Россия

Стал ли новый учебник истории полем битвы с Украиной?

Эксперты объяснили, как запрет на пропаганду в школе стал «пережитком прошлого».

Стал ли новый учебник истории полем битвы с Украиной?
Фото:
Сергей Карпухин / ТАСС

Новый единый учебник по всеобщей и истории России для 10-х и 11-х классов вызвал жаркую дискуссию в обществе. В нём полностью переработан и переписан раздел, посвящённый 1970-м, 1980-м, 1990-м и 2000-м годам, а также добавлен раздел про сегодняшний день, включая специальную военную операцию на Украине. 

О том, стоит ли его превращать в поле битвы с Западом и Украиной, — в материале ForPost.

Немецкий фашизм и украинский — не одно и то же

Новый учебник истории расставляет важные геополитические акценты: сильная Россия не устраивает Запад, поэтому добрососедские отношения между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном невозможны. США и Европа хотят расчленить Россию, контролировать природные богатства нашей страны.

Украину позиционируют как средство для достижения поставленных коллективным Западом целей. Чтобы Киев стал марионеткой, в соседней стране «десятилетиями взращивали русофобию», сказано в тексте. 

Фото РБК

Отметим: авторы учебника не ставят знак равенства между немецким национал-социализмом 1920–1940-х годов и русофобскими настроениями на Украине. Последние, отмечают они, более «озлобленные» и направлены на «культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством».

В тексте сказано: Украина — «ультранационалистическое государство», на территории которого сначала было «уничтожено советское наследие», а затем и всё то, что «связано с Россией».

Читайте также по теме: Полтора года с начала СВО — украинцы и россияне всё ещё братские народы?

По кому ударили санкции

Авторы учебника отмечают: спецоперация по «защите Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России» противостоит этому злу с Запада, который «завалил украинский режим деньгами и оружием», а против России ввёл незаконные санкции.

Кстати, они в новом учебнике преподносятся как бумеранг, который больно ударил не по нашему государству, а по странам, проводящим санкционную политику.

«Попытки изолировать нашу страну провалились. Регулярные встречи президента России с лидерами стран Азии, Латинской Америки, Африки показали, что бОльшая часть планеты с пониманием относится к курсу, направленному против однополярного мира и его «правил жизни». Напротив, государства Евросоюза, с подачи США начавшие санкционную войну против России, стали испытывать дефицит энергии и других важных ресурсов. Инфляция, с конца с 1970 годов не превышавшая там 1-2% в год, выросла на порядок (в 2022 году в Литве — 21%, в Германии — 11%, в Италии — 8%)», — сказано в новом учебнике.

В тексте жирным шрифтом отмечено: «после ухода западных компаний многие рынки перед гражданами открыты», появились «фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стандартов» и что «сегодня Россия — воистину страна возможностей».

Фото РБК

Читайте также по теме: До чего может довести «жовто-блакитная» истерия?

Кто спасает Донбасс, «поливаемый кровью»?

В новом учебнике также отмечается, что «СВО сплотила наше общество», многие консолидировались вокруг «сбора подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов», стали приверженцами «настоящего культа гордости за бойцов СВО».

Фото РБК

Россияне, не жалея сил, защищают Донбасс, который, отмечается в учебнике, «девять лет поливают кровью».

«Жителей Донбасса назвали «террористами» за то, что они хотели остаться русскими», — указано в тексте.

Русскими людьми называются «и великороссы, и татары, и украинцы, и дагестанцы, и башкиры».

Этих русских на Украине «не щадят», подчёркивают авторы учебника. Их уничтожают по тактике НАТО: «армия ВСУ оборудует боевые позиции внутри жилых кварталов и не позволяет местным жителям их покинуть», использует «собственных граждан как “живой щит”», сказано в тексте.

Такую стратегию в учебнике называют «изуверской»: «ранее на своей территории её не использовала ни одна армия мира».

