Горные и лесные массивы Севастополя, привлекающие любителей езды по бездорожью своим разнообразным рельефом и захватывающими пейзажами, не предназначены для поездок на любых видах спортинвентаря — питбайках, квадроциклах, кроссовых мотоциклах или «эндуро».
И если для многих севастопольцев этот вопрос не подлежит сомнению, то мотоциклисты и квадроциклисты могут возразить, ведь на «эндуро» и питбайках запрещено передвигаться только на дорогах общего пользования, а не в лесу.
Природные объекты ООПТ и правовые режимы
Как ForPost пояснили в Севприроднадзоре, несмотря на то что прямого запрета на въезд «эндуро» нет, существует целый ряд ограничений, нарушение которых в Севастополе влечёт за собой административную ответственность.
Во-первых, на территории Севастополя находится 19 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), въезд и передвижение личного транспорта на которых запрещено. В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение режима влечёт за собой наложение административного штрафа от 3 тысяч до 4 тысяч рублей для граждан, от 15 тысяч до 20 тысяч рублей — для должностных лиц и от 300 тысяч до 500 тысяч рублей — для юридических лиц.
Здесь стоит отметить, что общая площадь ООПТ в Севастополе занимает 250,2 кв.км, что составляет более 83% от всей горно-лесистой местности региона (301,0 кв.км). Это значит, что данный запрет не касается лишь малой части севастопольских лесов.
Однако и здесь можно столкнуться с некоторыми ограничениями.
Например, в конце сентября сотрудники Севастопольского лесничества, осуществляя патрулирование в районе Большой Севастопольской тропы и лесного массива неподалёку от улицы Благодатной, задержали мотоциклиста.
В это время ещё действовал особый противопожарный режим, при котором въезд любого транспорта кроме специализированного в лесной массив запрещён, в соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ мужчине грозит административный штраф в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей. Должностные и юридические лица в этом случае будут оштрафованы, соответственно, от 60 тысяч до 90 тысяч рублей и от 600 тысяч до 1 млн рублей.
Мотоциклист, нарушивший запрет на въезд в севастопольские леса. Фото: Севприроднадзор.
С 3 октября особый противопожарный режим в Севастополе был снят. Севастопольцам разрешили не только посещать лесистую местность, но разводить костры, использовать мангалы и другие приспособления для приготовления пищи в не относящихся к ООПТ лесах.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, «нарушение правил пожарной безопасности в лесах» влечёт наложение административного штрафа в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей для граждан, от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 400 тысяч рублей для юридических лиц.
К правилам пожарной безопасности относится в том числе запрет оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы, а также запрет заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя.
Ущерб лесу и почве от езды на мотоцикле
И даже после снятия особого противопожарного режима мотоциклистам и квадроциклистам в севастопольских лесах рады не будут. Дело здесь не только в нарушении правил пожарной безопасности, но и в предотвращении ущерба, который двух- и четырёхколёсный туристический транспорт наносит экосистемам ООПТ.
Необходимо напомнить, что мотоциклы «эндуро» и квадроциклы — это транспорт, предназначенный для движения по бездорожью с различными естественными препятствиями в виде брёвен, валунов, ям и так далее. Для лучшей проходимости и хорошего сцепления с дорогой на мотоциклы и квадроциклы устанавливают специальные покрышки с глубокими протекторами и грунтозацепами.
Систематический проезд подобной техники по лесным и горным тропам наносит комплексный ущерб экосистеме. В частности, в заключении, которое вынесли после обследования сотрудники ФИЦ ИнБЮМ, говорится, что колёсная техника уничтожает почвенный покров, что провоцирует водную и ветровую эрозию, особенно на склонах.
Это может приводить не только к разрушению среды обитания организмов, населявших этот участок, но и к последующим геоморфологическим процессам — образованию новых балок, оврагов, уничтожению естественного ландшафта.
Повреждаются корневые системы деревьев, уничтожается молодая поросль деревьев, что ослабляет и губит древостой.
Квадроцикл на лесной севастопольской дороге. Фото: Светлана Косинова / ForPost
Кроме этого, мотоциклисты любят преодолевать водные преграды в виде ручьёв и малых рек, что становится причиной их загрязнения горюче-смазочными материалами.
