Оползень, грозно заявивший о себе Севастополю в июле-августе прошлого года, вновь активизировался. В этом сегодня убедились сотрудники Морского гидрофизического института РАН, представители Севприроднадзора и журналисты FоrPost.
Слишком много влаги
О том, что в Учкуевке опять неспокойно, мы узнали от ученых МГИ несколько дней назад. Ухудшение, по их словам, было вполне ожидаемо: еще осенью 2017 года сотрудники института на круглом столе в Заксобрании предупреждали, что оно может наступить в любую минуту. Главными активизирующими факторами тут могут оказаться осадки и штормы.
«Когда выпадает большое количество осадков, склон напитывается влагой, как губка. Он становится тяжелым, и создаются условия для его сползания. А волнение на море подмывает склон снизу. И летом прошлого года эти факторы совпали», - поясняет доктор географических наук, ведущий научный сотрудник МГИ Юрий Горячкин.
В результате летнего оползня пострадали несколько участков, один из которых полностью сполз в обрыв. К счастью, ущерб был причинен имуществу людей, но не им самим. В общей же сложности к опасной зоне были отнесены 33 участка.
В октябре ученые сообщили, что оползень стабилизировался, но надолго ли, знает только Господь Бог. С начала зимы осадков тоже выпало много. В результате появились новые трещины, которые довольно быстро увеличиваются. Обнаружил это сотрудник МГИ и ведущий геолог «Крымгеологии» Алексей Фёдоров.
«В августе этих трещин не было. Алексей Павлович был здесь в понедельник, и сегодня, в пятницу, видно, что склон осел еще больше», - рассказывает Юрий Горячкин.
По словам Алексея Федорова, явные признаки активизации видны вверху и внизу, а вот на склоне они менее заметны. Но радоваться тут нечему: идет накапливание напряжения, которое может дать о себя знать в любую минуту.
«Рано или поздно оно рванет и, возможно, разрушит набережную», - предупреждает Алексей Павлович.
И напоминает: помимо уже упомянутых штормов и осадков, которые насыщают грунт влагой и значительно утяжеляют его, огромную роль играет и сам человек. Да, разрешения на строительство в оползнеопасной зоне давались в украинские времена. Но сами-то люди должны понимать, что без элементарного решения вопроса о канализации производимые ими стоки буквально вымывают землю у них из-под ног!
Авось и небось
Более точную картину происходящего в Учкуевке ученые получат, когда с помощью снимков с квадракоптера и специальной программы создадут трехмерные изображения побережья. Для этого квадракоптер совершает тот же самый путь, который проделывал уже не однажды. Маршрут задается с помощью специального приложения, однако тут тоже все непросто.
«Тестовая версия приложения закончила свое действие, а оплатить полноценную мы не можем при всем желании – программа американская, а мы под санкциями», - поясняет старший научный сотрудники МГИ Вячеслав Долотов.
Ситуация крайне печальная, поскольку серьезно осложняет научную деятельность. Оползни сотрудники МГИ изучают давно и серьезно, сейчас вот подготовили цикл статей на эту тему. Отдельно разбираются оползни на Северной стороне, отдельно – в Балаклаве и т.д. Причем прежде такая работа по отношению к севастопольским оползням, в отличие от крымских, не проводилась.
«Севастополь всегда был закрытым городом, поэтому исследований здесь проводилось мало, а писали о них еще меньше», - говорит Юрий Николаевич.
Еще одна проблема: судить о том, что происходит во дворах висящих над обрывом домов, невозможно из-за нежелания их хозяев пустить к себе специалистов.
Подъехавшие на место после нас сотрудники департамента общественной безопасности правительства Севастополя, правда, заверили, что это вопрос решаемый. Представиться они не захотели, однако сообщили, что сейчас прорабатывается схема размещения предупреждающих знаков, которые нужны не только в Учкуевке, но и на Фиоленте, и в Балаклаве, и в других обвалоопасных местах.
Примерная стоимость одного знака с установкой (бетонированием основания) оценивается приблизительно в 10 тысяч рублей. Говорят, это нормально. Подействуют ли знаки – вопрос отдельный. Научный сотрудник МГИ Людмила Харитонова рассказала о картине, которую наблюдала в районе Учкуевского оползня летом прошлого года: отец семейства смело перелез через ограждающую ленту, спустился к пляжу и, бегло осмотревшись, крикнул жене и детям, чтобы спускались и они. Наш родной «авось» жив и сдавать позиции не собирается. Меж тем очередной обвал, по словам ученых, можно случиться не только в любой день, но и в любую минуту.
Ольга Смирнова.
Фото: Даниил Осипенко, Тарас Любимов
Видео: Тарас Любимов
Обсуждение (14)
Учитывая что количество стока за месяц может быть с одного дома до 10т до 30т литров воды, думаю уже позно даже думать, чтобы там что-то менять.