«Сделайте из «новой военной тактики Украины» выводы сами», — сказано в тексте.

Читайте также по теме: Херсонский гамбит разыграли по сценарию Отечественной войны 1812 года?

Об иноагентах и фейках

Авторы учебника не обошли стороной и тему фейков, в том числе связанных со спецоперацией на Украине: 

«Мировая индустрия по производству постановочных роликов, вбросов, фейковых фото и видео работает непрерывным конвейером. Будьте бдительны. [Нужно] думать, почему, зачем и за что отрабатывают новости те или иные оппозиционеры».

Читайте также по теме: Эксперты в телевизоре несут ерунду: кого тогда смотреть и слушать?

Логика написания нового учебника истории

Историк, политолог Алексей Макаркин объяснил логику написания нового единого учебника по всеобщей и истории России для 10-х и 11-х классов. Он уверен: его авторы «исходили из идеологии, которой придерживается президент Владимир Путин». Чтобы понять её, «достаточно внимательно прочитать ответ главы государства на вопрос журналиста «Коммерсанта» Андрея Колесникова о 1937 годе, признаки которого якобы можно наблюдать в современной России», уточнил наш собеседник.

«Коммерсант» приводит позицию Путина:

«У нас 2023-й, и РФ находится в состоянии вооружённого конфликта с соседом. Думаю, что определённое отношение к тем людям, которые наносят нам ущерб внутри страны, должно быть. <…> Я говорю о своём отношении в целом к проблеме. На Украине за это расстреливают. Не за это, а за подобное... Это не значит, что мы должны так поступать, но мы должны иметь в виду, что для того, чтобы добиваться успехов, в том числе и в зоне боевых действий, нам нужно соблюдать определённые правила». 

По мнению Макаркина, из этого ответа главы государства следует, что запрет на пропаганду в школе остался в прошлом — он «пережиток 90-х годов».

«Эта норма в законе «Об образовании» появилась, когда власти строили новую Россию, опираясь на царский и советский опыт. Команда первого президента России Бориса Ельцина хотела максимально дистанцироваться от политической пропаганды, советской идеологии, поэтому и запретила её в школе», — говорит Макаркин.

С началом спецоперации всё изменилось.

«У людей, которые сейчас находятся во власти, аналогии вполне чёткие — Великая Отечественная война. Аналогии не в том, что сейчас война, а в том, что сейчас такие же судьбоносные времена. Представьте себе: 1942 год, издаётся какой-то вариант учебника истории. Находится человек, который говорит, что нельзя употреблять такие выражения к происходящему событию — мы не знаем, чем оно закончится. С точки зрения методологии сомневающийся прав. Однако с точки зрения восприятия властью действительности — всё совершенно иначе. Мне трудно представить, что было бы с этим человеком в 1942 году», — сказал ForPost Макаркин.

Он считает, что до начала СВО отсылки к Великой Отечественной войне в России «носили исторический характер»: «Бессмертный полк» и т. д. Время нейтральности после 24 февраля 2022 года «для российской власти закончилось», уточнил Макаркин. Поэтому новый учебник истории написан в такой стилистике.

«На его написание подтолкнуло не только ощущение чрезвычайной ситуации, которое есть у российской власти, но и то, что она теряет молодёжь. Член комитета Госдумы по обороне, генерал-лейтенант Виктор Соболев сказал, что во время частичной мобилизации в России было призвано 300 тысяч человек, а 600 тысяч сбежали из страны от призыва. Он отметил, что «в основном граждане — нормальные патриоты. Ну есть же и негодяи, и, к сожалению, их вдвое больше, чем нормальных». Его негодование понятно: люди, которые воспитывались по советским учебникам, шли в военкоматы, а те, кто помоложе, бежали за границу. Новый учебник истории призван изменить ситуацию: 18-летние парни после школы должны идти в армию, а их девушки не бежать в Верхний Ларс [пункт пропуска на границе с Грузией], а дожидаться защитников Отечества дома и работать на благо страны», — сказал Макаркин.

