Маркетплейс Wildberries в течение суток уберёт из продажи популярные у детей аромаингаляторы, или «карандаши для носа». Аналогичное решение на фоне жалоб пользователей приняли и в Ozon, передаёт РБК.
Решение скрыть предложения о продаже ингаляторов с ароматическими маслами на Wildberries было принято по итогам его собственной проверки.
«По результатам проверки принято решение о блокировке аромаингаляторов на платформе, в течение суток товары будут убраны с витрины», — сообщает пресс-служба объединённой компании Wildberries и Russ.
«Скупают аромаингаляторы и кайфуют»
6 декабря первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев обратился в Роспотребнадзор с просьбой проверить на наличие запрещённых веществ популярные у детей «карманные аксессуары для носа».
По словам Гусева, безобидные изначально «карандаши для носа» пришли на смену клею и стали способом развлечения детей:
«Дети скупают аромаингаляторы и кайфуют. Подростки называют их «освежителями для мозга». Родители не понимают, чем дышат их дети».
Как следует из описания в карточке товара, в состав ингалятора входят эфирные масла, изделие не является лекарственным средством, но оно освежает, бодрит, снимает усталость, облегчает дыхание, помогает от укачивания, заложенности носа, сонливости и тошноты.
При этом на странице отсутствует какой-либо документ, подтверждающий состав и безопасность аромаингалятора, отмечает депутат.
Гусев также попросил предоставить данные исследований о последствиях использования таких устройств и проверить их гигиенический сертификат, результаты проверки направить в Госдуму.
«В случае нарушений — будем запрещать продажу этой заразы», — заключил депутат.
Аналогичное обращение направила главе Роспотребнадзора Анне Поповой председатель думского комитета по защите семьи Нина Останина.
По её словам, производители заявляют, что аромаингаляторы «дарят заряд бодрости, подходят для употребления на учёбе, за рулём, при работе за компьютером». При этом некоторые несовершеннолетние жаловались на тошноту и головную боль.
«Просим Вас, уважаемая Анна Юрьевна, в максимально короткие сроки дать поручение провести соответствующие мероприятия <…>, в частности, мониторинговую закупку «карандашей ингаляторов» в ассортименте, включающую экспертизу товаров и их документов», — говорится в документе.
На схожую меру на фоне жалоб пользователей пошли и в Ozon. В компании заявили, что уже скрыли большую часть карточек с витрины, вскоре они перестанут быть доступны к заказу.
Стоит отметить, что маркетплейсы и раньше старались оградить детей от этих товаров.
Так, продавцу одного из «карандашей для носа» был задан вопрос: почему товар идёт с маркировкой 18+.
«К сожалению, по непонятным для нас причинам, внутренняя система WB воспринимает данную продукцию как товар для взрослых. Мы в процессе урегулирования возникшей ситуации», — ответил продавец.
Реакция Роспотребнадзора
По итогам мониторинга информации о подобных продажах на онлайн-платформах Роспотребнадзор заявил о решении приостановить продажу «аромаингаляторов для носа», так как обнаружил незаконные декларации о безопасности к товару.
Как установило надзорное ведомство, эта продукция зачастую сопровождается декларациями о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза. При этом документы или не имеют подтверждённых оснований для их выдачи, или отсутствует информация о сопроводительных документах.
Так, при анализе одной из деклараций выявлена ссылка на протокол лабораторных исследований Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». Однако указанные исследования не проводились.
«Роспотребнадзором принимаются оперативные меры по приостановлению действия подобных документов, а также реализации данной продукции», — говорится в сообщении.
В ведомстве отметили, что аромаингаляторы ориентированы именно на детскую аудиторию — об этом говорит и их дизайн, и приятные вкусы типа арбузного, мятного, кокосового. Как писал Telegram-канал Baza, по отзывам детей, «прям в голову отдаёт».
«Продавцы используют маркетинговые методы, привлекающие подростков, а именно: популярных персонажей из видеоигр и мультфильмов; размещение рекламы в социальных сетях», — добавили в Роспотребнадзоре.
Ранее севастопольские депутаты приняли закон о запрете продавать несовершеннолетним безалкогольные тонизирующие напитки. Ограничение стало реакцией на два смертельных случая после употребления детьми энергетиков.