Если считать, что необходимы в достаточном количесвте знаки, предупреждающие об опасности оползня, то можно также предупреждать и о других вероятных опасностях: утопления в водоёмах, укусов животных.... Опаснсоти, подобные этой - повсюду. Обвалы и оползни по всему поборежью... Для начала можно прделожить закрыть люки коммуникаций штатными крышками, а с обвалами - отложить. Дома многоэтажные там, в районе оползня, строить не допускать - уже поздно, а таблички их никуда не денут.
Как-то и без него уже столько проблем, сколько и от него не будет.
Галерею панорамную.которую мы видим на титульной фотке,хозяин построил на своей халабуде после июльского оползня. Теперь от его участка отходит кусок берега. Я не знаю,может кому-то и жалко этого куркуля. Мне лично-нет.
А что-то сделано за это время?
to Бжу:
Кому вопрос?
Предполагаю, что попали в основном "москвичи", которые умудрились купить участки на "первой линии". Из местных, надо быть особо умным, чтобы строить над обрывом, если только не на продажу. Так, что приезжим прийдётся искать новые средства для освоения новых земель. МЧС им в помощь.
А что-то надо делать ?? Это частная собственность(tm) и их проблемы.
Если человек идиот, это только его проблемы. Надо быть с диагнозом "олигофрения" в медкарточке, чтобы строить на обрыве что-то, кроме курятника. И никакая власть, ни украинская, ни российская, ни венерианская качественные мозги в такую черепушку не вложит. Даже при рассмотрении карты уже можно было понять, что рано или поздно обрыв поползет. Так что это только проблемы тех, кто купил. Жаль, что из-за их стоков разрушение побережья пошло ускоренными темпами.
Аналогичную картину готовят на м.Хрустальный на глинистых грунтах с грунтовыми водами после возведения на крутом обрыве у моря многотонных монстров - театра,училищ,общежитий вместо парковой зоны.
По больше строить -так и весь город сползать начнёт!
Это станет проблемой для всех нас, когда после очередного "неожиданного" оползня потерпевшие побегут в органы власти за компенсациями -- и наверняка получат их: у них же не только "частная собственность", но и "детки".
Нет по закону компенсации если дом не застрахован. Из бюджета дают компенсации, когда распоряжение даёт сами знаете кто-в случае стихийных бедствий, или взрыв газа и тд, короче в тех случаях когда собственник не мог предвидеть и помешать. Не наш случай.
Больше смущает судьба отдыхающих (можете не верить, но они тоже люди, и как бы вы не были против, на них полэкономики города держится), которых не предупредят, а если таблички и поставят, сердобольные хозяева предупредят - да это со времен Украины стоит, фигня. А ещё неспокойно за загорающих (опять же люди) в Учкуевке, Любимовке и тд. Эти халабуды стоят над обрывами глиняными по всем пляжам Северной, да чего там, по всему Крыму в независимости от почвы. Ибо первую линию можно сдать минимум на тысчу дороже в день, и пусть все геологи подождут.
Пора бы нам уже и устать от ломания копий на эту тему. Высокий берег «плывёт» и «крошится» от Толстяка до Лукулла со всей неизбежностью. Даже вне зон «внешнего воздействия».
Наше там « активное присутствие» лишь ускоряет «процесс распаривания и размачивания слоёного пирога». Всё дело в непрерывном и глубоком обводнении припляжных глинистых слоёв грунта, превращении их в жидкий пластилин на значительном пространстве. Грубо считать – в самой не плотной , «облегчённой» полосе берега – накатной и пляжной .
И уж тут «Каждое тело стремиться занять в пространстве положение , соответствующее его минимальной потенциальной энергии ….» нам не переплюнуть. Ни с разбегу, ни за дёшево. Берег именно плывёт в море «на лыжах» - тонет в глиняном «тесте» - в своём « желанном минимуме».
Кто не верит, прогуляйтесь по берегу хотя бы от Любимовки до Орловки. Под Бельбеком особенно внимательно.
На этих глинах даже привычная система бун работает лишь условно. Хотя и обеспечивает некоторое уменшение «подпиливающего эффекта» штормовой волны. В этом плане куда устойчивее насыщенные песчаником склоны Восточного Крыма.
Думается , даже прерывистая шахматно-гребенчатая схема глубоких свай в прибойной полосе здесь у нас была бы действеннее. Являлась бы некоей арматурой . Но это уже куда более кропотливая и не дешёвая работа.
В любом случае - для реального прогноза оползней однозначно необходимы разведочные скважины с поуровневыми датчиками влажности . То есть , с мониторингом грунта по всей вертикали в особо опасных участках.
Давно пора бы нам их иметь. Как , впрочем, и систему активного водоотведения из верхних слоёв самых оползнеопасных участков . Для облегчения верхнего слоя «пирога».