Участники СВО пожаловались на пермскую школу, после чего педколлектив не досчитался 10 учителей, завуча по воспитательной работе и директора.
Конфликт педагогов пермской школы № 12 с участниками спецоперации на Украине обнажил одну из нерешённых проблем в российском образовании: де-юре пропаганда и политическая агитация в школах запрещены, де-факто они существуют.
О противостоянии учителей и ветеранов СВО — в материале ForPost.
Закон и участники боевых действий
Директор пермской школы № 12 с углублённым изучением немецкого языка Елена Ракинцева в конце мая не пустила на урок «Разговоры о важном» участников спецоперации, сообщил телеграм-канал «Прикамские витязи». Его связывают с ЧВК «Вагнер». Разразился скандал, который попал в прессу, в том числе зарубежную.
Ракинцева 26 мая в интервью немецкой радиостанции Deutsche Welle* (внесена Минюстом РФ в список СМИ-иноагентов) объяснила свой поступок так:
«Если не знаешь, как действовать в данный момент, почитай закон. Закон об образовании, а именно ст. 48 п. 3, чётко говорит о том, цитирую по памяти, что "…педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, религиозных или иных убеждений…". Это писали очень умные люди, которые понимали, что в случае неопределённости, в случае отсутствия официальной идеологии, а на сегодняшний момент согласно Конституции РФ она отсутствует, очень важно не вызвать гражданское противостояние в обществе, в том числе и в школе. И если мы примем одну сторону, проигнорировав мнение другой, то в конечном счёте получим в наших школах бойцовские клубы. Где будут идти стенка на стенку, где будет прав тот, у кого больше силы или больше поддержки».
Педагог отметила: она «просто соблюдала закон».
«Поэтому давайте ребёнка пока оставим в покое. Просто будем его обучать и воспитывать», — предложила Ракинцева.
Однако в покое никто никого оставлять не собирался: 18 августа стало известно, что директор школы уволилась по собственному желанию. Родители учеников говорят, что «школа лишилась профессионала».
На сайте образовательного учреждения до сих пор опубликована биография Ракинцевой. В ней сказано, что она «Почётный работник общего образования РФ», «Учитель года 1997», победитель национального проекта «Образование», обладатель диплома «Человек года 2011».
Кроме неё из школы уволились завуч по воспитательной работе и десять педагогов: учителя начальных классов, а также преподаватели географии, русского языка и литературы, информатики, немецкого языка, сообщает пермский городской портал 59.ru.
Но проблема нехватки кадров в школе сейчас не стоит, заверили в мэрии.
«На начало учебного года весь педагогический коллектив сформирован, открытых вакансий нет», — заявили журналистам в администрации Перми.
Ученики просили директора и учителей не уходить. Фото: телеграм-канал «Кровавая барыня»
Читайте также по теме: Взялись за родителей: обязательные «Разговоры о важном» теперь и для взрослых
Тонкости действующего законодательства
Причиной конфликта стал действующий закон «Об образовании», уверен депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Султан Хамзаев. В законе сказано, что «педагогическим работникам и другим должностным лицам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических убеждений либо отказу от них».
Однако во многих школах и детсадах появилась наглядная агитация в поддержку спецоперации: дети пишут письма её участникам, участвуют в разного рода патриотических мероприятиях.
«Что такое идеология? Любой учебник истории откройте — вот вам и идеология. Де-факто [пропаганда, агитация] есть, де-юре — нельзя. Это глупость. Нужно, чтобы закон соответствовал реальности, а не фантазии, государственная идеология в школе должна быть. Никто не говорит о том, что нужно идти в садик и там флажками махать. Детям просто необходимо донести позицию государства», — сказал ForPost Хамзаев.
Аналогичного мнения придерживается и председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. Она считает, что статью в законе «Об образовании», которая запрещает политическую деятельность в школе, нужно отменить как «морально устаревшую и вредную для государства».
«Школы без политики, а государства без идеологии не бывает. Нас долгое время обманывали в том, что такое возможно. Все эти годы нам просто навязывали другую, враждебную нам идеологию», — сказала ранее ForPost Леткова.
Однако практикующие учителя придерживаются иной точки зрения.
Так, учитель истории гимназии № 9 из города Химки Московской области Григорий Назаров считает, что вопрос отмены «политической статьи» в действующем законе «Об образовании» «достаточно деликатный»: «нужно действовать аккуратно», чтобы «не наломать дров».
«Ту часть закона «Об образовании», которая касается политической агитации, отменять нельзя. Напомню, гражданин РФ, не достигший 18-летнего возраста, не имеет права голосовать. Если на государственном уровне будет принято решение о снижении избирательного возраста, тогда есть смысл на достаточно высоком уровне вести обсуждение по этому вопросу», — сказал ForPost Назаров.
