В мире

Войны будущего: Почему США проиграли Турции «гонку дронов»

Войны будущего: Почему США проиграли Турции «гонку дронов»
Фото:
goodfon.ru

Активизировавшийся в конце сентября вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе при всей своей локальности сейчас демонстрирует модель полноценной войны будущего, основанной на новом технологическом укладе.

Прошлую большую войну 1992–1994 годов армяне, несмотря на количественное превосходство азербайджанской армии, выиграли благодаря качественному превосходству в выучке танкистов и артиллеристов.

Кстати, далеко не всегда армянских — чаще всего это были военнослужащие частей Советской армии, на момент распада СССР находившихся на территории Нагорного Карабаха. Эти части отошли в 1992 году России, но их бойцы часто воевали за армян, которые готовы были за это щедро платить.

Сейчас же укреплённые позиции армян оказались беззащитны перед ударными беспилотниками Bayraktar TB2 турецкого производства, закупленными этим летом Азербайджаном.

Опять же, скорее всего, управляют дронами турецкие операторы, так как азербайджанская сторона вряд ли успела после покупки подготовить своих специалистов.

Министерство обороны Азербайджана регулярно публикует видеозаписи с видеокамер дронов, на которых беспилотники буквально «отщёлкивают» один за другим артиллерию, танки и даже средства противовоздушной обороны (ПВО) противника.

До этого дроны Bayraktar TB2 отлично показали себя в ходе боевых действий в Турецком Курдистане, а затем в Сирии и Ливии, позволив туркам быстро завоевать там господство в небе и беспрепятственно наносить удары по позициям противника.

Осведомлённый читатель, скорее всего, вспомнит, что ещё недавно все говорили об ударных дронах, используемых США в Пакистане, Йемене и других странах.

Куда же делось превосходство Штатов в этом направлении и почему вперёд вырвались турки?

Начнём с того, почему вообще Штаты в своё время начали использовать ударные дроны.

Первый из них, MQ-9 Reaper, был запущен в феврале 2001 года на базе беспилотника MQ-1 Predator, который в том же феврале 2001-го впервые также начали использовать для запуска ракет «воздух–земля». При том, что Predator производился с 1994 года, но до этого он использовался американскими военными только для разведки.

Дело в том, что 27 сентября 2000 года в Палестине вспыхнула очередная интифада, на фоне которой повсюду активизировались исламские террористы.

12 октября 2000 года арабские смертники на загруженном сотнями килограмм взрывчатки катере атаковали американский эсминец Cole, находившийся в йеменском порту Аден. При взрыве корабль получил серьёзные повреждения, 17 моряков погибли.

Стало ясно, что надо готовиться к полноценной войне с врагом, который не похож на обычного противника, с которым учат воевать в академиях и учебках, — у террористов нет ни армии в привычном нам понимании, ни чёткой линии фронта.

Поэтому понадобились средства «точечного» удара, более совершенные и точные, чем бомбардировщики или крылатые ракеты.

Такими средства оказались беспилотники.

Во-первых, дрон может часами, как птица, кружить над контролируемой территорией, что невозможно для ударного самолета. Дрон — сравнительно с самолётом — небольшой и малошумный, поэтому малозаметен для врага.

Найдя цель, дрон сразу наносит удар, без времени на подлёт, необходимое самолёту или ракете, а поэтому не даёт цели уйти, к тому же качество наведения даёт возможность поражать буквально как в прицеле.

Во-вторых, чисто финансовый аспект.

Американцы умеют считать деньги, и профильные комиссии Конгресса пристально следят, чтобы президент и Пентагон не залезали чересчур в карман налогоплательщиков, потому что каждому конгрессмену потом надо ещё переизбираться на свободных и очень конкурентных выборах.

Как писало 7 февраля 2013 года американское издание The Fiscal Times:

«Стоимость одного беспилотника MQ-9 Reaper составляет 6,4 миллиона долларов, согласно анализу American Security Project. Стоимость одного A-10 Thunderbolt, самолёта с возможностями, аналогичными Reaper, составляет 18,2 миллиона долларов с поправкой на инфляцию. Затраты на техническое обслуживание дронов также ниже, поскольку для их ремонта требуется меньше технических навыков».

A-10 Thunderbolt — это самолёт-штурмовик, выпускавшийся компанией Fairchild Republic с 1975 по 1984 годы, но из-за своей «живучести» и уникальности функционала до сих пор остающийся на вооружении американских Военно-Воздушных Сил.

Как видим, новый технологически сложный и управляемый издалека оператором дрон обошёлся бы Пентагону дешевле, чем выпущенный 30 лет назад и, по сути, давно устаревший самолёт.

Более того, дроны оказались дешевле даже живых солдат.