Читайте также по теме: За что в России ополчились на «Архипелаг ГУЛАГ»

История отдельно, а идеология отдельно?

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова в таком подходе воспитания школьников не видит ничего зазорного. Она уверена: в наше время «без идеологии преподавать в школе невозможно». Если не будет государственной, то её может сменить ЛГБТ-идеология, мультикультурная идеология, которая, уверена эксперт, «последние 30 лет культивировалась в России и была направлена на разрушение нашей страны».

«Нужно понимать, что мы живём в определённом государстве и должны быть не просто гражданами-потребителями, которые дальше своего носа ничего не видят и не хотят знать, а патриотами. Задача, которая стоит перед школой, — воспитывать людей, готовых служить своей стране, быть её достойными членами. Школы без политики, а государства без идеологии не бывает. Нас долгое время обманывали в том, что такое возможно. Все эти годы нам просто навязывали другую, враждебную нам идеологию», — сказала ForPost Леткова.

Историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич считает, что идеология уместна, но не на уроке истории.

«Учебник истории должен иметь дело с прошлым. Такого рода актуализацию [событий] и перенесение пропаганды в школьные учебники я считают ненужными вообще. Повторюсь: история имеет дело с людьми прошлого, с восстановлением того, как они думали, почему они так действовали. А эти темы нужно оставлять для курса «Обществознание» или «Разговора о важном». Да, школьники должны знать, в каком государстве они живут, какие у них есть перспективы, но не на уроке истории», — сказал ForPost Руткевич.

Он подчеркнул: так рассуждают далеко не все его коллеги. Многие уверены, что история «всегда актуальна», «они смотрят на неё через призму существующих конфликтов».

«Поэтому чего только в советской истории не писалось, а многие события подавались через призму классовой борьбы. Сейчас этот школьный предмет хотят превратить в поле битвы, которое выводит к сегодняшнему дню. Такой взгляд на историю не только у нас, но и на Западе — у них все события ведут к либеральной демократии. Я как учёный считаю, что такой подход к написанию учебников истории неправильный, хотя и понимаю, что в меньшинстве», — сказал историк.

Он уверен: «не стоит преувеличивать значение нового учебника истории при формировании мыслей и чувств школьников, студентов». 

«Сильно на ум он воздействовать не будет, как и советские учебники, написанные в духе партии и научного коммунизма. Безусловно, будут школьники, которые что-то да прочитают, станут менее аполитичными. Какая-то позитивная роль всё-таки будет», — сказал Руткевич.

Леткова просит историка не принижать воспитательную функцию нового учебника. Она уверена: он внедряется в школьную программу своевременно. 

«Дети должны научиться давать оценки тому, что происходит. Как дать правильную оценку? Это возможно сделать только в том случае, если у тебя есть какая-то база, есть государственная точка зрения, которую тебе объяснили. Никто не говорит школьникам, что ты должен думать только так, а не иначе. Тебе лишь рассказали, как определённые события выглядят с точки зрения государственной политики, чтобы ты научился отделять зёрна от плевел», — резюмировала общественный деятель.

Новый учебник истории будет внедрён в школьную программу 1 сентября 2023 года.

Читайте также по теме: Путин велел законодательно закрепить «духовно-нравственные ценности»: как это будет?

Роберт Вочовский

1564
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Николай Орлов
2620

Дошло наконец-то, что без идеологии никуда. Я не читал новый учебник, но мне не нравится фамилия одного из его соавторов Мединского В.Р. Ведь именно этот господин открывал доску Маннегрейму. 

генерал-лейтенант Виктор Соболев сказал, что во время частичной мобилизации в России было призвано 300 тысяч человек, а 600 тысяч сбежали из страны от призыва. Он отметил, что «в основном граждане — нормальные патриоты. Ну есть же и негодяи, и, к сожалению, их вдвое больше, чем нормальных». 