К этому следует добавить также создание шумового загрязнения, которое отпугивает диких животных и нарушает их естественное поведение.
Всё вышеперечисленное приводит к деградации лесных экосистем, обеднению биоразнообразия и увеличению риска оползневых процессов. А если учесть, что экосистема природных территорий Севастополя особо чувствительна к антропогенному воздействию и тяжело восстанавливается после любого вмешательства, причина запрета для мототранспорта становится абсолютно очевидной.
Лесничество Севастополя, где слышится рёв
Как сообщили ForPost в департаменте природных ресурсов и экологии Севастополя, наиболее частыми местами несанкционированных заездов становятся лесные массивы в районе Сапун-горы, Мекензиевых гор, Орлиновского и Терновского лесничеств, а также урочище Аязьма и мыс Айя.
К сожалению, в последнее время количество таких нарушений отличается стабильностью и не снижается.
«Севастопольские леса открыты для пребывания граждан, но не для механизированного спорта, наносящего экологический вред. Департамент призывает всех любителей активного отдыха к соблюдению природоохранного законодательства», — подчеркнули в Севприроднадзоре.
Напомним: в феврале 2018 года вандалы на трёх мотоциклах повредили местность урочища Казан-Дере в районе «вольера» и участок так называемой «Средней полки» Большой Севастопольской тропы. Мотоциклисты нанесли большой урон тропе, а также деревьям и кустарникам. Брошенные на тропе мотоциклы пришлось эвакуировать горными спасателями ЦГЗ Севастополя.
С 2021 года поднимался вопрос о маршрутах для джиперов и мотоциклистов. Был разработан приоритетный проект БСТ, в который, помимо прочего комплекса активностей, входило два джип-мото-маршрута общей протяжённостью 45 километров.
Однако, по информации источника ForPost, официально на сегодняшний день эти маршруты недействительны, так как постановление правительства по утверждению этих маршрутов до сих пор не принято. Впрочем, смогли бы любители кататься по лесному бездорожью воспользоваться выделенными маршрутами — большой вопрос.
Ника Заринская
Обсуждение (7)
Не леса, а нормальные севастопольцы не рады.
Причины сложившейся ситуации две:
1. Наглость и бабло рулят.
2. Главная причина - власти такие.
Эта публика уже чертовски надоела в районах. ул. Благодатная и ул. Строительная.
Да им нигде не рады! Но им главное получить свою дозу удовольствия, а на людей и на природу им наплевать.
Наконец то через сколько лет подняли эту тему. По некоторым участкам невозможно передвигаться, вместо природы приходится слушать их рёв, глотать пыль, вдыхать газы. Очень хотелось, чтобы законы исполнялись регулярно, проводили рейды. Поймали одного, но их там десятки по выходным только в Балаклаве.
Покатушки за деньги не только в Севастопольском районе. В крымских лесах - регулярно по выходным в п.Счастливое, Многоречье, урочище Курлюк Баш, склоны г. Демерджи, район Ангарского перевала, Суат, Караби яйла и т.д. Почему нельзя принять на региональном уровне запрет на действия прямо разрушающие экологическую систему Крыма? В Верховном Совете Крыма существует комитет по экологии - пусть разработают законодательную базу по этому вопросу!
Когда то в районе Сапун горы был импровезированный мототрек для мотокроссов и в вСтрелецкой балке(в балке напротив ТЦ Добрострой и Стрелецконо авторынка ) заброшенный мототрек. Пока власть думает что там построить ,гоняйте себе на здоровье.....Не уверен,что спидвейная трасса подойдет?!
Почему севастопольские леса не рады мотоциклам эндуро и квадроциклам.
Севастопольские леса рады только вырубке и глэмпингам. А виноградники рады новоявленным отэльерам. А где мальчишкам (99% это не взрослые дядьки) гонять? Пусть сначала предложат им что-нибудь , а то у нас только запретить могут. Эти мальчишки уж точно не пьют и не колятся, а природе от них никакого вреда, ездят исключительно по лесным каменистым дорогам. Или у нас по лесным и горным дорогам только крымскотатарскому населению можно на уазиках гонять, деньги зарабатывать?