Россия

Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?

Внутренний рынок топлива зашёл в тупик, любое из решений не будет идеальным.

Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?
Фото:
ForPost
Биржевые цены на основные марки бензина в РФ бьют рекорды

Внутрироссийский топливный рынок переживает подъём цен на бензин в опте, что уже отразилось на стоимости топлива на АЗС.

Биржевые цены на основные марки бензина бьют рекорды. Так, по данным «Коммерсанта», на бирже СПбМТСБ 19 июля АИ-95 вырос в цене на 1,25%, до 68 тыс. рублей за тонну, АИ-92 — на 1,49%, до 62,5 тыс. рублей за тонну.

При этом, опережая инфляцию, растёт цена бензина и на АЗС. По данным Росстата, цены на заправках поднялись на 3,6% при накопленной годовой инфляции в 3,15%.

В некоторых регионах РФ уже начались ажиотажные проявления спроса на топливо. К примеру, губернатор Севастополя Михаил Развожаев в своём телеграм-канале написал, что к нему поступают сообщения о перебоях с отпуском бензина на АЗС. При этом он отметил, что пока ситуация не является критичной, есть только задержки с поставками бензина А-92.

«Вторая проблема — рост цен на топливо. По моему поручению специалисты Департамента городского хозяйства вчера и сегодня проверяют поступившие сообщения севастопольцев, выезжают на заправки и фиксируют цены. Все собранные данные мы передаём в территориальное отделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС)», — написал также Развожаев.

ForPost поговорил с экспертами о том, что происходит на топливном рынке и может ли ФАС решить эту ситуацию.

Демпферный привет

Для начала стоит напомнить, что нынешний скачок цен на бензин был предсказуем и является следствием планов по снижению демпферных выплат из бюджета производителям топлива.

Подробнее — в июньском материале ForPost «Россиян ждёт скачок цен на бензин — но почему?»

Напомним также, что демпферный механизм предусматривает стимуляцию отечественных производителей к продаже бензина на внутреннем рынке, когда мировые цены на него вырастают и топливо выгоднее экспортировать.

В таком случае российские компании получают из бюджета выплаты, позволяющие продолжить выгодно продавать бензин на внутреннем рынке, не повышая цену. Если же мировая цена падает, то уже компании платят в бюджет разницу.

«Сейчас мы видим продолжение борьбы нефтяных компаний и правительства, потому что власти объявили, что в сентябре демпферные выплаты будут сокращены почти вдвое. Логика правительства заключается в стремлении минимизировать дефицит бюджета, то есть уменьшить расходы и увеличить доходы. В частности, именно поэтому мы наблюдаем рост фискальной нагрузки на нефтегазовый сектор в целом, а также сокращение расходов в виде переноса налоговых льгот и уменьшение демпферных выплат», — пояснил в разговоре с ForPost ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В свою очередь нефтяники уже дают государству понять, что не будут мириться с этим и не станут работать в убыток.

По словам Юшкова, именно поэтому взлетают цены на топливо на бирже и в рознице.

«Нефтяники уже сейчас пытаются продемонстрировать, что будет, если сократить им демпферные выплаты. То есть для них экспортный рынок станет более приоритетным. Таким образом, они либо сократят поставки на внутренний рынок, либо поднимут цены на российском рынке до экспортного паритета с учётом оставшегося демпфера», — отметил эксперт.

Читайте по теме: Грядёт рост цен и возможный дефицит бензина, а мы будем «кряхтеть и платить»

«ФАС, фас!»?

В российском Минэнерго не раз заявляли, что цены на топливо в РФ регулируются не государством, а рынком. В то же время, по словам Игоря Юшкова, примерно 80% в цене топлива — это различные налоги, кроме того, стоимость бензина, как видим, зависит и от демпфера.

Наконец, весь рынок топлива в России — это олигополия, то есть такая разновидность монополии, когда большую часть рынка контролируют несколько крупных компаний, обладающих всем циклом производства нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи бензина на собственных АЗС.

При этом мелкие игроки покупают топливо для своих АЗС на бирже, а значит, полностью зависят от «настроения» олигополии.

«Во всём мире с проявлениями монополизма борются специальные антимонопольные службы. Антимонопольная служба для эффективной работы должна обладать весьма существенными полномочиями, в противном случае ведомство существует лишь номинально. Я полагаю, что российской ФАС стоило бы предоставить более широкие права в проведении проверок и получении информации от компаний, действующих на рынке, а также возможности наложения жёстких санкций в случае выявления нарушений антимонопольных требований», — высказал мнение в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Он добавил, что в нынешней же ситуации, а особенно если учесть, что государство в принципе считает, что на внутреннем рынке топлива цены являются следствием действия рыночных механизмов, а не действий олигополии, ФАС вряд ли может что-то изменить.

Читайте по теме: Беги, хватай: как паника разгоняет цены и как избежать ажиотажных покупок

Это тупик?

Выход из сложившейся на топливном рынке России ситуации, по мнению Игоря Юшкова, возможен только в результате компромисса государства и нефтяников. При этом цены на бензин для простых россиян в любом случае вырастут.

Вопрос только, на сколько.

«Российские компании уже стали меньше продавать бензина на бирже, это толкает цены на топливо вверх. Как следствие, мы видим рост цен на бензин и в рознице, потому что мелкие компании покупают бензин на бирже, а крупные поднимают цены, чтобы показать государству необходимость пересмотра решения по демпферу. Если государство ничего не будет делать, мы увидим постепенное подорожание топлива на АЗС до конца лета, а к сентябрю цены придут к экспортному паритету в новых условиях выплат по демпферу», — отметил аналитик.

Тут стоит сказать, что средняя цена бензина в мире сейчас составляет 1,32 доллара за литр. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней.

Впрочем, если принять во внимание, что часть демпфера всё же останется, вполне возможно, рост не будет столь драматичным.

«Если же государство попытается затормозить рост цен на АЗС, то потом мы его всё равно увидим в сентябре, но тогда он будет резким. А это уже грозит открытым недовольством людей, что повлечёт протестные настроения и социальную напряжённость. Поэтому постепенное повышение цены даже более приемлемо. Но это выбор между плохим и очень плохим сценариями», — сказал Игорь Юшков.

При этом отказ государства от сокращения расходов бюджета в нынешних условиях дефицита тоже маловероятен.

Поэтому, по словам Юшкова, решение проблемы может состоять в поиске некого компромисса, когда государство окажется от сокращения демпфера на столь существенное значение, а нефтяники согласятся держать цены на бензин на каком-то оговорённом уровне. В то же время очевидно, что топливо в России подорожает в любом случае.

Читайте по теме: Манипуляции статистикой: нам говорят, что «в целом хорошо», но мы не верим

Андрей Мединский

6750
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (16)

Profile picture for user еще одна мама школьников
3264

Нефть, если я не ошибаюсь, в РФ добывают? 

Profile picture for user Vladdimir
655

 

Нефть, если я не ошибаюсь, в РФ добывают? 

 ОНИ думают что люди об этом ничего не знают.

Profile picture for user Вик Мар
1591

зачем нам ориентироваться на мировые цены? товар же у нас свой. его не надо из-за границы серым путём (параллельный импорт)  за валюту перекупать..

Profile picture for user ulogin_yandex_592362603
29

Нациализация газа нефти и электричества вот выход а то миллиардеры растут как грибы а люди все ниже плинтуса фас вообще отмочил надо цены повысить по-моему у этой конторы другие цели 

Profile picture for user Даль
990

только в результате компромисса государства и нефтяников

Так все же у нас правят олигархи? А кто то, недавно говорил - у нас олигархов нет!

Profile picture for user Вик Мар
1591

 

только в результате компромисса государства и нефтяников. Так все же у нас правят олигархи? А кто то, недавно говорил - у нас олигархов нет!

 у них, которых у нас нет, слюна капает при виде "средней цены в мире". 

 

Profile picture for user Oberon
6432

примерно 80% в цене топлива — это различные налоги

может прекратить оплачивать всякие проекты марин, клистиров и т.д. тогда и налоги такие не нужны. а теперь, с лагом, полезет вверх цена на всё. и опять в столице, в верхах, будут затылки дымиться - каким категориям населения помощь оказывать, ибо холодильник пустеет и перестают верить в телевизор. 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
4047

 

примерно 80% в цене топлива — это различные налогиможет прекратить оплачивать всякие проекты марин, клистиров и т.д. тогда и налоги такие не нужны. а теперь, с лагом, полезет вверх цена на всё. и опять в столице, в верхах, будут затылки дымиться - каким категориям населения помощь оказывать, ибо холодильник пустеет и перестают верить в телевизор. 

 А пилить тогда что?

Profile picture for user Legioner
287

Да запретить экспорт до насыщения внутреннего рынка и все. Отдал на внутренний рынок по фиксированной цене определенное планом количество и только после этого имеешь право отпускать на экспорт. А то гоним топливо всяким Болгариям, а потом им заправляют немецкие танки, которые стреляют по нашим ребятам.

Profile picture for user Александр Царицын
8303

Национализировать! Обнаглели упыри! Дают они понять... суко.  

Profile picture for user Oberon
6432

to d dd:  

 примерно 80% в цене топлива — это различные налогиможет прекратить оплачивать всякие проекты марин, клистиров и т.д. тогда и налоги такие не нужны. а теперь, с лагом, полезет вверх цена на всё. и опять в столице, в верхах, будут затылки дымиться - каким категориям населения помощь оказывать, ибо холодильник пустеет и перестают верить в телевизор.  А пилить тогда что?

вот тем, которые занимаются сейчас распилом - прямая дорога на севера, лес валить. там и пилы дадут))) 

 

Profile picture for user Правда победит
517

to Даль:  Всё, что этим "кем-то" говорится, уже давно имеет смысл понимать с точностью до наоборот ))

Так все же у нас правят олигархи? А кто то, недавно говорил - у нас олигархов нет!

 

Profile picture for user Александр Царицын
8303

Нефтяники дают государству понять....может, пора государству дать нефтяникам  понять, что пора идти отсюда? А лучше национализировать без разговоров? Нефть

Profile picture for user Коровьев полагает
800

Срамота!

олигархов  мобилизовать на фронт!

Profile picture for user Сажатель
1205

 

Срамота!олигархов  мобилизовать на фронт!

 Ну да, Сечина, Миллера, Дерипаску, Ротенбергов...hysterical

Profile picture for user Александров Анатолий
97

Ой, что деЕться...Ужас..Олигархов мобилизовать...национализировать...кто то недавно говорил...прекратить оплачивать всякие.....Сколько народу нуждается в губозакаточных машинках...

Главное за день

Севастопольцы все чаще выступают "пинком" для активизации коммунальщиков

Последних может разбудить только критика и общественный резонанс.
19:02
4
953

Больше всего в Севастополе памятник Жириновскому ждут его земляки

Остальные чаще выражают вежливое недоумение.
18:06
23
1215

В Севастополе встала работа транспортной компании СДЭК

Глобальный сбой случился в системе компании по всей стране.
15:04
2
2151

В Севастополе нашли ещё одного виновного в уродливом ремонте «Ракушки»

«Андреевскому дому культуры» не везло с директорами.
10:02
10
2838

Как продавливают строительство новой гостиницы в центре Севастополя

Детали планируемой точечной застройки раскрыл депутат заксобрания города Вячеслав Горелов.
20:02
47
6925

Какому предпринимателю в Севастополе жить хорошо?

Капля позитива в бочке дёгтя тоже есть.
19:00
3
1526