В последние дни 2015 года правительство Севастополя приняло документ, который, возможно, повлияет на реализацию значимых проектов в городе. Речь идёт о постановлении № 1357 «Об особенностях осуществления авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, подлежащих оплате за счёт средств бюджета города Севастополя в 2016 году».
Документ в одну страницу запрещает государственным заказчикам, получающим бюджетные деньги, выдавать подрядчикам работ и поставщикам товаров и услуг авансы. Исключение составляют только договоры, заключённые с государственным автономным учреждением «Государственная экспертиза города Севастополя» и федеральным государственным унитарным предприятием «Почта Крыма».
Директор департамента финансов Севастополя Владимир Штоп рассказал ForPost, что такое же постановление принималось и на 2015 год, но тогда «исключительной» была только «Почта Крыма», так как предприятие является естественным монополистом. По словам Штопа, сейчас «Государственную экспертизу города Севастополя» решили включить в «исключительный» список для ускорения реализации федеральных целевых программ.
«В основном это было для «Почты Крыма» – она работает обязательно с авансом. Мы им продлили, в 2015 году по «Почте» тоже было, только по «Почте». Теперь и «Государственную экспертизу города Севастополя» добавили. Для того, чтобы нам быстрее делать объекты ФЦП», – пояснил директор департамента финансов Севастополя.
Он обратил внимание на то, что запрет на работу по авансовым платежам в отдельных случаях может быть снят.
«Все остальные (смогут работать по авансовой системе. – Ред.) по отдельным постановлениям губернатора. Если губернатор примет решение, а члены правительства поддержат, тогда можно будет. А вообще – без авансов, однозначно», – подчеркнул Штоп.
Принимая нынешнее постановление № 1357, правительство Севастополя, по данным Владимира Штопа, ожидает, что на торги будут выходить серьёзные предприятия, а ненадёжные отсеются.
«Мы таким образом хотим избавиться от недобросовестных подрядчиков, – продолжил чиновник. – Я имею большой опыт по другим регионам. Для того, чтобы не пришло общество с ограниченной ответственностью, у которого уставной капитал составляет десять тысяч рублей. Как раз для этого мы и сделали – для того, чтобы пришли серьёзные подрядчики с техникой, с базой и просто сильные предприятия».
Руководитель финансового департамента уверен, что введение запрета на авансы не повлечёт негативных последствий для города. По его мнению, и в Севастополе в частности, и в России в целом есть много серьёзных подрядчиков.
Запрет на авансовые платежи – спасение от недобросовестных подрядчиков
Председатель постоянного комитета по экономике Законодательного собрания Севастополя Татьяна Лобач подтвердила, что постановление об особенностях осуществления авансовых платежей, изданное в конце 2015 года, не является чем-то новым. Оно повторяет действующее с августа 2015 года
постановление № 780, за исключением пункта об особенном статусе «Почты Крыма» и «Государственной экспертизы города Севастополя». По данным Лобач, жалоб от предпринимателей на постановление № 780 за полгода его действия не поступило: «по крайней мере, в Законодательное собрание на данное постановление никто не жаловался».
Глава постоянного комитета по экономике считает, что отмена авансов будет иметь для города только позитивные последствия: к примеру, позволит избежать заключения договоров с недобросовестными подрядчиками.
«Это ужесточение контроля над расходованием бюджетных средств. Мы все с вами помним, как в 2014 году всякие фирмы получили предоплату за ремонт дорог, – и мы до сих пор видим то, что из этого вышло», – подчеркнула Татьяна Лобач.
Эксперт: «Деньги всегда стоят денег, особенно в условиях кризиса»
Вице-президент Крымского ИТ–кластера Сергей Королёв, имеющий опыт работы с государственными закупками, сказал, что запрет на выплату авансов подрядчикам на конкуренцию в этой сфере особо повлиять не должен.
«На самом деле, на конкурентную среду это никак не влияет. Это влияет только на кэш флоу (денежный поток. – Ред.) конкретного проекта. То есть исполнители госконтактов должны будут проинвестировать деньги до того, как они всё сделают. Если контракт большой, либо всё бремя ляжет на предпринимателя, либо он перекредитуется и эти деньги будут заложены в стоимость контракта», – пояснил Королёв.
Он отметил, что особого смысла в запрете на авансы не видит: «Я не знаю, для кого здесь есть какой-то особый плюс, зачем это сделано. Но, насколько я знаю, федеральному закону это не противоречит».
Вице-президент Крымского ИТ–кластера напомнил, что максимальный размер авансовых платежей не может превышать тридцати процентов стоимости государственного контракта. И заверил, что, как правило, на выполнение контракта аванса не хватает, поэтому в любом случае подрядчик первоначально вкладывает свои средства.
