Сохранить брусчатку, которая до сих пор ещё обнаруживается на некоторых старых улицах Севастополя, пообещал заместитель губернатора Владимир Базаров во время осмотра работ на улице Василия Кучера.
Одним из обязательных атрибутов старого города является его дорожное покрытие. Именно старая брусчатка, которой вымощены узкие улицы, создаёт тот неповторимый облик старины, который так манит туристов. В сравнительно молодом Севастополе тоже есть улицы, на которых сохранилась брусчатка, и сегодня власти города заговорили о необходимости её сохранения.
По информации правительства Севастополя, на улице Василия Кучера после ремонта дорожного полотна участок, вымощенный брусчаткой, будет восстановлен в своём историческом виде. Как пояснил заместитель губернатора Владимир Базаров, которого цитирует пресс-служба городского правительства, такое решение было принято после неоднократных обращений севастопольцев с просьбами о сохранении брусчатки.
«Правительством принято решение её сохранить и вернуть на прежнее место в первозданном виде. Остальную часть дороги подрядчик заасфальтирует и благоустроит прилегающие территории», – сказал вице-губернатор.
Члена Общественной палаты Севастополя и регионального штаба ОНФ Валерия Дорошко решение Базарова о сохранении брусчатки на улице Василия Кучера обрадовало. Очень важно, чтобы брусчатку не заменили асфальтом, считает общественник, «её нужно восстановить». Он сообщил ForPost, что эта часть мостовой сохранилась с дореволюционных времён.
«Такая брусчатка в Севастополе укладывалась два раза: до революции и пленными немцами после Великой Отечественной войны. Причём после войны использовалась та же самая дореволюционная брусчатка. Они её просто перекладывали, потому что город очень пострадал после бомбёжек. Но процентов на девяносто можно утверждать, что именно на улице Василия Кучера сохранилась дореволюционная брусчатка — и судя по состоянию брусчатки, и по тому, как она уложена. И потому, что эта дорога вела к храму, а к храму дороги мостили», – пояснил он.
«Вопрос в другом, – отметил Дорошко, – есть ли у нас специалисты. Если они гарантируют сохранность, то слава богу. Потому что это, пожалуй, единственный кусочек, ну ещё на улице Кожанова остался кусочек, возле техникума, ведь это как кусочек того времени».
Кроме того, он обратил внимание на практическую сторону вопроса: «Материал-то вечный, с ним ничего не будет. Этот камень ничего не боится, не трескается, пропускает влагу через себя. Не зря на всех этих спусках мостили именно брусчатку, ведь во время гололёда брусчатка работает очень хорошо – влага впитывается между камнями и не образуется ледяная корка».
Напомним, самым большим по площади «кусочком» севастопольской старины до 2008 года был спуск Котовского – длина дорожного полотна 1,8 километра, а ширина – 10 метров. Горе-реконструкцию спуска Котовского делал бывший глава Севастополя Сергей Куницын два раза. Сначала спуск укатали в асфальт, а когда он «поплыл», уложили дешёвой тротуарной плиткой. А о том, куда делось 18 000 квадратных метров исторической брусчатки, в городе до сих пор ходят легенды.
Глава Севнаследия Михаил Рязанцев подтвердил слова Дорошко о том, что брусчатка на улице Василия Кучера, судя по всему, принадлежит к дореволюционному периоду: «Это XIX – начало XX века, конечно же. Дореволюционная. Мы можем это предположить, потому что так строили до исторического материализма, а потом исторический материализм пришёл, и начали строить немножко по-другому, время изменилось. Как правило, брусчатка – это эпоха XIX – начала XX века».
Также чиновник сообщил, что до настоящего времени в Севастополе не установлены административный регламент и градостроительные правила, которые бы чётко регламентировали сохранять или заменять на новые виды дорожного покрытия старую севастопольскую брусчатку.
«Такие правила будет разрабатывать Министерство культуры Российской Федерации. Но тут нужно понимать, что границы исторического поселения не совпадают с границами всего Севастополя – это центральная часть города и Корабельная сторона», – сказал Рязанцев.
