Эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев спрогнозировал дефицит бензина в России летом этого года.
Нехватка топлива может возникнуть даже несмотря на запрет вывоза бензина за рубеж с 1 марта до 31 августа, считает он.
Как позаботиться о том, чтобы не остаться без топлива, узнавал ForPost.
Три фактора дефицита
По оценке Сергея Кондратьева, на возникновение дефицита топлива могут повлиять несколько факторов, пишет Forbes.
Во-первых, модернизация и ремонт оборудования отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые в поставках комплектующих зависят от зарубежных компаний. И санкции США, стран ЕС, Великобритании и Японии тому помеха.
Во-вторых, потенциальные проблемы в железнодорожной доставке топлива, произведённого НПЗ, в регионы.
В-третьих, атаки на российские нефтебазы и НПЗ с «практически первых дней» специальной военной операции, из-за чего на внеплановые ремонты выводится оборудование предприятий.
На третью причину ранее обратил внимание ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По его мнению, Украина бьёт по этим объектам целенаправленно, рассчитывая, что атаки создадут проблемы заводам, производящим бензин, вызовут его дефицит на топливном рынке РФ и, следовательно, повышение цены.
«Это в свою очередь может вызвать протестные настроения в обществе. В то же время люди вряд ли увидят дефицит бензина и рост цен на него», — сказал он.
Если из строя не будут выведены другие НПЗ, кроме уже остановленных, дефицит бензина вряд ли будет существенным, сказал доцент кафедры политологии факультета социальных наук и социологии Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
«Главная причина возникновения дефицита именно в летний период — это закрытие заводов на плановые ремонты. Если сразу несколько крупных предприятий прекращают поставки, то на рынке образуется нехватка топлива и цены на него растут», — уточнил он.
Что делать властям?
В таких условиях задача Министерства энергетики России — оптимизировать график ремонтов на НПЗ в начинающемся ремонтном сезоне, сведя их продолжительность до минимума, полагает Валерий Андрианов.
По его мнению, с этим справиться вполне реально.
«Возможна также дозагрузка действующих НПЗ. Сейчас общая установленная мощность российских заводов достигает 328 миллионов тонн нефти в год — при том, что переработка в 2023 году составила 275 миллионов тонн. Но тут надо смотреть, какие именно нефтепродукты и горючее какого качества способны выпускать свободные мощности, не всегда возможно переориентировать их именно на бензин», — добавил он.
Властям также следует укрепить объектовую противовоздушную оборону, сказала доцент кафедры инновационных и цифровых технологий Университета «Синергия» Дарья Копылова.
Вероятно, нужны не только технические решения типа развёртывания комплексов ПВО, но и организационные, считает она:
«Например, местное ПВО в период индустриализации подчинялось не Наркомату по военным и морским делам, а Наркомату тяжёлой промышленности. Тем самым оно было «ближе» к защищаемой промышленности. Впрочем, это должны решать профильные специалисты».
Кроме того, по её мнению, возможна расконсервация резервных мощностей НПЗ, выпускающих бензин, хотя они, вероятно, «уступают в экономической эффективности».
Но важнее — обсудить стратегические меры регулирования внутреннего рынка, обратила внимание собеседница ForPost:
«Бензин — это не обычный товар, который легко можно заменить, как, например, говядину — свининой или курятиной. Это не тот товар, потребление которого можно сократить, как, например, пресловутые яйца. Бензин содержится во всех товарах, производимых нашим народным хозяйством. Поэтому пресловутый налоговый манёвр, направленный на то, чтобы сделать внутреннее производство и потребление менее выгодным и повысить финансовую эффективность экспорта нефти, должен быть свёрнут. Это позволит не просто насытить внутренний рынок, а создать внутри страны ресурс для экономического роста, обуздать инфляцию эффективнее, нежели противоречащие основам макроэкономики меры денежно-кредитной политики».
