Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов представил законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Если эта законодательная инициатива будет принята, в стране появится «гуманитарный сбор» для рекламоизготовителей и рекламораспространителей. Они обязаны будут отдавать 5% от выручки государству.
Эти средства планируется направлять на оказание медпомощи россиянам с орфанными, то есть редкими заболеваниями.
Сам Иванов не исключает, что часть собранных средств может быть разворована чиновниками. Но лучше централизованно собирать деньги с рекламщиков, чем через телевизионные передачи просить людей перевести 100 рублей на лечение тяжелобольных людей.
О тонкостях нового «гуманитарного сбора» — в материале ForPost.
Нужный налог
В пояснительной записке к законопроекту, которая имеется в распоряжении редакции, сказано, что в стране отсутствует возможность помочь людям, страдающим редкими заболеваниями. Государственных денег на всех не хватает, а российская медицина тотально отстаёт от мировой системы здравоохранения.
Барьерами на пути получения высокотехнологичной медпомощи также являются высокий уровень коррупции и глобальная бюрократизация процессов, сказано в пояснительной записке.
Авторы законопроекта упрекнули СМИ за редкие сюжеты о больных детях в вечерней программе новостей. Как правило, такие новостные истории заканчиваются сбором средств на лечение.
Согласно действующему законодательству рекламораспространители обязаны не менее 5% эфирного времени, печатной площади, наружных конструкций выделять под социальную рекламу.
Несмотря на это, по мнению депутатов, пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, заботы об окружающей среде, помощи ближним — крайне редкое явление на телевидении, радио, в печати и интернете.
В соответствии со ст. 10 закона «О рекламе» производство и распространение социальной рекламы осуществляется через процедуру госзакупок. Однако у родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации, нет денег на это. Поэтому они не могут воспользоваться установленным лимитом в 5%. Для этого и нужно ввести гуманитарный сбор.
Если законопроект примут, рекламщики будут обязаны платить налог в размере 5% от средств, полученных за предоставление своих услуг. Эти деньги будут направлять на оказание помощи россиянам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.
По оценке комиссии Ассоциации коммуникационных агентств России, суммарный объём рекламы в средствах её распространения в 2019 году составил примерно 450 млрд рублей. Таким образом, гуманитарный сбор, направляемый на лечение, мог бы составить 22,5 млрд рублей в год.
«На эти деньги удалось бы помочь всем россиянам, больным спинальной мышечной атрофией. На лечение данного заболевания нужно 20 млрд рублей. Ещё 2 млрд рублей было бы направлено на профилактику ряда других заболеваний», — в беседе с корреспондентом ForPost оценила эффективность нового налога председатель правления Всероссийского общества редких (орфанных) заболеваний, заведующая лабораторией диагностики редких болезней накопления Екатерина Захарова.
Читайте также: Налог на богатых — подарок для олигархов
Помощи от Путина достаточно
Она отметила, что ежегодно в мире открывают новые редкие заболевания, которые поражают и россиян.
Врачи разрабатывают различные виды дорогостоящих терапий. В результате удаётся вылечить болезни, которые раньше не поддавались лечению.
Захарова отметила, что в стране существуют программы по лечению редких заболеваний. К таковым относится программа затратных нозологий. Она эффективно работает в нашей стране и признана одной из лучших в мире. К сожалению, в России остались редкие болезни, на лечение которых не предусмотрено выделение государственных средств.
«Я считаю, такой гуманитарный сбор нужен для оказания помощи больным людям, детям с орфанными заболеваниями. Другое дело, что сейчас всё это нужно грамотно организовать. Надеюсь, что Минздрав РФ совместно с правительством проведут эту работу. Эти средства должны быть окрашены и не уйти мимо нуждающихся в лечении людей. Рекламодатели, с которых хотят взымать 5% гуманитарного сбора, должны задуматься, для чего это делается. Деньги нужно откуда-то брать», — подчеркнула Захарова.
Доктор экономических наук (НИУ ВШЭ) Сергей Смирнов также оценил инициативу депутатов ЛДПР. Он уверен, что законопроект не будет реализован.