В настоящее время, по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя, на который в своём сообщении ссылается пресс-служба городского правительства, брусчатка с улицы Василия Кучера демонтирована, документально зафиксированы её состояние, наличие, рисунок и способ укладки. Хранение осуществляется с соблюдением всех требований, принципов и подходов к сохранности исторического дорожного покрытия. После выполнения работ по восстановлению основания под автомобильной дорогой брусчатка будет возвращена на прежнее место. Ремонт улицы Василия Кучера обещают завершить до конца ноября.
Возможно, у кого-то из наших читателей есть информация о том, в каком году на улице Василия Кучера укладывали брусчатку, может, сохранились фотографии того времени. Поделитесь ими в комментариях.
Власта Пидпалая
Фото автора
Обсуждение (35)
"...сегодня власти города заговорили о необходимости её сохранения".
Поздно спохватились
Утраты невосполнимы. Впрочем, готова принести два диоритовых камня с ул. им. Адмирала Октябрьского, если, конечно, слова о возврате брусчатки на ул. им. В. Кучера не ложь
"...так строили до исторического материализма, а потом исторический материализм пришёл, и начали строить немножко по-другому..." ?!!!!!!!!
а где парапет с сквера сенявина вернуть не хотят кто снял все заглохло горелов ау
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
В купе с Вами добавлю свой диорит со спуска Котовского ,при условии,что восстановят всю брусчатку в городе
А Приказа Минкультуры №2 от 11.01.2016 "О включении
города Севастополя в перечень исторических поселений
федерального значения" нашему руководству недостаточно?
"п.2.1 Центральная часть
Охране подлежат:.................................................- булыжные мостовые по улице Суворова, улица Шмидта, части улиц Фрунзе, Василия Кучера, Кожанова, Степаненко, Демидова, Щербака, Партизанской;"
to Куликовский босяк (ГОРОД-ГЕРОЙ) to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) В купе с Вами добавлю свой диорит со спуска Котовского ,при условии,что восстановят всю брусчатку в городе
Я вдруг подумала сейчас, если каждый из нас в своё время взял по одному-два камешка в качестве сувенира - пусть не каждый, но хотя бы половина - то 300.000 камней, наверное, не на одну улицу хватит
.
Рабочие, конечно же, местные?

Не то что те, которые ремонтировали проезжую часть улицы им. И.Голубца. Они говорили недовольным тем, что никто не собирается ремонтировать находящиеся в безобразном состоянии тротуары этой улицы:
- Путыну, Путыну своему жалуйтэс!
Еще интересно,куда уходит гранитный бордюр с Острякова!
Однажды меня везли по этой старинной брусчатке, когда мне было очень-очень плохо, на "скорой". Я эту пытку на всю жизнь запомнила.... когда тебе плохо и еще мелкой тряской тебя тын-дын, как по стиральной доске. И так метров 100-250. Вот это был исторический аттракцион!!! Меня везли в роддом.
После этого я бы эту достопримечательность вообще отовсюду убрала, давно уже. Борцы за историческую справедливость, простите меня.(
"пообещал заместитель губернатора Владимир Базаров"
Имел неосторожность иметь от Базарова обещания.
Вынес урок: верить ему нельзя.
Куда делась брусчатка со спуска Котовского? В чьем кармане осела выручка от её продажи? Говорят в Германии за неё готовы были платить по 150 евро за квадрат.
Куда делся бордюрный камень с Остряков? Гранитный. ВЕЧНЫЙ. На чьем участочке осел? Или кому продан?
Когда уже передохнут все временщики в Севастополе?
эту чудо брусчатку после войны клали пленные румыны
По моему, это вот эту брусчатку уже продают на сайте sevastopol.info. Вот ссылка: https://forum.sevastopol.info/search2.php?searchid=2069782&text=%D0%BA%D1%
80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%
B0%D1%8F%20%D0%B1%D1%80%D1%83%
D1%81%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%
D0%B0&web=0
А вот текст с этого объявления:
Крымский Диабаз и Брусчатка - ПРОДАМ
Камень "Брусчатка"
1000 шт, примерно 25М2 или 3м3, стоимость 60 000 руб.
