Евросоюз может подключить «дочку» Россельхозбанка к международной системе переводов SWIFT для продления зерновой сделки.
Зерновая сделка является лишь одной из переменных, влияющих на продовольственный рынок. Хотя в прошлом году мировые цены на продовольствие снизились, мировой рынок зерна под угрозой. И исходит она от природы — уровень температуры в этом году может значительно превысить прошлогодний.
Продовольственные цены в мире снижались три квартала, в том числе и из-за «зерновой сделки». Риск того, что её не продлят, сохраняется — в этом случае цены снова вырастут. Но сейчас ещё и добавится климатическая составляющая. В 2022 году температура во многих странах и так была рекордно высока. В 2023-м всё может стать ещё хуже: вернулось подзабытое слово «Эль-Ниньо» — природное явление, аномально повышающее температуру на океанской поверхности и влекущее атмосферные изменения. Азия уже ждёт засуху, а Южная Америка — обильных осадков.
Многие полагают, что в данный момент глобальная зерновая ситуация существует «на одном драйвере». А значит, дестабилизировать цены на продовольствие может любой риск. Всё усугубляют ещё и низкие зерновые запасы. По прогнозам ООН, эти запасы в мире в нынешнем сезоне составят менее 850 миллионов тонн, что на почти 20 миллионов тонн ниже, чем в прошлом сельхозсезоне.
Климатическое потепление характерно и для нашей страны. Особенно ярко это выражается на Дальнем Востоке, на Урале и в Сибири (как Центральной, так и Западной). Тем не менее, за последние годы урожайность и валовые сборы в нашей стране показывают тенденцию роста в главных зерновых регионах. При том, что территория России настолько велика, что одномоментно в одной её части могут быть жара и засуха, а в другой — ливни и холода.
В итоге по мере того, как смягчается глобальный климат, что негативным образом сказывается на странах Запада, в Сибири, где некогда были бесплодные земли, для ведения сельского хозяйства всё может стать с точностью до наоборот. Доказывают это урожаи зерна в СФО, которые в 2021 году составили почти 18 миллионов тонн, а в 2022-м — уже более 19 миллионов тонн, а это рост почти на 10 процентов. Уровень урожайности земель возрастает и на прочей территории России.
Наша страна является мировым лидером по экспорту пшеницы уже семь лет. Но прошедший год установил здесь новый рекорд. По официальным данным, зерновой урожай составил почти 160 миллионов тонн, из них почти 2/3 составляет пшеница. Это рекордные показатели не только для современной РФ, но и для периода СССР: тогда средняя урожайность равнялась примерно 120 миллионам тонн. Такой уровень в 2022 году превысил даже прогнозы (почти на 30 миллионов тонн).
Положительную динамику производства зерновых достигли за счёт применения современных агротехнологий и семян высокой производительности. Российские сельхозпроизводители не испытывали также и проблем с удобрениями, чего нельзя сказать о европейских (по понятным причинам). Прежний рекорд урожайности был до этого в 2017 году и составил более 135 миллионов тонн зерновых.
В минувшую пятилетку потребление зерновых на внутреннем российском рынке равнялось примерно 80 миллионам тонн. Учитывая новые регионы, с которыми Россия воссоединилась в прошлом году, уровень потребления может возрасти до 85 миллионов тонн, плюс в районе 10 миллионов тонн в национальные резервы. Следовательно, экспортный потенциал нашей страны на текущий год может быть равен примерно 60 миллионам тонн.
Соответственно, Россия может стать главным модератором мировых цен на продовольствие. Вопрос: не по этому ли поводу конфликт? В котором мы обязаны победить.
Читайте по теме: Как России сохранить значимое присутствие на глобальном рынке газа
Павел Кухмиров
Обсуждение (2)
Мы везде обязаны победить, а не только в данном конфликте.
Иначе нас просто не станет.
Зерновая сделка в обмен на ЧТО? Сколько еще должно быть уступок