Севастополь

Как в Севастополе появились старинные британские якоря

Шторм в Черном море 14 ноября 1854 года пустил на дно десятки кораблей и судов англо-французских войск в районе Севастополя и Евпатории.

В Севастополе довольно активно используют якоря в качестве элементов архитектуры. Их часто устанавливают при входе в морские учреждения, воинские части, используют в роли памятников или их элементов.

О том, какой путь якоря проходят перед тем, как окончательно «заякориться» на улицах города, ForPost рассказывал в публикации «Как в Севастополе появляются якоря: со дна на постамент».

Впрочем, есть в Севастополе площадки, где собраны довольно внушительные коллекции разнообразных якорей. Одно из таких собраний находится прямо возле здания Панорамы.

Последствия шторма

Во время Крымской войны — 14 ноября 1854 года в Чёрном море разыгралась сильнейшая буря. Корабли и транспортные суда британцев и их союзников стояли на Балаклавском рейде, в устье реки Качи, в Карантинной бухте и в районе Евпатории. Далеко не всем им удалось пережить удар стихии: на дно ушло порядка 60 кораблей и судов, включая гордость английского флота парусный пароход Prince.

Более чем через 100 лет якоря с этих кораблей стали жемчужинами коллекции Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя.

якорь, панорама, коллекция

«Наша коллекция формировалась с конца 60-х годов прошлого века. Часть якорей находили при земляных работах, в частности, на Угольной пристани и в Камышовой бухте. Ряд якорей были подняты тралами наших рыбаков в открытом море, в частности в районе Балаклавы. Множество якорей было обнаружено водолазами во время очистки территории Евпаторийского порта. В 1966 году нам из Евпатории передали пять якорей, что положило начало коллекции», — рассказала ForPost главный научный сотрудник музея Ирина Никитина.

Всего в коллекции музея более 20 якорей XVII–XIX веков – от относительно небольших до значительно превышающих человеческий рост гигантов.

На музейной площадке сразу бросаются в глаза большой якорь с частично сохранившимся деревянным штоком, крупный якорь с хорошо различимыми маркировками и довольно вытянутый якорь с сильно погнутым веретеном.

Первый якорь относится к двурогим британским якорям первой половины XIX века. Их использовали в качестве становых на фрегатах и в качестве вспомогательных на линейных кораблях.

Севастополь, якорь, панорама

«Весит этот якорь порядка 2,2 тонны, длина веретена — более 3 метров. На цепи клеймо PROVED NORRIS, то есть „Испытал мастер Норрис”. Обнаружен он был в районе Балаклавы. Вероятно, принадлежит кораблю, который затонул или потерял якорь во время сильного шторма в ноябре 1854 года», — отметила Ирина Никитина.

якорь, панорама, музей

Его собрат — адмиралтейский якорь со складным штоком. «На вороте и пятке текст на английском языке: LONG IOGE & Cº EDLINGTON № 296 18…6. Якоря такого типа также использовались на линейных кораблях и фрегатах Великобритании в период Крымской войны 1853–1856 гг.», — подчеркнула научный сотрудник.

А вот изогнутый якорь — российский. Такие использовали на больших кораблях в XIX в. Сложно сказать, что стало причиной деформации: вероятно, он зацепился за скалу и получил искривление, удерживая корабль.

якорь, Россия, Севастополь, XIX век, коллекция, музей, Панорама

На площадке разместились еще несколько довольно крупных якорей. Другие музейные экспонаты с британских или союзных кораблей и судов, в том числе арендованных в США, значительно уступают в размерах этим гигантам.

Ещё один интересный экспонат из коллекции музея, пусть и не такой большой, как описанные выше, — четырёхрогий якорь, напоминающий крюк-кошку бойца спецназа.

