Производство бензина в России сейчас отстаёт от планов Минэнерго на 7,2%, подсчитал «Коммерсантъ». Кроме того, по данным издания, запасы бензина в хранилищах тоже сократились на 2,7%. Также отмечается, что и биржевая стоимость топлива в последнее время растёт.
Всё это происходит на фоне отменённого запрета на вывоз бензина за рубеж. Напомним, он был введён с марта по август, однако в мае эмбарго сняли до конца июня. Пока решения о возобновлении запрета не принято.
Свидетельствует ли это о надвигающемся топливном кризисе на российском рынке, из-за которого может возникнуть дефицит топлива и вырасти его стоимость на АЗС?
Факторы риска
Для начала стоит напомнить, почему нынешнее снижение производства и запасов бензина может оказаться критическим для России.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков сообщил ForPost, что в РФ 90% произведённого бензина идёт на внутренний рынок, а 10% — это экспорт.
«При этом примерно с середины весны начинается активный автомобильный сезон, который длится всё теплое время. В эти месяцы потребление бензина в стране существенно возрастает», — пояснил Юшков.
Именно эти два фактора и являются сейчас определяющими для возможной нехватки топлива в стране при условии, что экспорт не будет запрещён.
Стоит ли беспокоиться?
По мнению Игоря Юшкова, пока причин для беспокойства нет.
«Если мы посмотрим на предыдущие годы, то наш средний показатель производства бензина в летний период был около 109 тыс. тонн в сутки. Сейчас он составляет 108 тыс. тонн, то есть отстаёт лишь немного. Но к этому нужно добавить и то, что благодаря эмбарго на экспорт бензина были накоплены определённые запасы, ведь тогда Россия производила больше топлива, чем потребляла», — пояснил Юшков.
В то же время он отметил, что очевидным негативным фактором в нынешней ситуации является рост потребления бензина в России.
«Объём потребления бензина и дизеля в стране растёт год от года. Каков он будет в нынешнем году, сказать сложно. Но я думаю, что точно больше, чем в прошлом. Поэтому нынешняя ситуация может поставить страну к порогу, когда бензина действительно может перестать хватать», — сказал Юшков.
Влияние атак Украины
Очевидно, что на ситуацию с бензином могли повлиять и продолжающиеся со стороны атаки на российские НПЗ и нефтехранилища.
Из недавних: ночью 6 июня украинский беспилотник атаковал Новошахтинский завод нефтепродуктов в Ростовской области. Тогда же дрон-камикадзе атаковал ещё один нефтезавод — в Старооскольском городском округе Белгородской области.
А на прошлой неделе, 20 июня, были атакованы НПЗ «Лукойл-Югнефтепродукт» в посёлке Энем в Адыгее и Платоновская нефтебаза в Тамбовской области. К тому моменту уже трое суток горела нефтебаза ЗАО «Азовпродукт» в Ростовской области.
«Эти атаки, безусловно, могли оказать влияние на ситуацию с бензином в России, но оценить его масштаб сложно, поскольку информация засекречена. Максимальный объём производимого бензина в феврале этого года достигал 129 тыс. тонн в сутки, но постепенно он начал снижаться и сейчас равен 108 тыс. тонн. Кроме того, на ситуацию повлияла и авария на Нижегородском НПЗ «Лукойла», которая произошла в марте. Это крупнейший завод по производству бензина в России, и он вышел на полную мощность после ремонта только в мае», — пояснил Игорь Юшков.
Возможные решения
В то же время Юшков уверен, что у правительства имеются все возможности для предотвращения топливного кризиса на внутреннем рынке России.
«Если будет возникать дефицит предложения бензина на внутреннем рынке РФ, то первым индикатором станет повышение его стоимости на бирже. Но тогда правительство может вновь ввести запрет на экспорт, или, скажем по-другому, не продлевать разрешение на него с 1 июля», — отметил он.
Дополнительным шагом к преодолению возможного кризиса может стать наращивание объёмов производства топлива.
