Севастопольцев не удивишь снарядами Великой Отечественной войны – случайно наткнуться на них можно и в городе, и в лесу, и в море. Граничащие с безразличием спокойствие старожилов удивляет новых жителей Севастополя, но потом и они привыкают, зная – в Севастополе есть кому решать такие проблемы, и эти ребята не подведут.
Однако некоторые случаи становятся особенными даже для тех, кто привычен к самым опасным находкам.
Так, севастопольцы помнят о немецкой донной мине LMB весом в одну тонну, что в 2017 году нашли в 320 метрах от входа в Севастопольскую бухту. Участник операции по ее обезвреживанию, водолаз-взрывник Олег Ляльков, в 2023-м году был признан лучшим водолазом России. Он одержал победу в этой номинации на Всероссийском фестивале «Созвездие мужества».
Первый спуск под воду Олег Ляльков совершил в 16 лет после обучения профессии водолаза и спасателя-аквалангиста. После срочной службы заключил контракт с флотом и обучился в школе водолазов. С 2008 году служит в МЧС.
За годы работы Олег Ляльков провел под водой 3 800 часов – это почти полгода, и часы идут дальше.
Максимальная глубина, на которой ему приходилось работать – 57 метров. Мина у входа в Севастопольскую бухту лежала гораздо выше, всего на 17 метрах глубины, однако с ней были другие сложности.
LMB - самая опасная и мощная мина из обнаруженных в Севастополе. В 2004 году трое мужчин пытались разобрать такую мину для последующей сдачи в металлолом. Тогда успел сработать только предварительный запал - двоих мужчин он убил, а третьего – покалечил и отправил в реанимацию. Во время транспортировки мины на полигон Корабельная сторона Севастополя (в самом широком географическом смысле) словно вымерла – все жители были эвакуированы.
«Я её <мину> идентифицировал. При обследовании оказалось, что она примерно на 30% погружена в грунт. Чтобы подвести под неё стропы, приходилось прокапывать специальные тоннели. При этом ни в коем случае нельзя было её сдвигать», – вспоминает Олег Ляльков.
Взрывать мину на месте было нельзя: рядом - подводный газопровод высокого давления, боновые заграждения, объекты флота, фермы по разведению моллюсков.
Мину переместили в открытое море, затопили на максимально возможную глубину и успешно подорвали. За самоотверженность и отвагу в условиях риска для жизни Олег Ляльков был удостоен Ордена Мужества.
В 2023 году Олег Ляльков участвовал в масштабных и сложных работах по разминирование теплохода «Жан Жорес», затопленного в годы Великой Отечественной у берегов Феодосии. В Севастополе уже третий год подряд идет подъём многотысячного арсенала боеприпасов со дна Гильзовой бухты. За эти три года оттуда поднято более 10 тысяч боеприпасов.
«Стоит там только снять грунт – и видишь их, лежащие сплошными рядами…» - говорит Олег Ляльков.
Главное правило - не нарушать технику безопасности, и тогда будешь работать долго и счастливо, как его «коллективище», говорит лучший водолаз.
Отметим, что первенство в соответствующей номинации «Созвездия мужества» было за севастопольскими водолазами также в 2016, 2020 и 2022 годах.
Саша Ахтемко
Фото: ГУ МЧС по г. Севастополю
Обсуждение (5)
Ох уж эти журналистские шаблоны. Не "крутой", а лучший. Крутыми бывают яйца.
Низкий поклон спасателям за их нелегкий труд.
Да, работенка та ещё...мужественный человек!
Когда же работники СМИ начнут головой думать? Жёлтый режим объявлен для чего? Болтун - находка для шпиона.
to Алексей Макушин:
Алексей, ваша агрессия и ваши претензии необоснованы, информация о герое материала с упомянутыми деталями официально распрстранена МЧС.
to Светлана Косинова:
Если у МЧС "длинный язык" не значит, что в СМИ стоит рассказывать места прохождения магистрального газопровода. Вам участи Северного потока мало? - Так про его координаты никто не говорил.
Одна ваша коллега по перу в январе 22-го также была удивлена, когда сказал ей, что не еë дело интересоваться, чём занимаются военнослужащие и высказывать свои удивления в соцсетях. Так у неё хватило разума снять публикацию. У вас очевидно с этим проблемы и мания преследования.
В объявленный жёлтый период гениальному губернатору вообще стоило бы пригласить военных корреспондентов для ограничения информации. Планы работы правительства шифруются, а информация течёт полным ходом.