Учёный отметил, что в России уже введён налог на лечение детей с орфанными заболеваниями. Речь идёт о прогрессивной шкале налогообложения, которая была принята по поручению президента Владимира Путина. Россияне с годовым доходом в 5 млн рублей будут платить НДФЛ в размере 15%, а не 13%, как подавляющее большинство граждан. Согласно поручению Владимира Путина, разница в 2% будет направляться на лечение детей с редкими заболеваниями.
«Инициатива о введении гуманитарного сбора непонятная и мутная. Получается, для этих денег нужен будет некий целевой фонд, так как средства будут поступать в федеральный бюджет. Непонятно, какие заболевания будут подлежать лечению на эти средства», — выразил свою точку зрения в беседе с корреспондентом ForPost Смирнов.
Он считает, что облагать гуманитарным сбором рекламопроизводителей и рекламораспространителей неправильно. Есть объём социальной рекламы, который они должны выполнять согласно закону «О рекламе». Следовательно, нужно усилить контроль за соблюдением требований законодательства, а не вводить для представителей этого бизнеса новый налог.
Смирнов подчеркнул, что данное предложение депутатов ЛДПР только запутает налоговую систему, что противоречит курсу президента Владимира Путина. Глава государства настаивает на построении устойчивой системы налогообложения и против различных попыток её расшатать.
Читайте также: С июля российских водителей ждут важные изменения
Денег нет, но вы платите
Директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер считает, что повода для разговора нет, так как в законе «О рекламе» чётко не прописано, что рекламораспространители должны выделять 5% под социальную рекламу. По словам Вайнера, в документе сказано, что рекламораспространитель обязан в пределах 5% предоставлять площади под социальную рекламу.
«Поэтому говорить о том, что кто-то обязан предоставлять 5% площадей под социальную рекламу — неверно. Законопроект базируется на том, чего нет в федеральном законодательстве. Конечно, в нашей стране могут принять всё что угодно, но нужно понимать, что рекламная отрасль является одной из пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. Обложить её новым налогом, когда все пишут о том, что нужно помогать малому и среднему бизнесу, не очень своевременно. В федеральном законодательстве есть нормы, согласно которым рекламораспространители обязаны оказывать бесплатно помощь некоммерческим и благотворительным организациям. Поэтому новый налог не нужен», — выразил свою точку зрения Вайнер.
Председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Андрей Берёзкин считает, что цель, которую преследуют авторы законопроекта, — гуманная. Другой вопрос, почему это нужно делать на средства рекламораспространителей. Берёзкин отметил, что наружная реклама находится в глубоком кризисе. Потери рынка, по его данным, значительно превысили половину объёма прибыли. Дополнительный налог добьёт эту индустрию.
В беседе с корреспондентом ForPost Берёзкин напомнил, что вопрос производства социальной рекламы находится в компетенции муниципальных чиновников. Именно на местах принимают решение о том, сколько средств рекламщиков направить на изготовление социальной рекламы. Городские власти решают, о ком снять социальный ролик, а кого поместить на билборд.
Получается, что чиновники закрывают доступ людям, нуждающимся в социальной рекламе. Но пока их почему-то не облагают гуманитарным сбором.
Идею, заложенную в законопроекте, ForPost пояснил один из его авторов, депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов.
«Логика проста. Вы продавайте 100% рекламных площадей, но 5%, которые вы должны предоставлять под социальную рекламу, отдавайте в виде социального сбора. Эти средства будут целенаправленно идти людям, оказавшимся в сложной экономической ситуации. По большому счёту, у нас рекламируются медицинские предметы первой необходимости, например, прокладки. За эту рекламу платят люди, которые производят эти вещи. Это не те граждане, которые последний кусок хлеба доедают. Вот почему родилась такая инициатива», — объяснил он.
Читайте также: В Севастополе высказались по поводу «налога для богатых»
Украсть могут, но помогать надо
Иванов также объяснил примерный механизм распределения рекламных средств.
