ForPost продолжает серию публикаций об уникальной коллекции якорей Севастополя.
Вступительный текст был посвящён тому, как якоря становятся элементами городской архитектуры. О коллекции якорей музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя можно почитать здесь.
Самая большая частная коллекция якорей не только в Севастополе, но и, вполне возможно, во всём мире раскрывает удивительную морскую историю региона — от тавров и Рима до кригсмарине и советского океанического флота.
В этой публикации речь пойдёт о коллекции музея Черноморского флота.
Первая коллекция
Нынешнее здание музея Черноморского флота в Севастополе (изначально музей Севастопольской обороны 1854-1855 гг.) было построено в 1895 году. При оформлении фасадов и интерьера комплекса были использованы в том числе оригинальные орудия, ядра и якоря. На двух площадках по обе стороны от центрального входа среди прочих экспонатов размещаются по четыре адмиралтейских якоря. Их хорошо видно на старинных фотографиях здания. Эти восемь якорей — основа якорной коллекции музея.
В период второй обороны Севастополя часть экспонатов музея, в том числе тяжёлые артиллерийские орудия времён Крымской войны, были эвакуированы в Баку и Ульяновск. Вероятно, среди них были и адмиралтейские якоря.
После войны здание музея восстановили и вернули коллекцию обратно.
Постепенно музей стал получать новые экспонаты, среди которых были и поднятые со дна моря якоря.
Первые такие артефакты пополнили уличную экспозицию музея в 50–60-х годах прошлого века, когда в городе активно проводилась расчистка бухт.
Самые древние якоря музея — четырёхрогие (или четырёхлапые) якоря. Их активно использовали в период XVII–XIX веков как на русских, так на турецких галерах и баркасах.
В коллекции также несколько относительно небольших адмиралтейских якорей (помимо восьми перечисленных выше), которые использовались на шхунах и баркасах времён Крымской войны.
В музейной коллекции можно увидеть четырёхрогий якорь с более мощным веретеном и лапами. С большой вероятностью можно сказать, что это мониторный якорь второй половины XIX века. Их, в частности, использовали на первых броненосцах-мониторах, на круглых броненосцах береговой обороны — «поповках».
Но, пожалуй, самые интересные — якоря системы Тротмана, напоминающие адмиралтейский якорь, но с качающимися лапами. Они соединяются с веретеном с помощью соединительного болта. Якорь отличался хорошей держащей силой — при зарывании в грунт один рог прижимался к веретену и при натяжении каната дополнительно прижимал его к грунту. Такие якоря поставлялись на многие корабли с середины XIX века в качестве запасного.
На одном из двух довольно массивных якорей системы Тротмана хорошо читается маркировка «Управ Груммъ Маст Гус.. Коммиссiон Штабсъ Капитанъ Емельяновъ № 312».
Всего в коллекции музея ЧФ чуть менее 20 якорей.
В следующих публикация ForPost расскажет своим читателям о коллекции якорей при храме Святителя Николая и якорях центральной части Севастополя.
Фото автора
Андрей Киреев
Обсуждение (5)
"На одном из двух довольно массивных якорей системы Тротмана хорошо читается маркировка «Управ Груммъ Маст Гус.. Коммиссiон Штабсъ Капитанъ Емельяновъ № 312»."
Полагаю,что Штабсъ Капитанъ Емельяновъ не комиссион получил(по 44 фз), а принял от подрядчика( Управ -й Груммъ, Мастер Гус..) комиссионно по акту №312 якорь в эксплуатацию.
Типа технадзор/военпред.
Якорь это тормоз ни этим надо гордится -корабли надо строить и ими гордится
Помню, фильм был старый советский ... там один маленький мальчик у одного большого дяди спросил: "Дядя Петя, ты дурак?"
Надо срочно надраить якоря, а то не порядок получается. Так сказать, отреставрировать.
И даже в такой невинной новости кто-то влез про то, что живём хреново))