Цитата из The Fiscal Times:

«Дроны также существенно дешевле традиционных наземных войск. Заместитель министра обороны Роберт Хейл заявил Конгрессу в прошлом году, что каждый боец американского контингента в Афганистане обходится в 850 тысяч долларов в год».

То есть годовое содержание находящихся за рубежом на линии боевых действий взвода солдат американской армии дороже, чем закупка одного ударного беспилотника.

Во-третьих, потеря живого солдата — это потеря бойца, которого долго готовили к боевым действиям и вложили в это много усилий и денег (подготовка в армии США куда сложнее поездки на стрельбище), а с потерей дрона оператор остаётся жив и продолжает работать.

Кроме того, потеря бойца несёт и моральные издержки, тогда как у дрона нет родных и знакомых, которые выйдут на митинг или будут давать интервью журналистам.

В-четвёртых, по поводу использования дронов, находившихся в ведении ЦРУ, не нужно было отчитываться перед Конгрессом, как если бы речь шла о живых военных или управляемых ими самолётах. Президент мог отправлять беспилотники для удара по любой стране без какого-либо согласования с законодательной властью.

В-пятых, что было очень важным, использование дронов попало также в пробел, существующий и в международном праве.

Если группа американского спецназа высадится в Пакистане или Сомали, чтобы уничтожить террористов, или там отбомбится американский самолёт, — это прямой акт агрессии, международный скандал.

А если туда прилетит механический дрон и выпустит ракету — это составленными в предыдущую технологическую эпоху международными соглашениями никак не урегулировано.

Как отметил по этому поводу в интервью, опубликованном 29 октября 2013 года на сайте Организации Объединённых Наций, профессор-международник Бахтияр Тузмухамедов, работавший ранее в трибуналах ООН по Руанде и бывшей Югославии, а затем в 2016–2018 годах преподававший в Дипломатической академии МИД России:

«Если трансграничный удар наносится с ударного беспилотника по территории суверенного государства, то изолированный такой эпизод, конечно, не тянет на агрессию, в соответствии с известным определением Генеральной Ассамблеи, которое было потом принято поправкой с Римскому статуту Международного уголовного суда».

Вследствие всех этих моментов особый размах использование ударных дронов получило в период президентства Барака Обамы, который начал вывод американских войск из Афганистана и Ирака и в целом старался восстановить ухудшившиеся при Джордже Буше-младшем отношения с исламскими странами.

Аналитический центр New American Foundation в начале 2013 года подсчитал, что при Буше в разгар военных действий в Афганистане по Пакистану было нанесено лишь 47 ракетных ударов с дронов, тогда как практически только за один первый срок Обамы — 322.

По данным того же источника, по Йемену при Буше вообще не происходило ударов с дронов, а при Обаме всего за несколько лет было нанесено уже 97.

А вот еще немного статистики Организации объединенных наций:

«По данным ООН, только в Афганистане в 2013 году число людей, погибших в результате использования дронов, увеличилось втрое по сравнению с предыдущим годом. При этом 40% всех гражданских лиц, погибших в результате воздушных атак со стороны правительственных сил в Афганистане, — это именно те, кто погиб в ходе операций с применением беспилотников».

Именно при Обаме были разработаны и полностью автономно управляемые беспилотники второго поколения, которые уже не нуждались в операторе-человеке. Речь идёт про модель X-47B, разработанную компанией Northrop Grumman.

Думаю, жителям Севастополя будет интересен такой момент: новый беспилотник сам, используя искусственный интеллект, садился и взлетал с палубы авианосцев. 14 мая 2013 года в ходе испытаний он совершил первый взлёт с палубы атомного авианосца George H.W. Bush, а 10 июля 2013-го — первую посадку на палубу того же корабля. Так что в сухопутных базах по всему свету теперь американские дроны могли не нуждаться.

Помимо этого, X-47B превосходил MQ-9 Reaper и по дальности полёта (2778 км против 1850 км), и по максимальной скорости (1035 км/час против 482 км/час), которая у нового беспилотника приближалась к скорости первых реактивных самолетов 1950-х годов.

Причём мощь нового дрона планировалось усилить, добившись возможности его пребывания в воздухе 24 часа в сутки благодаря дозаправке со специальных самолётов, которую, кстати, успешно опробовали в апреле 2015 года.

А вот другая перспективная модель, поступившая на испытания в том же году. 5 декабря 2013 года Военно-Морские Силы США официально сообщили об успешном запуске дрона XFC UAS (eXperimental Fuel Cell Unmanned Aerial System), осуществлённом с атомной подводной лодки Providence.

Так же, как X-47B, новый дрон имел складывающиеся крылья, только в отличие от разработки Northrop Grumman, у которой крылья складывались при посадке на авианосец, у XFC UAS они, наоборот, раскрывались при запуске из-под воды.

В общем, к 2020 году США уже могли подойти с целой армией роботов-убийц, базирующихся на авианосцах и подводных лодках.

Почему же этого не произошло?