Следует также пересмотреть инвестиционные проекты нефтепереработки, централизовав информацию о них: степень готовности, узкие места, экономические споры с западными поставщиками, — полагает она:
«На основе этой информации в новых условиях приоритеты поменяются. Ввод в эксплуатацию чего-то можно будет ускорить. Что-то окажется лучше подкреплено механизмами принуждения подрядчиков к исполнению их обязательств. Какие-то важные проекты получат больше ресурсов для своей реализации».
Так как топливо — товар стратегического назначения, государство контролирует объёмы и стоимость реализации продукта в топливно-энергетическом комплексе, сказала экономист, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.
С началом сезона отпусков, традиционно растёт спрос на бензин, и в этом случае государство может вводить временные ограничения экспорта бензина, добавила она:
«Основными покупателями российского бензина выступают Нигерия, ОАЭ и Китай. Поэтому страны ЕС и прочие государства, применяющие к нам ограничения, не могут оказать существенное влияние на динамику производства и реализации данного продукта. При этом с начала СВО большая часть топлива остаётся на внутреннем рынке».
А водителям как быть?
Топливо — стратегический ресурс, в снабжении им важна бесперебойность, которую может гарантировать только государство, отметила доцент кафедры инновационных и цифровых технологий Университета «Синергия» Дарья Копылова.
«Правда, бензин — не электричество, и в относительно небольших количествах его можно хранить. Автолюбители должны взять за правило не иметь меньше половины бака и заправляться как можно чаще до полного бака. Если есть возможность, пару-тройку канистр топлива поставить в гараж. Только пометить дату покупки топлива — оно со временем портится», — считает она.
А предприниматели, связанные с транспортом, должны по возможности следовать нескольким правилам: не допускать снижения остатков топлива в машинах ниже определённого, достаточно высокого уровня и создать запасы, хотя с этим есть масса технических проблем, уточнила наша собеседница.
Она добавила, что бизнесмены также должны задать себе простой вопрос: если мой поставщик топлива столкнётся со сложностями, у какого другого поставщика я топливо приобрету?
«Такие связи нужно создавать заблаговременно. Не всегда это будет именно нефтеторговец, это может быть другой перевозчик с менее приоритетными грузами. Условно говоря, можно остановить такси, чтобы сохранить пассажирские перевозки автобусами», — обратила внимание Дарья Копылова.
Второй простой вопрос для предпринимателей, как считает наша собеседница: если у меня возникнет дефицит топлива, как я выстрою приоритеты своей транспортной деятельности — от чего откажусь, что отсрочу, что будут перевозить в любом случае?
«Формирование ответов на эти вопросы — первый шаг антикризисной политики, которая должна начинаться задолго до возникновения кризиса», — уверена собеседница ForPost.
В условиях возможного дефицита усилится риск появления на рынке существенного объёма контрафактного топлива, продолжил доцент кафедры политологии факультета социальных наук и социологии Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
«Поэтому хотелось бы порекомендовать водителям заправляться только на АЗС крупных компаний. А в тех регионах, где это по тем или иным причинам невозможно, — выбирать проверенные, надёжные заправки. Ну и, конечно, надеюсь, что нынешняя ситуация станет стимулом для перехода части автолюбителей на газовое топливо, которое у нас в стране пока ещё недостаточно популярно, — с его поставками проблем точно не возникнет», — сказал он.
Экономист Татьяна Марцева в свою очередь высказала мнение, что единственный риск для российских потребителей — традиционный рост цен.
«Но данная проблема должна решаться государственными регуляторами. Мне кажется, что снижение риска возможно благодаря продуманной политике дистрибьюторов. Они, заключая договоры на поставку бензина, должны учитывать сезонность спроса, сложность трафика и прочие организационно-технические факторы», — подытожила она.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
Подобного рода заявления "экспертов" для " россиян", способны создать дефицит топлива даже если его и не предвиделось.
В багажнике Всегда должна быть канистра с бензином.
"вызовут его дефицит на топливном рынке РФ и, следовательно, повышение цены." Какое интересное ценообразование. Не от затрат, а от дефицита.