А генерал не задумался, почему так происходит? Дело ведь не только в учебниках. Молодые люди не идиоты. Они получают информацию не только из книг, написанных Мединским, но и из других источников, и из своего жизненного опыта. Они прекрасно видят, кто обогатился за последние 1,5 года. Видят, все эти зерновые и аммиачные сделки и неуклюжие попытки это обосновать. Видят, что торговля с ЕС, ведущим с нами прокси-войну, продолжается. Вот и возникают вопросы у молодежи, ради чего... Тем более, что накануне мобилизации наши из-за жеста "доброй воли" ушли из-под Киева, из Сумской и Черниговской области. И самое главное, что крайне сложно теперь исправить, это то что мы фактически признали новую киевскую власть, сменившуюся после госпереворота... 

Profile picture for user Serggio
21723

Его негодование понятно: люди, которые воспитывались по советским учебникам, шли в военкоматы, а те, кто помоложе, бежали за границу

Те, кто воспитывались по советским учебникам, шли в военкоматы, а те, кто воспитывался на антисоветских учебниках помоложе, бежали за границу.

Profile picture for user Верещагин
11682

"Стал ли новый учебник истории полем битвы с Украиной?" - судя по авторам он остался орудием войны против реальной истории России, т.е. в рамках борьбы с историей скорее союзником украинских учебников писаных бебиками, с небольшим отклонением в отдельных параграфах сводящихся к приоритету написания"Россия" вместо "Украина".

Profile picture for user Serggio
21723

Кстати, а можно ли будет эти новые учебники купить в книжных магазинах?

Profile picture for user Иллюзионистъ
1240

 

Его негодование понятно: люди, которые воспитывались по советским учебникам, шли в военкоматы, а те, кто помоложе, бежали за границуТе, кто воспитывались по советским учебникам, шли в военкоматы, а те, кто воспитывался на антисоветских учебниках помоложе, бежали за границу.

 

   "Однажды, находясь в обычном состоянии равнодушного оцепенения, Алексей услышал комиссарский бас: – Леша, глянь: тут о тебе написано. Степан Иванович уже нёс Мересьеву журнал. Небольшая статья была отчеркнута карандашом. Алексей быстро пробежал глазами отмеченное и не встретил своей фамилии. Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны. Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными «шильцем», с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.

– Читай, читай, прямо для тебя, – настаивал Комиссар.

Мересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном лётчике первой мировой войны, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей «дум-дум». С раздробленной ногой он сумел на своем «фармане» перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в заметке, «порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане». Он был награжден офицерским «Георгием» и успешно служил в русской военной авиации, пока не погиб в результате катастрофы. Мересьев прочел эту заметку раз, другой, третий. Немножко напряженно, но, в общем, лихо улыбался со снимка молодой худощавый поручик с усталым волевым лицом. Вся палата безмолвно наблюдала за Алексеем. Он поерошил волосы и, не отрывая от статейки глаз, нащупал рукой на тумбочке карандаш и тщательно, аккуратно обвел ее.

– Прочел?– хитровато спросил Комиссар. 

(Алексей молчал, все еще бегая глазами по строчкам.) – Ну, что скажешь? – Но у него не было только ступни.

– А ты же советский человек...

– Он летал на «фармане». Разве это самолет? Это этажерка. На нем чего не летать? Там такое управление, что ни ловкости, ни быстроты не надо.

– Но ты же советский человек!– настаивал Комиссар.

Советский человек, – машинально повторил Алексей, все еще не отрывая глаз от заметки; потом бледное лицо его осветилось каким-то внутренним румянцем, и он обвел всех изумленно-радостным взглядом..."

 

 

 / Участник Великой Отечественной войны, писатель Борис Полевой  - "Повесть о настоящем человеке" 

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
1361

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1464

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2732

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5264

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1903