Крымский Диабаз
30*60*15, примерно 10М2 или 2.5М3 стоимость 60 000 руб.
Тел. +7978 832 97 82 Виталий
И фото есть. Вот так! Конечно, эта брусчатка может быть и с предыдущих объектов. Но все равно, осадочек на душе есть
to to be or not to be to to be or not to be
Похожа. Только дата на фото странная 04.11.2017.
Вы написали заявление в полицию?
На улице Горпищенко во дворах сняли асфальт еще в начале лета. Установили бордюры. На этом обустройство закончилось. Даешь развороченные улицы по всему городу!
эту чудо брусчатку после войны клали пленные румыны И эту тоже ложат пленные. Какая то странная брусчатка в Севастополе. Шутка.
to sub_44 (город-герой Севастополь)
Вся брусчатка в Севастополе трофейная ! Вагоны стояли до Бахчисарая, камень валялся насыпью, и ложили её пленные.
to Партизан (Севастополь)
Беременные накануне родов не бывают адекватными. Вот и Вам брусчатка показалась некомфортной. А вообще-то брусчатка на наших горках удобнее асфальта.
to Всё просто (Севастополь) to Партизан (Севастополь) Беременные накануне родов не бывают адекватными. Вот и Вам брусчатка показалась некомфортной. А вообще-то брусчатка на наших горках удобнее асфальта.Комфортнее вряд ли, но вот для здоровья безопасна и придаёт городу неповторимый облик. Никогда не прощу Яцубе это
На спуске ул Героев Севастополя, это вниз от Матроса Кошки была брусчатка. Это ее купил какой-то итальянец?. Эта брусчатка на моей памяти как минимум один раз перекладывалась полностью и там 30% булыжников были свежеколотый новодел. Так что там на том участке она была уже не историческая. Я хорошо помню как ее перекладывали.
А бордюрчики раньше были гранитные, не то что нынче железобетонные. Но по всему городу их бодро решили заменить, что и делается с большим энтузязизьмом. Догоним и перегоним... вашу бабушку.
to Партизан (Севастополь)
Героев Севастополя входит в зону исторического поселения?
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Если брать во внимание Лазаревские казармы рядом на холме, то думаю да, входило в зону исторического поселения. Но вот оттуда ее как раз убрали. Долгое время считалось что этот участок брусчатки необходим на дороге, т.к. она на спуске препятствует скольжению транспорта и ее не могли разбить тяжелые машины, грузовики и двойные Икарусы. Асфальт-то под ними ползет. Из этих соображений ее там держали долго и даже один раз полностью перекладывали. Но вот после очередной реконструкции решили убрать. Там был большой кусок брусчатой дороги. И там она наверняка была "историческая" когда-то.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Героев Севастополя входит в зону исторического поселения?Весь город входит в эту зону, не включая новострой! То что разворовали и воруют до сих пор, вот тут надо спрашивать компетентные органы, и подвешивать за одно место.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Так же такая брусчатка была на моей памяти еще на троллейбусном спуске из города, к ж/д вокзалу. Была там раньше брусчатка, я еще помню. Но тоже уже ее нет.( Она препятствовала скольжению транспорта в гололед. Держали довольно долго.
спуск адм Октябрьского, Героев Севастополя, ул. Ивана Голубца(кусочек оставили), верхний центр-все спуски(Володарского-Суворова-это в запущеном состоянии), Воронина и т.д.), спуск и подъем к жд вокзалу... где краешек? Куда материал дели?
to Harley (Город-Герой Севастополь) То что разворовали и воруют до сих пор, вот тут надо спрашивать компетентные органы, и подвешивать за одно место.И кто готов спросить?
