Иран обвинил Украину в отсутствии доказательств поставок дронов России.
На фоне СВО вырисовываются контуры совершенно нового азиатского партнёрства. В конце зимы состоялся визит главы Ирана Ибрахима Раиси в Пекин. Это первый такой визит за последние 20 лет, который ещё и состоялся на фоне масштабного осложнения взаимоотношений Пекина и Тегерана с Вашингтоном.
Этот визит даёт возможность обсудить формирование того самого нового партнёрства в формате «Москва — Пекин — Тегеран». Это актуально именно сейчас, так как очевидно: Россия и Иран сблизились в период СВО прежде всего на базе военно-технического сотрудничества, в то время как с Китаем она уже была связана длительным стратегическим сотрудничеством. Объединяет все эти страны ещё и то, что Америка объявила их угрозой. РФ и КНР в ныне действующей американской «стратегии по национальной безопасности» за 2022 год были напрямую названы «противниками», так же как ранее Иран и Северная Корея.
С точки зрения географии наша страна прямо граничит только с Китаем, а с Ираном имеет лишь морскую границу на Каспии. Китай и Иран не имеют даже морской границы, тем не менее, они связаны давними экономическими отношениями. Причём со времён древнего «Шёлкового пути». Сейчас же все три страны задействованы в китайском проекте «Один пояс — один путь».
И данное сотрудничество полностью взаимовыгодно. Тегеран обладает энергоресурсами и имеет военные технологии, остро нуждаясь в возможности завершить свою неофициальную атомную программу. Москва также имеет нефть и газ, также обладает военными технологиями (включая аэрокосмические и ядерные). Пекин же обладает мощным инвестиционным потенциалом, при этом нуждаясь в дополнительных ресурсах энергетики для реализации своих инфраструктурных проектов. В итоге мы видим, как в рамках нового азиатского сотрудничества, включая окружающие страны, в Евразии создаётся новая экономическая реальность. Которая по умолчанию куда более эффективна, чем нынешняя ЕАЭС, куда Китай тоже входит.
Нынешний Иран — не страна-изгой, а равноправный активно развивающийся участник данной системы. Нынешняя Россия уже открыто противостоит коллективному Западу, причём теперь не только экономически и политически, но и в военном плане. А нынешний Китай — прямо сейчас является крупнейшей экономикой на континенте, а возможно, и в мире.
Тегеран ещё два года назад заключил с Китаем соглашение на двадцать пять лет о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, а год назад вступил в ШОС, начав процесс вступления в БРИКС. По итогу отношения Тегерана с Москвой и Пекином активно развиваются не только в двусторонних форматах, но и на общих платформах.
О развитии этого нового альянса свидетельствует количество официальных визитов. Например, глава Китая уже принял приглашение прибыть в Иран с ответным визитом. Также стало известно, что вскоре он приедет и в Россию. А глава Ирана не так давно был в Москве. Путин же посещал Китай.
Сотрудничество Пекина, Тегерана и Москвы очевидно имеет равноправный характер, отрицающий гегемонизм. Против которого они открыто выступают. Данные страны подчёркнуто придерживаются независимой внешнеполитической позиции и отстаивают общий принцип невмешательства в суверенные дела других государств. Вне всякого сомнения, в потенциале они являются вероятными будущими центрами нового многополярного мироустройства. А сможет ли оно сформироваться и как скоро это произойдёт — решается сейчас на поле боя.
Читайте по теме: Об основах импортозамещения: как ослабить зависимость от западных поставок
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
На счет перспектив (вообще) есть хорошая песня у Тимура Шаова, она так и называется - ПЕРСПЕКТИВЫ (https://youtu.be/CmHsI0nq0YE).