«К примеру, правительство Севастополя решило в какой-то своей структуре что-то переделать, допустим, сделать ремонт в зале заседаний – на это выделены деньги. Что происходит, если разрешён авансовый платёж? Предприниматель выиграл конкурс и получил тридцать процентов. Всё равно ему этих тридцати процентов мало, чтобы начать исполнять контракт, всё равно он будет вкладывать свои деньги в исполнение контракта. То есть либо он берёт свои деньги, либо берёт деньги у банка на более или менее льготных условиях. Но сейчас банки не работают на льготных условиях. Если это безавансовая схема, то бизнесмен полностью вкладывается в проект, выполняет его, сдаёт, а потом ещё долго ждёт, пока с ним расплатятся», – привёл пример Сергей Королёв.
Учитывая это, на конкуренцию принятое севастопольским правительством постановление не влияет, уверен Королёв. Но признаёт, что при отсутствии аванса в итоге происходит удорожание контракта: «Потому что предпринимателю для того, чтобы начать работать, нужно будет проинвестировать в этот контакт. А деньги всегда стоят денег, особенно в условиях кризиса. Если ты откуда-то взял деньги, потом нужно будет заплатить проценты. А если ты свои деньги взял, значит, ты не можешь что-то купить или в другой проект вложить. По сути, отсутствие авансового платежа немного удорожает контракт. Но зачем это сделано, я не понимаю и особого смысла в этом не вижу. Можно было и так жить».
Сергей Королёв не разделил надежд директора департамента финансов Севастополя и председателя комитета по экономике Заксобрания на то, что введение запрета на авансы существенно повлияет на «качество» подрядчиков: «Это повлияет, но косвенно. Будут приходить не честные и хорошие подрядчики, а, скорее всего, те, у кого есть сейчас излишняя денежная масса».
Кому постановление, а кому – авансы
Отметим, что не только 2014 год запомнился севастопольцам «качеством» дорог и других объектов инфраструктуры и благоустройства, как справедливо сказала Татьяна Лобач. Не меньше впечатлила вторая половина 2015 года, когда уже действовало первое постановление о запрете авансов. Взять хотя бы конкурс по отбору организации, которая займётся проектно-изыскательскими работами для строительства многофункционального корпуса онкологического диспансера и корпуса городской больницы № 1; этот конкурс
вызывает серьёзные опасения у члена Совета Федерации от законодательной власти Севастополя Ольги Тимофеевой.
По словам сенатора, ф
ирма, выигравшая конкурс, не имеет собственных спроектированных и введённых в эксплуатацию подобных объектов.
«Очень интересны условия оплаты работы компании-проектировщика: сразу 50 процентов – до заключения экспертизы – компания получает за выполненные работы, порядка 28,5 миллиона рублей, а потом уже, если проект не получает одобрения, средства не возвращаются», – пояснила Тимофеева.
По её мнению, при таких условиях контракта можно разработать некачественную проектно-сметную документацию и получить половину стоимости контракта. То есть после разработки проектно-сметной документации подрядчик получит 50 процентов от цены контракта без согласования проекта в органе, проводящем госэкспертизу.
Власта Пидпалая
Обсуждение (17)
На самом деле все намного проще, чем кажется. Местные власти решили изменить систему государственных заказов на строительные работы. Средства выделяются в полном объеме, но это не значит, что их можно бездумно тратить. Дополнительный контроль за расходами добавит прозрачности и ускорит работы в строительной отрасли.
"По словам сенатора, фирма, выигравшая конкурс, не имеет собственных спроектированных и введённых в эксплуатацию подобных объектов.
«Очень интересны условия оплаты работы компании-проектировщика: сразу 50 процентов – до заключения экспертизы – компания получает за выполненные работы, порядка 28,5 миллиона рублей, а потом уже, если проект не получает одобрения, средства не возвращаются», – пояснила Тимофеева."
Так что, "левая рука не знает,что делает правая"? Или
коррупционеры трактуют законы и постановления,как им выгодно?
Т.е. подрядчик должен строить за счет своих оборотных средств?
Это что-то новенькое.
Так можно работать только если заранее уверен, что тебе оплатят, и заранее, с целью стибрить эти деньги.
Дураков давно нет!
"...Если контракт большой, либо всё бремя ляжет на предпринимателя, либо он перекредитуется и эти деньги будут заложены в стоимость контракта».
Т.е. банковские проценты (немалые) будут заложены в стоимость контракта.
to Gooler (Бучач)
дорога подрядчикам, у которых есть оборотные! А это значит, что большая часть мелких, но " дешевых" подрядчиков - отвалится. Думаю это вредное постановление.
«Все остальные (смогут работать по авансовой системе. – Ред.) по отдельным постановлениям губернатора. Если губернатор примет решение, а члены правительства поддержат, тогда можно будет. А вообще – без авансов, однозначно», – подчеркнул Штоп."
Эта формулировка сводит на нет действие постановления. Т.к. уже есть прецеденты междусобойчиков губернатора с застройщиками.
to Кочевник (Севастополь)
"Вредное" постановление для проходимцев,получающих предоплату и смывающихся прочь,как это было с ремонтом аптечного склада (10 млн.)и развязки на Хрусталева(тоже 10 млн.).