Гуманитарный сбор от рекламораспространителей через налоговую службу будет поступать в Минфин РФ. Он направит собранные средства в Минздрав РФ, который будет оплачивать операции и покупать лекарства россиянам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
«Всегда есть опасения, что деньги могут уйти на сторону. У нас умудряются обогащаться в самых тяжёлых ситуациях. Например, я не могу назвать бизнесменами людей, которые наваривались на поставках средств индивидуальной защиты, медпрепаратов. Всегда могут быть люди, нечестные на руку. Но это уже не моя задача, а правоохранителей, которые обязаны выявлять и наказывать таких людей», — подчеркнул Иванов.
Председатель правления Всероссийского общества редких (орфанных) заболеваний Екатерина Захарова отметила, что в стране отсутствует регистр людей с редкими заболеваниями. Следовательно, нет чёткого понимания, кому нужна помощь. Практика показывает: там, где нет определённости, создаётся благодатная почва для коррупции и обогащения чиновников.
Захарова не уверена, что средств, полученных от введения прогрессивной шкалы налогообложения, хватит на лечение больных редкими заболеваниями. Объёмы оказания медпомощи неизвестны. Поэтому федеральному центру не обойтись без помощи региональных властей. В субъектах федерации чиновники должны активно включиться в работу по составлению базы данных людей, больных редкими заболеваниями.
«Хорошо, чтобы целевой фонд, который необходимо создать, накапливал эти деньги. Если, например, в этом году мы потратили меньше средств, чем к нам поступило, то нужно сделать так, чтобы они остались в фонде, а не возвращались в бюджет. Ситуация с орфанными заболеваниями ежегодно меняется, поэтому накопления должны быть», — пояснила Захарова.
Она отметила, что власти должны учесть ошибки прошлого. Раньше федеральный центр выделял регионам дотации на обеспечение лекарствами людей, страдающих орфанными заболеваниями. Эти средства, по словам Захаровой, не были окрашены, поэтому часто растворялись в карманах чиновников, направлялись на другие нужды. Проблема не решалась, люди умирали.
Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов не знает, будет ли принят законопроект о «гуманитарном сборе». Он отметил, что документ был разработан ещё в прошлом году, но на него было получено отрицательное правительственное заключение. Как будет в этот раз, время покажет.
«Владимир Путин для оказания помощи детям с орфанными заболеваниями предложил увеличить подоходный налог с 13 до 15%. Я предложил свой вариант. У нас, к сожалению, парламент не самостоятельный, хотя таковым должен быть по Конституции РФ. Он выполняет только те указания, которые получает. Поэтому, как сложится судьба законопроекта, мне неизвестно», — резюмировал автор планируемых нововведений Иванов.
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
"Захарова не уверена, что средств, полученных от введения прогрессивной шкалы налогообложения, хватит на лечение больных редкими заболеваниями. "
Ну,так увеличьте прогрессивный налог олигархам не с 13 до 15%,а до 45%,как,например,в Германии.ЛДПР насмешила :нашла крайних - рекламщиков.Они что,круче олигархов?Олигархам увеличили налог на 2%,а рекламщиков намерены раскрутить на 5%? Примите закон о прогрессивном налогообложении,как в цивилизованных странах и многие проблемы будут решены.
Оглупители и доители.и благодарное стадо иже с ними.
Правильно,с этих рекламщиков нужно не 5 % брать, а больше.Задолбала эта реклама.От почтового ящика до экрана телевизора,от спичечного коробка до самолёта,поднимающегося в небо,везде одна реклама.Даёшь 50% с рекламного бизнеса на нужды стариков и тяжелобольных людей. Единственная индустрия,которую не жалко,если она загнётся- это реклама
Нам в цивилизованные страны не надо, у нас свой путь.
to OTTON:
Она не только навязчивая, но часто очень тупая.
to strelec:
to OTTON:
;+++ предлагаю - совместить!!! и гуманитарный налог направить на лечение, потерявших свое здоровье граждан в результате действий рекламодателей и рекламораспространителей! (вкючая - напитки, продукты питания, окололекарственные средства и шоу-проекты, способствующие отупению населения!!!)
Государственных денег на всех не хватает,
Это не правда! Я видел поправку про доступную медицину! Как же так
Стоп - стоп....А как же восторженные репортажи в кретиноскопе о неимеющих аналогов всяких медицинских штучек, а вчерашнее выступление ......про медицину, наконец, поправки, после которых ....ну сами понимаете.....???