Россия

Почему резко подорожал бензин на АЗС

И в какой момент власти должны вмешаться?

Фото:
ForPost / Татьяна Воробьёва

Стоимость топлива на российских АЗС резко поднялась в начале июля.

По данным Московской топливной ассоциации, в столице АИ-92 прибавил в цене 30 копеек и сейчас стоит около 53 рублей, а АИ-95 подорожал на 34 копейки — до 58,7 рубля. Увеличился в цене до 65 рублей и дизель, прибавка составила 22 копейки.

Отметим, что в Крыму, например, стоимость АИ-95 и так была выше 60 рублей, а сейчас на АЗС его продают по 61,4 рубля. АИ-92 стоит 55,3 рубля. Дизель — почти 70 рублей.

ForPost попросил прокомментировать ситуацию ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности и эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова.

Инфляционный рост

По мнению Игоря Юшкова, нынешний рост цен на топливо на российских АЗС связан прежде всего с инфляцией, которая ускорилась летом 2024 года и уже превышает 9%.

«Сейчас мы говорим о конечной стоимости топлива на АЗС, которая де-факто регулируется государством, у которого есть несколько инструментов для того, чтобы влиять на цены. Нынешнее подорожание так заметно, потому что до этого долгое время цена топлива на заправках оставалась на одном уровне. Сейчас цены пошли вверх при одновременном росте инфляции. Именно корректировкой на инфляцию и объясняется рост стоимости бензина и дизеля сейчас. Однако пока в уровень инфляции стоимость топлива с учётом подорожания укладывается», — пояснил аналитик.

По словам Игоря Юшкова, тревогу мог бы вызывать рост биржевых цен на топливо.

«Но пока цены на бирже даже не приблизились к рекордным показателям прошлого года. Поэтому власти вряд ли будут вмешиваться в ситуацию сейчас», — пояснил он.

Однако, по его словам, подорожание топлива с большой долей вероятности объясняется не только ростом цен в стране в целом.

«Дело в том, что в начале весны, в преддверии высокого автомобильного сезона, был запрещён экспорт бензина за рубеж. Отчасти, полагаю, что нефтяные компании могут за счёт нынешнего роста стоимости пытаться компенсировать недополученные тогда прибыли», — отметил Юшков.

Когда пора вмешаться

По словам Юшкова, Минэнерго может вмешаться в ситуацию, если рост стоимости топлива превысит темпы инфляции.

«У правительства есть несколько рычагов сдерживания роста стоимости бензина и дизеля для конечного потребителя. Во-первых, власти могут пересмотреть выплаты по демпферному механизму, который компенсирует нефтяникам разницу между экспортной и внутренней стоимостью топлива. Во-вторых, это могут быть прямые переговоры с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), которые имеют полный цикл производства — от добычи и переработки до продажи на АЗС. А если ВИНКи не будут поднимать цены, то и более мелкие игроки не станут этого делать, поскольку тогда они потеряют потребителя», — пояснил Юшков.

Наконец, по его словам, правительство снова может возобновить запрет на экспорт бензина, который был введён в начале марта, но отменён в связи с тем, что топлива на внутреннем рынке стало хватать.

«В то же время пока я не вижу основания для нового введения такого запрета, поскольку как раз в июне заработал на полную мощность Нижегородский НПЗ, а также другие НПЗ выходят из ремонтов после украинских атак», — пояснил Юшков.

К слову, ранее мы уже рассказывали о стремлении Украины вызвать топливный кризис в России путём выведения из строя НПЗ. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

Проинфляционный бензин

Кандидат экономических наук Михаил Беляев в свою очередь объяснил природу ценообразования и влияния на инфляцию топливного рынка.

«Нужно понимать, что ВИНКи формируют в России олигополию на топливном рынке. То есть такую разновидность монополизма, когда несколько игроков могут влиять на стоимость товара. Именно поэтому для регулирования цен важен контроль со стороны государства», — сказал экономист.

Он напомнил, что бензин и дизель являются не просто товарами, цены на которые учитываются в определении уровня инфляции в стране.

«Дело в том, что расходы на топливо включаются в себестоимость вообще всех товаров. Иными словами, растёт цена бензина — растёт цена другой продукции. И тут властям важно понять: выросла ли стоимость бензина, потому что выросла инфляция, или же инфляция растёт, потому что игроки рынка необоснованно поднимают цены на топливо», — пояснил он.

Андрей Мединский

1131
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 3 (2 голосов)

Обсуждение (5)

Profile picture for user Шо, опять?
1259

И в какой момент власти должны вмешаться?

 

 

 

Profile picture for user Александр-пенсионер
78

🤣😄

Profile picture for user Александр-пенсионер
78

Какие копейки роста цены?! У меня товарищ в Москве, говорит, что за 10 дней на "Газпромнефти" цена 95-го сразу на 2 с лишним рубля взлетела! Там сейчас цены к крымским приближаются! В статье пишут, что цены на топливо растут, т.к. другие цены растут! А может наоборот? Цены растут, потому что цена топлива везде присутствует?!

Profile picture for user Legioner
323

Раньше  жадность рост цен на бензин объясняли ростом доллара, а теперь новая фишка - рост инфляции. Суперрр!

Profile picture for user кучер2017
2232

Не ту страну назвали Гондурасом! Когда прекратят выламывать руки населению, самой богатой страны мира??? Вопрос главе государства! Весь спрос с него! Покоя нет от этих подорожание, сейчас ещё подорожания ЖКХ подстегнёт инфляцию! А зарплаты кто подстегнёт?? А...

Главное за день