Министр просвещения Сергей Кравцов решил сократить сроки обучения учителей. Он уверен: достаточно двух-трёх лет, чтобы подготовить педагогов для 5–9 классов. Некоторые директора школ пошли ещё дальше: они предложили разрешить выпускникам-отличникам сразу после выпускного становиться учителями. Якобы таким образом будет решена проблема кадрового голода, а подготовка учителей станет более доступной и быстрой.
О том, кто останется в выигрыше, а кто в проигрыше от запуска конвейера по подготовке учителей-недоучек, — в материале ForPost.
Сколько учителей в школах
Этот год в России объявлен годом педагога и наставника. Однако учителям легче жить не стало, считает эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
«Условия, в которых работают сегодня учителя, — чудовищные. Педагоги находятся в полной зависимости ото всех. В подавляющем большинстве они получают копеечную зарплату. У них никакой социальный статус. Молодёжь это понимает, поэтому мы не наблюдаем очереди в педагогические вузы», — сказал ForPost Перлов.
Его слова подтверждают данные Минпросвещения. На начало года в России насчитывалось:
- 27 тысяч учителей информатики;
- 30 тысяч учителей физики;
- 23 тысячи учителей химии;
- 30 тысяч учителей географии;
- 31 тысяча учителей биологии;
- 19 тысяч учителей музыки;
- 15 тысяч учителей изобразительного искусства и черчения;
- 96 тысяч учителей математики;
- 65 тысяч учителей истории.
Ими школы укомплектованы на треть. Лучше всего дела обстоят с учителями начальных классов. По стране работают порядка одного миллиона таких специалистов. В среднем на каждую школу приходится восемь педагогов. Нет острой нехватки и в учителях русского языка и литературы. По стране насчитывается 125 тысяч специалистов — в среднем три педагога на одну школу.
Остальных не хватает.
«Не только молодые люди не идут работать в школу, но и те, кто там уже работает, уходят из-за плохих условий труда», — сказал «Коммерсанту» председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Читайте также по теме: Как мобилизация зацепила школы — все «за» и «против» призыва учителей
Учителя-недоучки
В начале года министр просвещения Сергей Кравцов на ток-шоу «Поздняков» заявил:
«Студенты 4-го курса очной формы уже могут работать в школе. Сегодня порядка 5 тысяч студентов старших курсов работают в школе. В целом ситуация стабильна».
Несмотря на сдержанный оптимизм, в конце июня он предложил ускорить процесс подготовки педагогических кадров за счёт сокращения сроков обучения учителей-предметников для 5–9-х классов. Таких специалистов Кравцов предлагает готовить в колледжах, где срок обучения не превышает трёх лет. В педагогических вузах таких специалистов готовят 4 года.
«В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы. После того как стандарт будет принят и эта специальность будет внесена в перечень, в колледжах и техникумах начнут готовить педагогов не только для начальной школы, но и для 5–9-х классов. Сейчас в системе среднего профобразования уже готовят будущих педагогов, которым предстоит работать в детских садах и в начальной школе», — опубликовано заявление Кравцова на сайте Минпросвещения РФ.
Министр отметил, что его предложение будет согласовано с директорами школ, представителями региональных органов власти, профессиональным сообществом. Кравцов не сомневается в успехе, так как «выпускники педагогических колледжей востребованы на рынке труда», а уровень их трудоустройства «самый высокий среди всех отраслей».
Председатель комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович внимательно изучил заявление министра и дал «Коммерсанту» своё заключение на него:
«Нужна очень высокая квалификация, чтобы суметь правильно донести знания. Если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом».
Читайте также по теме: Учителя объяснили, почему Снежану Денисовну из «Наша Russia» нужно оставить в школе
А где логика?
Несмотря на критику экспертов, некоторые пользователи соцсетей увидели логику в действиях главы Минпросвещения:
- из российского образования фактически исключена воспитательная функция, значит, в школу можно допускать учителей без высшего образования;
- профильное образование стало более доступным и быстрым — незачем будущим учителям тратить пять лет на подготовку.
Эксперт профсоюза «Учитель» Леонид Перлов объяснил, почему родители школьников заблуждаются в своих суждениях.
«Ребёнок — очень сложный объект для работы. Чтобы получить более-менее приемлемый результат от работы с ним, нужно очень много чего знать. Два-три года обучения в колледже недостаточно для того, чтобы стать учителем-предметником», — пояснил наш собеседник.
Он подчеркнул: учитель не оказывает образовательную услугу, а «так или иначе занимается воспитанием». Поэтому исключать из образования учителей предметы по педагогике и психологии нельзя, уверен эксперт профсоюза «Учитель».
С мнением Перлова согласен директор средней школы села Аликова в Чувашии Владислав Волков. Он напомнил, что из закона «Об образовании» исчезла формулировка «оказание образовательных услуг». Указом президента Владимира Путина от 14 июля 2022 года этот термин заменён на «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания».
«С учителей воспитательной функции никто не снимал. Другое дело, что всё подчинено законам рыночной экономики. Заработная плата в провинциальных школах отстаёт от средней по рынку. Поэтому сокращение сроков обучения учителей не решит проблемы дефицита кадров», — считает наш собеседник.
Читайте также по теме: Родители берут кредиты, чтобы «натаскать» детей на ЕГЭ
А почему не одиннадцатиклассники?
Предложение министра просвещения Сергея Кравцова опасно ещё и тем, что создаст лишнюю ступень в среднем образовании, уверен директор средней школы села Аликова в Чувашии Владислав Волков.
«Исходя из предложения министра такие специалисты будут работать до 9-го класса, а затем, получается, они будут бросать своих детей. Мы-то, напротив, стремимся к тому, чтобы учителя вели детей с 5-го по 11-й классы, отвечали за качество их образования. Усечённое преподавание ухудшит качество образования в школах», — сказал Волков.
Если следовать логике Кравцова, отметил наш собеседник, то выпускникам школ с отличием сразу после окончания школы нужно становиться учителем. Такая практика, уточнил Волков, была распространена в 1940-х годах.
«Зачем заморачиваться профессиональным образованием? После 11-го класса отличники пусть работают в школе учителями. За три года прямо в школе мы сделаем из них учителей. Практика — великий учитель», — подчеркнул Волков.
Эксперт профсоюза «Учитель» Леонид Перлов уверен: это не выход из ситуации. Для того, чтобы решить проблему кадрового голода в школах, нужно не уменьшать срок обучения для учителей-предметников, а в корне менять государственную политику в российском образовании, считает он.
В частности, государство должно иначе воспринимать назначение учителя, а затем постепенно выправлять ситуацию с социальным статусом педагогов.
«Но пока я не вижу даже первых шагов в этом направлении, а последнее предложение министра Кравцова усугубляет ситуацию, а не решает её», — резюмировал Перлов.
Читайте также по теме: Возвращение в Средневековье: в селах исчезает образование
Роберт Вочовский
Обсуждение (6)
Обидно что в министрах Митрофанушки ходят. Цитирую С. Лаврова: ДБ!
А на министра просвещения больше 3-4-х лет и тратить не стОит.
Больше он ни на что и не годится.
Только в министры. А потом в общественный туалет на кассу. Очень востребованная должность в нашем городе. Ещё и Юг !
Какой дурак захочет идти учителем работать ,если в школе учатся провокаторы и недоумки и за копейки.Бывшим ученикам ,как никому ,известно как издеваются над учителями ,провоцируют их на срыв ,а потом снимают всё на видео и учитель виноват.
to Тина Севастополь:
Только по приговору суда, за вредительство
Это "предложение" опасно одним - уничтожением образования.
Господи, пронеси:)