На 62-м году жизни скончался доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Олег Шаров, благодаря которому многие памятники Крымского полуострова стали известны миру.
Впервые с археологией Крыма специалист из Санкт-Петербурга столкнулся в начале 1990-х годов, когда экспедиция Эрмитажа совместно с крымским филиалом академии наук Украины исследовала погребальные и культовые сооружения I в. н.э. на горе Чатыр-Даг. Об этом ForPost рассказал один из участников той экспедиции, ныне директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко.
«Именно тогда была разработана методика раскопок в горной местности. Там был очень сложный памятник для раскапывания. Надо было работать в узкой расщелине, расчищая культурный слой», — поделился воспоминаниями учёный.
На протяжении десяти лет со второй половины 90-х Олег Шаров работал на Таракташском хребте возле села Дачного, недалеко от Судака. Там был найден огромный урбанистический комплекс из нескольких поселений II-IV в. н. э.
«Когда речь идёт о возникновении Судака в 212 году нашей эры, не исключено, что это отголоски огромнейшего комплекса тех поселений, которые были открыты Олегом Васильевичем», — предположил Майко.
Кроме этого, Олег Шаров вёл масштабные раскопки в Керчи, изучал уже найденные материалы: идентифицировал находки из склепа Деметры — погребального сооружения времён античного Пантикапея с частично сохранившимися древнегреческими фресками.
С возвращением Крыма в Россию археолог подключился к разведке участков перед строительством федеральной трассы «Таврида»: как в Крыму, так и на Тамани. Олег Шаров неоднократно рассказывал ForPost о находках на могильнике Киль-Дере под Севастополем.
В 2020 году учёный возглавил археологическую разведку южного пригорода Херсонеса Таврического, где сейчас идут самые масштабные раскопки в России.
«Работал до последнего. Ещё летом он мне рассказывал, что готовит монографию. Олег Васильевич был и полевым археологом, и кабинетным исследователем одновременно», — подчеркнул Вадим Майко.
За рубежом Олега Шарова ценят как крупного специалиста в сфере так называемых варварских древностей римского этапа Восточной Европы. Его работы считаются основополагающими для исследования прошлого народов, заселявших эту территорию в античную эпоху.
Вадим Майко уверен, что именно Крым зародил в учёном негаснущий интерес к исследованию прошлого.
«Археологи поколения Олега Васильевича работали, потому что горели желанием приблизиться и понять истину. О заработке думать было не принято. Хотя, когда сейчас оцениваешь раскопки тех лет, понимаешь, что они проходили в жутких условиях: без денег, впроголодь», — рассказал Вадим Майко.
Пелагея Попова
Обсуждение (10)
Светлой, доброй и долгой памяти!
Вечная память!
Жаль, так рано ушёл. Соболезнования родным. Так что случилось с человеком? От чего он умер?
Да какая разница от чего. Рано ушел человек с большой буквы. Но вот вопрос. Люди 60 плюс это уже зона риска. Ну так говорят наши чинуши. Так почему пенсионный возраст подняли выше шестидесяти. Сколько людей умирает так и не дожив до пенсии а особенно мужчин. Но наверно так и было задумано?
Земля ему пухом...
Светлая память...
Крупный ученый и замечательный человек, он был искренним другом Херсонеса. Как всегда, первыми уходят лучшие.
to aquila:
В институте напрягали с прививками. Он не хотел, но не хотел и скандалить с Макаровым, подумал что пронесет. Но не пронесло. После первой порции загремел в больницу и реанимацию и не вышел оттуда. Вот такая печальная история. :(
Сегодня помянем Шарова Олега, безвременно почившего от прививки.
Единственный, пожалуй, честный археолог, работавший на раскопках в Севастополе. Пусть земля ему будет пухом.....
помянем Шарова Олега, безвременно почившего от прививки.
Единственный, пожалуй, честный археолог, работавший на раскопках в Севастополе. Пусть земля ему будет пухом.....