«Для этого может быть пересмотрен график ремонта НПЗ, чтобы объёмы бензина не выпадали. В данном случае имеются в виду плановые, а не какие-то экстренные ремонты мощностей. Минэнерго вполне может попросить производителей повременить с ремонтом», — отметил Юшков.
Власти заверяют
Одновременно отметим, что пока в российском правительстве не видят никаких причин для беспокойства относительно возможного дефицита и роста стоимости бензина на внутреннем рынке.
«На рынке абсолютно стабильная ситуация, на сегодняшний день у нас запасы бензина и дизельного топлива, если сравнить с прошлым годом, на 5–10% выше. Мы видим, что наши НПЗ производят больше бензина и дизельного топлива по сравнению с прошлым годом», — отмечал ещё 7 июня вице-премьер Александр Новак, курирующий топливно-энергетический комплекс.
Правда, по данным издания «Коммерсантъ», в самом Минэнерго сейчас от комментариев отказались.
К слову, говорил Новак и о возможном возобновлении запрета на экспорт бензина.
«Будем исходить из оценки текущей ситуации. Будем в конце месяца понимать», — отметил вице-премьер.
Топливный кризис-2023
Напоследок стоит напомнить, что летом прошлого года в стране уже был топливный кризис.
Тогда он был связан с решением Минфина вдвое снизить выплаты нефтяникам по топливному демпферу, благодаря которому регулируются объёмы экспорта и цены на топливо на внутреннем рынке. Ответом нефтяных компаний стало сокращение предложения топлива на бирже и последовавший за этим запрет на экспорт.
Тогда в стране всерьёз заговорили о том, что объёмы производства топлива могут сократиться из-за переполненности хранилищ. Но ситуация разрешилась после возобновления экспорта и возвращения выплат по демпферу на прежний уровень.
Иными словами, тогда в противостоянии власти и российской нефтяной отрасли выиграли нефтяники.
Андрей Мединский
Обсуждение (12)
Как обычно, цена понизится?
d dd,
😁😂
d dd,
Ну, а что Вы хотели? Куча НПЗ сгорела, а за это как всегда должен рассчитаться кто-то. У нас так принято, что народ!
Капиталисту всё равно о какой нефти идёт речь, тем более, что народ страны - одно из новых "месторождений нефти"
А, так они не взаимодействуют, а противостоят...Так бы сразу и сказали, это многое объясняет...)
Ещё одна причина увеличить цену.
Я уже писал неоднократно что нужно делать правительству и нефтяникам и повторюсь : не можете обеспечить дешевым бензином население РОССИИ купите у Ирана один черт что, что они под санкциями. Или у Айзербайджана , в конце концов не справляетесь уходите в отставку не надо из себя клоунов корчить
Когда так нам говорят, значит уже не стоит беспокоиться.
Процесс нечаянно перешел немножко в неуправляемую ситуацию и наши беспокойства уже ничем не сделают хуже.
Короче, бардак продолжается!!! В Москве курица стоит 170, в Севастополе 215! Крымские вина там дешевле чем в Крыму, значит логистика не причём!!! Мы что больше зарабатываем???
кучер2017,
Таки это Ма-асква!
А вы что хотели?
Вы на себя посмотрите.
Посмотритена все, что вастебя окружает.
Разве вокруг вас Ма-асква?
Разве вы ма-асквич, достойный на курицу за 170?
Здесь и там подпорную стенку не умеют сделать уже полгода под Восставшими и на Героях, которые обвалились и устали стоять уже не хочут
Самое выдающееся инженерное сооружение, которое для них сделали, таки это забор вокруг обваленного.
Такое и при Союзе и при Украине (при которой 23 года ничего не делалось) иногда случалось, но по полгода не простаивало в ожидании когда институты чертежи на ремонт разработают и пока найдется подрядчик, который все разворует и оно опять осыпится.
А вам хочется курицу за 170.
А кильку поштучно по такой цене на надо?
Достопочтенный Дон,
вот умеете Вы сказать. 👍
Мицуко,
Спасибо!
Мне очень приятно.
Вы меня окрыляете.
🙂
ну килька стала несъедобной, а вот с удивлением обнаружил, что банка сайры стала 200+ рублей