Аналогичного мнения придерживается и эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов:
«Я считаю, что норма эта правильная и соблюдение её необходимо».
Он отметил, что учителя и директора школ, которых «принуждают проводить политические акции», могут «попытаться оспорить эти мероприятия в суде». Однако Перлов сомневается, что кто-то из педагогического сообщества создаст юридический прецедент.
«Суд — дело неприятное, хлопотное и весьма недешёвое. Далеко не все согласны этим заниматься. Поэтому директор [пермской] школы уволилась. По всей вероятности, у неё не было другого выбора. Жаль, что такие истории разворачиваются на фоне громадного дефицита кадров в общеобразовательных школах. По закону никаких волчьих билетов быть не должно, но мы видим, на фоне каких скандалов увольняются некоторые педагоги», — сказал ForPost Перлов.
Читайте также по теме: В России решили запустить конвейер по подготовке учителей-недоучек
Когда политические зёрна отдельно от либеральных плевел
Учитель истории гимназии № 9 из города Химки Московской области Григорий Назаров считает, что его коллега «не видит тонкой грани», которую «невозможно учесть даже в самом идеальном законе, регламентирующем работу образовательных учреждений».
«Пропаганду не нужно понимать в извращённом смысле. Пропаганда в самом широком смысле — это информирование. Коль у нас школы государственные, существующие на бюджетные средства, то государство должно чётко, структурированно и понятно свою позицию доносить до педагога, до родителей и до учащихся с учётом их возрастных особенностей. История, которая произошла в пермской школе, свидетельствует о том, что директор не проводил эту работу с учителями. И закон «Об образовании» тут ни при чём», — сказал призёр всероссийского конкурса «Учитель года 2018».
Он задаётся вопросом: «А как уволенные учителя и директор школы сами себе объясняют события, которые сегодня происходят в стране?»
«Мы можем быть с чем-то не согласны, но как минимум услышать и понять государственную позицию просто обязаны. Нас это профессия обязывает», — сказал наш собеседник.
По его мнению, несмотря на все политические ограничения, существующие в действующем законе «Об образовании», участникам спецоперации школа обязана предоставить площадку для общения с детьми. На таких встречах, отметил Назаров, «никто не побуждает детей заключать контракт с Минобороны», никто «не романтизирует СВО».
«Свой диалог с ребятами бойцы начинают со слов «мы ни к чему вас не призываем», «не дай Бог вам перенести то, что мы перенесли». Никакой политической пропаганды и агитации в этих встречах я не вижу», — резюмировал учитель.
Сама Елена Ракинцева, с которой начался конфликт, написала в обращении родителям, что и без неё школа «отлично справится с новыми вызовами». Она уточнила, что увольнение некоторых учителей — «их давнее желание», реализация которого лишь случайно совпала с моментом конфликта. Напоследок она призвала оценивать всю информацию «сквозь призму критического мышления».
Читайте также по теме: Стал ли новый учебник истории полем битвы с Украиной?
Роберт Вочовский
Обсуждение (6)
Как говорил наш старшина роты на срочной службе..вернее ,перефразируя его, можно сказать : "Директор школы - в гуще событий , но не в курсе дела!..." Тем более, есть высказывания великого Ломоносова : «Воспитание человека – гражданина, человека – патриота, должно быть главной целью всего педагогического процесса...»
/ М.В. Ломоносов/
P.S. Тем более, на официальном сайте Минпросвещения РФ - официально размещена информация про федеральный проект про патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в образовательных организациях общего и профессионального образования : "Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности."
Источник: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
За что боролись, на то и напоролись.
Всё правильно а то опять будут "Коли" Жжалеющие фашистских солдат с трибуны в Германии
Принципиальных людей, которые действительно живут работой и переживают за детей, уволили за то что пошли на приницип. В условиях дефицита кадров кем их заменят? Случайными людьми в профессии, кто её не любит и за глаза ругает и зарплату и работу, вот они и будут воспитывать детей.
. Почему до сих пор не пересмотрены все эти либерастические законы и поправки к ним? Прикрыться буквой закона не сложно. По большому счёту общая политика нашего государства не меняется. Мы по прежнему за нашу безопасность , за мир во всём мире. Мы по прежнему за логичные семейные ценности и этническое равенство. Почему до сих пор не пересмотрена система образования? Почему болонская система до сих пор?
"Войны выигрывают не генералы. Войны выигрывают школьные учителя и приходские священники" Отто фон Бисмарк.