якорь, коллекция, Севастополь, Панорама

«Он использовался в период XVII–XIX веков как на русских, так на турецких кораблях. Речь идёт о галерах и баркасах. Этот якорь был найден во время одного из промыслов наших рыбаков в прибрежных водах. Довольно часто такие якоря использовались в качестве вспомогательных или кормовых», — подчеркнула музейный работник.

музей, Севастополь, панорама

Вблизи этого экспоната — ещё один четырёхрогий якорь, правда, с более мощными рогами. «Это мониторный якорь XIX века. Якоря такого типа использовались на первых броненосцах-мониторах. Предположительно на круглых броненосцах береговой обороны — „поповках”. Найден членами военно-спортивного морского клуба „Юность” в Камышовой бухте в 1986 году», — добавила Ирина Никитина.

Нечастный для Севастополь экспонат — британский якорь конструкции Тротмана.

якорь тротмана Севастополь

«Якорь найден в 1966 году водолазом аварийно-спасательного судна „Комсомолец” при очистке дна моря и старого причала Евпаторийского порта. Такими якорями с 1848 года Британское адмиралтейство снабжало каждый корабль: вначале — в качестве запасных, с 1867 года — как типовой становой якорь на башенных броненосцах», — пояснила главный научный сотрудник музея.

Отдельно стоит рассказать о якорях, которые установлены на другой площадке музея — Сапун-горе. Речь идёт о якорях системы Холла с крейсера «Ворошилов» — активного участника Великой Отечественной войны. Они были переданы музею в 1974 году после начала разборки корабля на металл.

якоря, крейсер Ворошилов, Сапун-гора

«Когда в 2020 году проводилась реконструкция комплекса на Сапун-горе, была создана центральная аллея, была создана экспозиция, которая условно должна напоминать силуэт корабля. И начинается эта экспозиция как раз с якорей, за ними идут зенитные установки, орудийные башни, далее надстройки», — сказала Ирина Никитина.

Андрей Киреев

Фото автора

3312
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (8)

Profile picture for user Dimen_777
889
Dimen_777

Существует фото примерно 1920х годов: левый берег Балаклавской бухты, на нем куча якорных цепей и несколько старых якорей поднятых ЭПРОНом!

Profile picture for user Гражданин-Севастополя
852
Гражданин-Сева…

А что произошло с коллекцией якорей, которая была на Историческом бульваре рядом со зданием Панорамы?

Profile picture for user nord
10795
nord

to Гражданин-Севастополя:  

Вот мне тоже хочется знать: куда они подевались ?

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6684
d dd

когда то давно был на практике на ПК (кажись 84100),так вот там,  во время каких то работ обнаружили  старый якорь и капитан передал его в Панараму и в благодарность имел пожизненое бесплатное посещение.И вроде табличка там была соответствующая.

Так, а что там на Историке уже нет якорей?

Куда ж они подевались?

Profile picture for user Mir vsem
5546
Mir vsem

 

to Гражданин-Севастополя:  

;

А что произошло с коллекцией якорей, которая была на Историческом бульваре рядом со зданием Панорамы?

Так эта статья о них! И не только. И фото имеются. А что их уже нет!?

Profile picture for user sapun
8483
sapun

На 3 года закрылась Панорама, уже более 3 лет закрыт Исторический бульвар... и это ужасно не только для севастопольцев, но и для тех, кто посещает наш город. Превратили самое прекрасное в городе место в настоящий гадюшник!!!

Profile picture for user Гражданин-Севастополя
852
Гражданин-Сева…

Подскажите, пожалуйста, какой фотохостинг нужно сейчас использовать для загрузки изображений на Форпост? Несколько попыток разными способами не дали положительного эффекта.

Profile picture for user elise
807
elise

Важный вопрос!

А что произошло с коллекцией якорей, которая была на Историческом бульваре рядом со зданием Панорамы?

 

Главное за день

Голосуйте за главное событие Севастополя в 2024 году

Итоговый опрос от ForPost на платформе телеграм.
10:39
2
1544

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
36
7413

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2570

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
3210