленина может быть реализована только после искоренения таких человеческих качеств как жадность и эгоизм, которые порождают воровство и коррупцию. Увы, этого никогда не произойдёт, т.к. и сторонники и критики Ленинских идей воруют, как только им представляется такая возможность. Отсюда и ненависть либералов к теории марксизма-ленинизма. Поэтому так и живём.
На фоне обнуления сознания короновирусом возникают некие химеры. "Апрельские тезисы " Ленина трансформируются в "Апрельские тезисы" Платошкина...Бурление субстрата превращается в некий пузырь. Но наш путь во мраке знала Ванга и конец был позитивный.
У Ленина есть работа «Государство и революция». Основная идея это выстраивание государства, главная функция которого состояла бы в создании условий для собственного отмирания, для построения общества, в котором нет классов, и, раз так, нет машины насилия, которая позволяет одним классам обеспечивать гегемонию над другими.
То, что было построено в России после смерти Ленина и, после временной либерализации 90-х, получило новый импульс с начала 2000, идет в полную противоположность с этими идеями. В нынешней России функции аппарата насилия растут с каждым днем, а классовая расслоение видно невооруженным взглядом. Отсюда и отношение властей к Ленину, эдакий цинизм - назначить голосование по поправкам, единственная цель которых закрепить диктатуру пожизненно, в день рождения Ленина.
Очередная гаденькая статейка "ни о чём",но с впрыскиванием "нужных"церковных идей по формированию"нужного"видения истории в "нужном","ведущем"значении РПЦ в знаковых моментах истории!Особенно раздражает"впихивание"значимой роли РПЦ в Победе,во Второй Мировой Войне!(напр.заявление о том,что битва за Москву,выиграна исключительнопо тому,что поп облетел с иконой вокруг Москвы!).Новая РПЦ-национальная идея:русский=православный=патриот-это,как минимум шовинизм!
Слава великому Ленину, основателю первого в мире справедливого социалистического государства!
Последний раз я чувствовал себя счастливым человеком до прихода к власти проклятого врага предателя Горбачёва.
Владилена
В сетях орбитального плена,
Там где-то за Марсом летит,
Сестрица Земли Владилена,
Но в сотни раз меньше на вид.
Она небольшая планета
С названием в честь Ильича.
Ты к ней не достанешь билета,
Чтоб там все крушить сгоряча.
Туда не приедешь с кувалдой,
Туда не добраться с пилой
И Ленина с черной отрадой
Не бросишь на землю долой,
А можно лишь прыгать от злости,
Грозя кулаком в небеса,
Рискуя травмировать кости
И выть на "Созвездие Пса"
© Copyright: Геннадий Малинский, 2014
А вредным не в том смысле, что Ленин желал зла своему народу – напротив, он, как всякий русский - дочитал до этого места. Дальше читать бессмыслено. Главный истребитель русского народа, горит в аду по самую макушку. Отомстил за брата, срубил денег по лёгкому, пожив в берлинах и цюрихах, предал Родину, предал свой народ. До сих пор русские женщины торгуют собой по всему миру, благодаря этому супостату. До сих пор мы нищее всех нищих в мире благодаря этому деятелю. Но как сработали масоны красиво! Браво! Так промыть мозги толпе, что многие до сих пор восторгаются "гением"! Действительно величайшая спецоперация всех времён и народов.
Чтоб не повторилось говоришь? Повторится. Раз есть огромная толпа почитателей и слепцов, значит повторится . И 1937 ГОД , и рабство (спрятали за красивое слово - коллективизация), урок не выучен. Садись, русский народ, кол!
Согласна! И вам отлично промыли мозги. Огромное количество людей, которые чтят память о Ленине - далеко не дураки, которым "промыли мозги". Как раз именно они понимают, что сделал для нас, потомков, Ленин: Октябрьской революцией он создал условия для построения общества без сословий. Сейчас мы всяких графьев, князьев воспринимаем как маргиналов. Какое будущее ждало бы меня в той царской России, чьи предки были простых рабочих кровей? Смогла бы я получить образование, хорошую должность и много еще чего, что я получила при СССР? Моему поколению повезло, мы помним те времена, нам есть с чем сравнивать, и мы привыкли думать кричитически, чтобы нам никто не мог промыть мозги.
Я часто не соглашаюсь с мыслями данного автора. Но в этот раз меня подкупило то, что он попытался разобраться в очень непростом вопросе. Конечно, чтобы охарактеризовать такую многогранную личность и оценить его вклад в нашу историю, нужно написать многотомный труд, а не статью. Но всё равно, некоторые моменты правильно изложены. Свои мысли в честь 150 летия Ленина я изложил в своём блоге.
А почему автор считает, что нужно избежать прихода нового Ленина? Или он считает, что нынешняя система, нацеленная на разграбление страны и сокращение её населения, - справедлива и не нуждается в замене на более справедливую?
Идею построения социально справедливого общества в силу целого ряда причин , и объективных, и субъективных не удалось реализовать, пока....Но эти идеи живы и востребованы...К Ленину и ленинизму можно относиться по разному, но то, что это личность мирового масштаба, своего рода гений, умный и образованный человек - это факт неоспоримый...Блестящий теоретик мирового масштаба, доходчиво объясняющий и изобличающий капиталистическую систему как несовершенную и порочную, он тем не менее не был таким талантливым и РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ практиком-управленцем, как и многие его последователи...