Может,пора извлечь урок?
to Сергей Александрович (Севастополь) #пашапарагон будет весьма разочарован, ждем скорую ответочку
Позвольте ответить чужой цитатой, в ней - все: to strelec (Севастополь) «Все остальные (смогут работать по авансовой системе. – Ред.) по отдельным постановлениям губернатора. Если губернатор примет решение, а члены правительства поддержат, тогда можно будет. А вообще – без авансов, однозначно», – подчеркнул Штоп. Эта формулировка сводит на нет действие постановления. Т.к. уже есть прецеденты междусобойчиков губернатора с застройщиками.
Пан Меняйло в диалоге с Лебедевым... он не может не говорить с народом ... Он должен его слышать ...
Штоп вам зарплату так выдавали, господа из правительства: только после выполнения госпрограмм и обещаний.
Паше Лебедеву такое положение только в плюс. У него-то деньги есть, на любые контракты хватит.
Всё делается не ради "честных" подрядчиков, а ради денежных мешков.
Бедные без работы, богатые богатеют.
to strelec (Севастополь) Вредное постановление для проходимцев,получающих предоплату и смывающихся прочь,как это было с ремонтом аптечного склада (10 млн.)и развязки на Хрусталева(тоже 10 млн.). Может,пора извлечь урок? Ну что за наивность! Невозможно у нас никуда смыться, если ты не в сговоре с тем, кто тебе заплатил деньги. На каждом шагу двойной и тройной контроль.
Звучит красиво, но на деле лишает возможности участвовать в тендерах малые предприятия.
ВСЁ будут смело выигрывать паши Лебедевы. Уже завтра мы увидим, как они будут выигрывать ВСЕ тендеры, а реально выполнять работу будут разорённые "малыши".
Жирнюки по факту будут просто посредниками.
Ссылка на то, что кто-то, получив предоплату, скрывается - нелепость!!! Почему при Украине такого не было? Правительство Севастополя, таким образом обвиняет государство РФ в недееспособности?
Таким образом коррупционная составляющая на лицо, а стоимость работ резко возрастёт.
С одной стороны всё логично, своего рода защита от тех, кто, взяв аванс, тихо сваливает.
С другой стороны, как уже писали выше - всё "самое вкусное" будут выхватывать крупные компании, имеющие на это средства, а потом, по субподряду передавать мелким, местным, которые будут работать "на дядю", за копейки.
Цель торгов - добросовестная конкуренция.
Запрет на аванс - по факту ограничение доступа к торгам и снижение конкуренции.
Если город заинтересован в качественном выполнении работ, надо выбирать подрядчиков не только по критерию - у кого есть финансовый ресурс, а все-таки, наверное, по разным другим профессиональным критериям.
Заказчик должен финансировать работы, подрядчик - выполнять. 30% - вполне достаточно для затрат на материалы. Сделали работы -получили остальное.
Чтобы не сбежали с деньгами - надо работать с теми, у кого репутация, опыт работы, это гораздо ценнее для любого нормального подрядчика, чем аванс за один объект.
Так что запрет на аванс - это по факту ограничение доступа к деньгам и еще по-всякому это увеличение расходов бюджета. Потому что с авансом объективные затраты для подрядчика ниже, чем без аванса, и с авансом всегда будет выше конкуренция и больше размер понижения на торгах.
Что бы "подрядчики не сбегали" - нужно в первую очередь на пушечный выстрел не подпускать к торгам фирмочки, у которых хотя бы один учредитель в любом "колене" - офшорная фирма, фирма из Великобритании, Эстонии, Украины и прочих мировых "черных дыр", у которых в учредителях - "неподсудные " пенсионеры. Это называется - первичная проверка контрагента. Вот это - реально повысит ответственность. Ах да... только тогда ведь Павел Лебедев не сможет участвовать в тендерах! Значит - не пройдет такой вариант...
to Paul_S (Севастополь)
Такой вариант не пройдет в силу гениального закона о госзакупках, который пришел на смену не менее гениальному предшественнику.
to MaxVS (Севастополь) to Paul_S (Севастополь) Такой вариант не пройдет в силу гениального закона о госзакупках, который пришел на смену не менее гениальному предшественнику. ЛЕГКО! Данное требование прописать и мотивироватьв условиях тендера. Обоснование - поскольку мы на "подсанкционной" территории Крым - "исключение влияния санкций, ареста зарубежных счетов и разглашения информации, могущей повлиять на безопасность города". Пока - у нас даже не озадачиваются проверить лицензии на осуществление видов деятельности. подлежащих особому регулированию.
В принципе здесь обычное - "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Мне пришлось столкнуться с таким моментом - российская компания-разработчик лицензионного ПО (причем ее программа уже активно используется во многих тысячах организаций) поставляет свою программу только после предварительной оплаты. То есть, бюджетная организация не может купить ПО непосредственно у разработчика, а может приобрести у посредника, который не требует предоплаты, но имеет свой "гешефт"!
Как говорится: "Маразм крепчал!"