Во-первых, из-за начавшейся в том же 2013 году мощной общественной кампании Stop Killers Robots, в ходе которой американцы, например, массово пикетировали военные базы, где базировались ударные дроны.

Им почему-то оказались отнюдь не чужды жертвы новинок американского ВПК в далёких странах.

По подсчётам New American Foundation, в одном только Пакистане к 2013 году от ударов дронов погибло от 2077 до 3424 человек, в Йемене от ударов дронов и крылатых ракет — от 715 до 923 человек, и это даже не самые максимальные оценки.

Сенатор Линдси Грэм в 2013 году назвал цифру в 4756 убитых дронами в Пакистане, Йемене и Сомали.

Во-вторых, эта кампания перешла и на международный уровень, где постарались ликвидировать законодательные пробелы, дававшие дронам широкие возможности.

Например, 26 марта 2015 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию «Обеспечение использования дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов или ударных беспилотников в ходе контртеррористических и военных операций в соответствии с нормами международного права, включая права человека и международное гуманитарное право».

В-третьих, производство новых дронов в рамках программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike) заблокировал Конгресс.

Вот цитата из статьи, опубликованной в сентябре 2014 года на сайте Российского совета по международным делам:

«В 2013 г. конгрессмены запретили ВМС закупать более 6 БПЛА до получения одобрения на начальное мелкосерийное производство. В 2014 г. Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей внес в Закон о военном бюджете на 2015-й финансовый год поправку, замораживающую средства на программу UCLASS до представления Пентагоном Конгрессу всестороннего исследования требований к UCLASS».

В итоге, в 2015 году, несмотря на производство двух образцов, совершивших 37 успешных посадок на авианосцы, Пентагон свернул разработку X-47B, которая уже обошлась в 744 млн. долл.

После прихода Трампа Штаты переживают что-то вроде реформ Хрущёва, только наоборот: Хрущёв порезал (в прямом смысле слова) линкоры, обещая, что «Америку ракетами закидаем», а Трамп пообещал масштабную программу строительства военных кораблей, тогда как для дронов новых поколений места уже не нашлось.

На фоне всего этого Турция, раздосадованная отказом США продавать ей ударные беспилотники, с 2016 года развернула производство собственных моделей, разработанных Сельчуком Байрактаром.

Подробная история его успеха описана в статье «Вторая эра дронов», опубликованной 14 мая 2019 года американским журналом The Intercept, пересказывать её не буду.

Стоит отметить, что Bayraktar TB2 является, по сути, лишь улучшенным аналогом MQ-9 Reaper, у него выше дальность полёта (4000 км против 1850 км), хотя максимальная продолжительность пребывания в воздухе примерно одинаковая (24 часа). Он управляется оператором, а не искусственным интеллектом.

А если бы в небе появились сотни полностью роботизированных вооружённых дронов, самостоятельно определяющих объекты для нападения и осуществляющие атаку?

Страшно даже себе представить, но такое могло уже быть реальностью. Если бы не протесты в США и усилия конгрессменов, заблокировавших подобные проекты.



Владислав Мальцев

1448
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Н_иколай
1579

Фильм Хичкока "Птицы" сбывается. Скоро людей будут атаковывать в основном с воздуха. Чтобы вонзить иглу с ядом достаточно будет дрона размером с осу: минимум материала - максимум успеха. Человечество семимильными шагами идет к своему закату, обидно, блин

Profile picture for user curious type
373

А служил ли тов. Мальцев в армии и если служил, то кем? Что то мне подсказывает, что у него нет опыта, который бы ему подсказал для чего годятся дроны, а для чего, пока, нет, и сколь смешно думать, что "протесты" и конгрессмены "миротворцы" спасли мир от роботов убийц.

Profile picture for user dl77
2469

Такое оружие подходит только против слабого деморализованного противника. Эти дроны в Сирии применялись против разве что курдов, у которых нет ничего, кроме автоматов и дырявых подштаников. 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_375524822
1460

Много букв от аФтора .  Суть непонятна.. БЕЗ пилотник. Без пилота. Минус одна жертва войвы. Ну как-то так

Profile picture for user sevpro
1419

Невероятно дилетантская статья. Очередной блоХер делится своими снами

Profile picture for user val.prasolov
4765

Американцы умеют считать деньги, и профильные комиссии Конгресса пристально следят, чтобы президент и Пентагон не залезали чересчур в карман налогоплательщиков, потому что каждому конгрессмену потом надо ещё переизбираться на свободных и очень конкурентных выборах.

Ну-ну.

Может потому что считают деньги налогоплательщиков, потому у них около 700 военных баз разбросано по всему миру?

Или может поэтому у них госдолг уже  25 триллионов доллларов и теперь они регулярно поднимают его планку? А ведь ещё в 2000 году он был менее 6 триллионов.

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
16
453

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1438

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3456