Неожиданный конфликт разгорается на западе Крыма — остановлен ремонт одной из улиц Старого города Евпатории. Городские экскурсоводы и краеведы выступили против замены старинной брусчатки асфальтом. В ситуации разбирался ForPost.
Асфальт туристов не привлекает
Начало этого конфликта, как ни странно, зародилось во время подготовки научной конференции к 150-летию городского архитектора Евпатории Павла Сеферова весной этого года. Мероприятие предполагало не только учёные диспуты, но и различные встречи и акции.
Читайте по теме: Крымский архитектор Сеферов: как оставить о себе память на столетия
Одно из пожеланий в рамках подготовки конференции внесла местный экскурсовод Наталия Крутикова. Она попросила городские власти привести в порядок улицу Тучина в Малом Иерусалиме.
Ремонт начался на улице Тучина.
На 150 метрах этой улочки расположено несколько объектов культурного наследия, которые всегда показывают туристам, знакомя с историей курорта. Сохранившаяся на проезжей части брусчатка и гранитные бордюры тротуаров лишь усиливают эффект от рассказа, перенося гостей в прошлое Евпатории.
Тем более улица Раздельная, как раньше называлась Тучина, была замощена гранитом одной из первых на западе Крыма — в 1897 году. По данным экскурсовода, до этого в Евпатории использовали формованные осколки известнякового камня из близлежащих месторождений.
Чтобы стать крупным отечественным курортом, этот метод было решено поменять: материал для дорожного полотна выбирали долго и придирчиво из 19 видов самых прочных горных пород. Два года спустя властям небольшого уездного городка удалось получить от министерства финансов Российской Империи огромную сумму — более 250 тысяч рублей, и две трети евпаторийских улиц «одели» в камень.
«Сейчас улица Тучина — это самый удобный и короткий маршрут к армянскому храму Сурб Никагаёс, это очень колоритная улица», — рассказала ForPost Наталия Крутикова.
Однако каким бы прочным материалом ни был гранит, спустя сто лет на дороге зияют ямы, что нередко становится препятствием для маломобильных экскурсантов. Из-за этого их проводники вынуждены вести группы в обход или ограничиваться показом фотографий, не приближаясь к историческим зданиям. Чтобы средневековый квартал Евпатории стал доступным для всех туристов без исключения, Наталия в преддверии курортного сезона и обратилась в администрацию.
«Понятно, что была просьба привести в порядок брусчатку, мы даже не думали, что может быть по-другому. Ведь в Старый город едут ради брусчатки, а не асфальта», — напомнила собеседница.
Между тем профильные чиновники рассудили по-своему, но посвящать общественность глубоко в планы не стали. Так, глава администрации Елена Демидова в начале лета ограничилась сообщением в соцсетях о том, что в 2023 году ожидается замена дорожного покрытия десяти километров улиц Старого города, включая Тучина. Крутикова не придавала значения этой публикации до тех пор, пока дорожники не появились в Малом Иерусалиме и в устной беседе ей не поведали, что планируют заменить 125-летние камни на асфальт. Молча пройти мимо этого экскурсовод не могла. Как позже ей стало известно, ситуация возмутила многих местных жителей, которые стали бить тревогу, направляя частные запросы в различные инстанции.
Наследие или комфорт?
Впрочем, по данным администрации Евпатории, нашлись и те, кто, наоборот, недоволен древностью дороги и тротуара на Тучина.
«В адрес департамента городского хозяйства поступали многочисленные просьбы жителей улиц мкр. Старый город по вопросу ремонта дорог. На данном участке дороги (по улице Тучина, от улицы Караимская до Интернациональной — