На месте гибели самолёта полка, который участвовал в освобождении Севастополя, участники поискового движения России установили памятный знак с фамилиями членов экипажа. Боевая машина была найдена в феврале этого года в районе Сапун–горы. Поисковики узнали имена лётчиков, отдавших свои жизни за Севастополь.
Советский самолёт в феврале этого года обнаружили сотрудники МЧС. Вместе с поисковиками они поднимали части боевой машины, сбитой немецкой зенитной артиллерией. Экипаж во время трагедии находился в самолёте. Фрагменты останков лётчиков, кольца от двух парашютов были найдены среди обломков. Когда поисковики подняли двигатель штурмовика, появилась надежда на то, что имена погибших освободителей Севастополя получится установить.
«Найти и поднять двигатель, который залегал на глубине пяти метров. Он так завяз в этой глине окаменевшей. Прочитали номер самолёта. По номеру самолёта краснодарские поисковики установили, что он принадлежал 43–му гвардейскому авиационному штурмовому полку 80–й воздушной армии», – рассказал участник поискового отряда «Севастополь» поискового движения России Андрей Могила.
Конечно, фамилии членов экипажа по таким документам установить было невозможно. Но, к счастью, один из лётчиков–стрелков этого полка оставил воспоминания, где рассказывает и об освобождении Севастополя. Георгий Литвин рассказывает о всего трёх потерянных тогда самолётах.
«Один был подбит, пытался дотянуть до Качинского аэродрома, немного недотянул, сел на своей территории. Стрелок и пилот пришли пешком в полк. Второй самолёт получил попадание зенитного снаряда, стрелка выбросило взрывом из кабины, он спустился на парашюте, был пленён немцами, но 10 мая был освобождён своими войсками. Погиб только пилот. И третий самолёт, он пишет: «Мы потеряли экипаж капитана Шкребы и сержанта Замая», – отметил Андрей Могила.
По базе данных «Мемориал» поисковики установили, что экипаж Ил–2 в составе гвардии капитана Шкребы Якова Васильевича и сержанта Замая Ивана Сазоновича не вернулся с боевого задания 7 мая 1944 года. Стали искать родственников. Удалось найти невестку капитана Шкребы. Сын и внук, к сожалению, уже умерли. Сейчас поисковики разыскивают родственников второго лётчика.
«У воздушного стрелка Замая, к сожалению, родственники пока не найдены. Он сам из Харькова. Пока никого не удалось найти», – сообщил Андрей Могила.
Поиск родственников Ивана Сазоновича Замая продолжается в социальных сетях. А на месте гибели экипажа Ил–2, освобождавшего Севастополь, поисковики установили памятный знак с именами лётчиков. Останки героев будут торжественно захоронены в канун Дня Победы на мемориальном кладбище в посёлке Дергачи.
Обсуждение (3)
Хорошее, богоугодное дело делают мужики!
Спасибо им!
Как написал Р.Рождественский:
Вспомним всех поимённо,
горем
вспомним
своим…
Это нужно -
не мёртвым!
Это надо -
живым!
И памятные знаки на месте гибели ставить надо! А, то даже на святом месте-на Сапун-Горе, скоро места не останется, а будут сплошные рестораны и "хатынки".
P.S.
рассказал участник поискового отряда «Севастополь» поискового движения России Андрей Могила
Фамилия у мужика в тему.
Вечная память героям!
Низкий поклон тем, кто отдал за нас свои жизни.