Вдов участников спецоперации хотят защитить запретом на увольнение. Соответствующий законопроект разработали член Комитета Совфеда по обороне и безопасности Дмитрий Перминов и член Комитета Госдумы по промышленности и торговле Игорь Антропенко.
Представители бизнеса и эксперты считают, что женщин, чьи мужья отдали жизнь, защищая родину, поддерживать надо. Но стоит ли это делать за счет работодателей — большой вопрос.
Как государство помогает вдовам ветеранов боевых действий?
Член Комитета Совфеда по обороне и безопасности Дмитрий Перминов написал в своем telegram-канале:
«Внесли с депутатом Госдумы Игорем Антропенко законопроект о запрете увольнения вдов ветеранов боевых действий в течение одного года с момента его гибели. Это очень важная мера, которая поможет семьям наших героев сохранить свои доходы и стабильность в тяжёлое время».
Такой меры поддержки вдов участников военных действий в истории современной России не было, рассказал профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков.
Есть другие меры.
Так, государство помогает вдовам участников боевых действий в Чечне, Сирии, Афганистане различными социальными льготами. В частности, они могут рассчитывать на:
- обеспечение жильём, если вдова нуждается в улучшении жилищных условий и встала на учёт до 1 января 2005 года;
- компенсацию оплаты коммунальных услуг в размере 50%;
- внеочередное оказание медицинской помощи, а также приём в организациях социального обслуживания без очереди;
- обеспечение путёвками в санатории при наличии медицинских показаний;
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы;
- получение медпомощи в медорганизациях, к которым они были прикреплены при жизни ветерана;
- ежемесячную денежную выплату.
А родственники и вдовы участников спецоперации имеют право на зачисление детей в детсады и школы, начисление пособий в упрощённом порядке, на выплаты при пропаже или гибели военного и другие.
Читайте также по теме: Участникам СВО, претендующим на участки в Крыму, упростили сбор документов
Иммунитет от увольнения
Сенатор Дмитрий Перминов и депутат Игорь Антропенко считают, что всех принятых мер недостаточно. Поэтому они настаивают на запрете на увольнение вдов участников СВО.
«В случае гибели или смерти в результате военной травмы ветерана боевых действий супруга такого ветерана будет защищена от увольнения. Работодатель не сможет расторгнуть с ней трудовой договор за исключением ряда случаев», — сказано в пояснительной записке законопроекта.
Изменения предлагается внести в четвёртый абзац статьи «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора» Трудового кодекса РФ.
Перминов уверен: таким образом семья погибшего «получит возможность справиться с утратой и нормализовать свою жизнь».
Сейчас не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребёнка в возрасте до четырнадцати лет.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков считает, что новая мера поддержки вдов участников СВО лишней не будет.
«В наше время везде и всюду рынок — труда, в том числе. Рабочее место достаточно много значит в жизни человека. И лишать этой важной опоры члена семьи участника спецоперации не стоит. Предложение законодателей оправданно. Эта мера носит конструктивный характер, по меньшей мере в текущих условиях», — сказал ForPost Щербаков.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Пеньшин также поддерживает запрет на увольнение вдов СВО. Его племянник и крестник сейчас находятся в зоне проведения спецоперации. У одного из защитников родины ребёнок болен онкологией. Ему страшно представить, что будет, если мать больного потеряет работу, если вдруг не станет главы семейства.
Поэтому он двумя руками за новый закон.
Читайте также по теме: Губернатор зовёт участников СВО на отдых в Севастополь
А что работодатели?
Некоторые бизнесмены в разговоре с корреспондентом ForPost отметили: вдовы участников СВО у них не работают, комментировать им пока нечего.
Гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова понимает, почему некоторые наниматели осторожничают. Законодатели ни слова не сказали о том, как быть работодателю, если он понимает, что вдова не справляется со своими должностными обязанностями. Если нельзя уволить, то что делать?
Поскольку в «законопроекте об этом не сказано ни слова», решение кадровой проблемы, считает наша собеседница, ляжет на плечи региональных властей и службы занятости.
«Скорее всего, работодатель будет обращаться к мэру или губернатору с просьбой помочь трудоустроить вдову участника СВО, которая не справляется со своими трудовыми обязанностями. По идее, местная власть должна предложить женщине какие-то варианты трудоустройства. Чиновники это могут делать как напрямую, так и через службу занятости. Местные власти должны оказать работодателю всякое содействие, раз из-за запрета на увольнение он не может распрощаться с некомпетентным работником. Ситуации в жизни бывают всякие, а у бизнеса тоже непростые времена и это нужно понимать, в том числе чиновникам и депутатам», — сказала Колчанова.
По мнению главы крестьянско-фермерского хозяйства Сергея Пеньшина, проблем, озвученных гендиректором Союза предприятий зообизнеса, на селе точно не будет.
«Можно сказать, что здесь уже некому работать. Каждый работник на счету. Поэтому для нас, фермеров, сохранение рабочего места за сотрудником приоритетно», — уточнил наш собеседник.
Он уверен, защищать запретом на увольнение нужно особенно вдов, работающих на заводах и крупных предприятиях, где риск увольнения «достаточно велик».
«Работодатель найдёт тысячу вариантов, тысячу причин, чтобы избавиться от ненужного сотрудника. Кодекс законов о труде РФ очень лояльный. Просто нужно посмотреть на него и придумать схему увольнения работника без нарушения установленных на законодательном уровне запретов», — уточнил наш собеседник.
В качестве негативного примера фермер привёл электронную пропускную систему, которую внедряют некоторые промпредприятия. Каждому сотруднику выдаётся пластиковая карта, которую он обязан прикладывать к терминалам, установленным на входе в столовую, туалет, на выходе из здания предприятия. Сколько часов отработал, столько получил.
Пеньшин познакомился с такой системой контроля на одном из предприятий. По его данным, после её внедрения примерно 20% сотрудников уволились по собственному желанию. Работать при такой «тотальной системе контроля стало невыгодно», подчеркнул фермер.
«И это только один из сотни способов распрощаться с неугодным работником», — уточнил наш собеседник.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков уверен: до такого дело не дойдёт.
«Когда сложилась такая ситуация в стране, повышается роль тех, кто руководит коллективами трудящихся. Их задача — найти достойное место внутри предприятия для вдовы, которая не справляется с возложенными на неё трудовыми обязанностями. Ей можно поручить выполнение других задач, чтобы рационально использовать потенциал работника и не сводить всё к увольнению. Нельзя платить неблагодарностью участникам СВО и забывать их подвиг», — считает профессор.
Дата рассмотрения законопроекта о введении запрета на увольнение вдов участников СВО, приравненных к ветеранам боевых действий, пока не назначена.
Читайте также по теме: Участники СВО смогут поступить в вузы Севастополя по отдельной квоте
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
Уд.