Цитата: "Глава Севнаследия Михаил Рязанцев подтвердил слова Дорошко о том, что брусчатка на улице Василия Кучера, судя по всему, принадлежит к дореволюционному периоду: «Это XIX – начало XX века, конечно же. Дореволюционная.».
Также чиновник сообщил, что до настоящего времени в Севастополе не установлены административный регламент и градостроительные правила, которые бы чётко регламентировали сохранять или заменять на новые виды дорожного покрытия старую севастопольскую брусчатку.
ЧИНОВНИК не получил "РЕГЛАМЕНТ".... сохранять или заменять на новые виды дорожного покрытия старую севастопольскую брусчатку.
КСТА
Справка РИА «ФедералПресс»
Михаил Рязанцев родился 15 июля 1976 года в городе Данков. Окончил Липецкий государственный педагогический институт по специальности «учитель истории».
Работал завучем школы, с 2003 года – археологом в государственной дирекции по сохранению культурного наследия Липецкой области, далее в Липецком управлении «Россвязьохранкультуры».
Последние восемь лет работал заместителем начальника управления культуры и искусства Липецкой области.
ВНИМАНИЕ!
С 25 мая 2017 года решением правительства Севастополя Михаил Рязанцев занимает должность начальника Управления охраны объектов культурного наследия Севастополя ...
to ТУРЗ (Севастополь-Вифлеем) ЧИНОВНИК не получил РЕГЛАМЕНТ .... сохранять или заменять на новые виды дорожного покрытия старую севастопольскую брусчатку.Значит, уничтожат.
а где парапет с сквера сенявина вернуть не хотят кто снял все заглохло горелов ау
Горелов, наоборот, поднял этот вопрос! Старается как никто другой. А что до нынешней исполнительной власти (Овсянников и Ко) - то им плевать на город в целом и на его жителей. Для них здесь обычное место заработка в карман и политическая карьера.
to Koker (Sevastopol) to Koker (Sevastopol) Горелов, наоборот, поднял этот вопрос! Старается как никто другой.
Партизан (Севастополь) to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Так же такая брусчатка была на моей памяти еще на троллейбусном спуске из города, к ж/д вокзалу. Была там раньше брусчатка, я еще помню. Но тоже уже ее нет.( Она препятствовала скольжению транспорта в гололед. Держали довольно долго.
Недостатки[править | править вики-текст">
Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует больших затрат труда квалифицированных рабочих по его укладке.
Довольно высокая стоимость обслуживания. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, особенно при некачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
Высокие требования к качеству дренажа. Неправильный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
За исключением качественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют весьма высокий уровень шума по сравнению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
Сцепление колес с мокрой брусчаткой (особенно шлифованной) очень низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка особенно опасна для мотоциклистов.
Неудобна при ходьбе, особенно при использовании высоких и тонких каблуков типа «шпилька».
Сопротивление качению в полтора раза выше, чем у асфальта. Это означает значительно меньшую грузоподъемность транспорта на дорогах, покрытых брусчаткой.
Лет пятьдесят назад начал по ней ездить на машине.
Начала проседать ( ямы , бугры ) во многоих местах. Не выдерживала потока транспорта. Но красивая , конечно.
Продаж в интернете хватает.
Брусчатка от производителя – Огромный выбор брусчатки
О компании
Услуги и Цены
Сертификаты
Контакты
plitka-simf.net.ru/брусчатка
Доставка, разгрузка, укладка. Низкие цены. Звони!
Контактная информация+7 (3652) 56-07-67пн-пт 7:30-16:30
Точно уже продают.. А ведь правильно положить брусчатку по сути целая наука.
А сама брусчатка, если лет 10 отлежит, то её по сегодняшним меркам можно считать качественной, а эта не один десяток лет отлежала и на месте на своём .. Жаль конечно...
Булыжную мостовую на В. Кучера уничтожили, заменив исторический булыжник на дроблёнку!!!!!!!!!!!!!!! Уже укладывают...
Вот какая "реставрация" мостовых уготована городу.
Ссылка на архив с фотографиями:
https://yadi.sk/d/uOycHPv03Phh8R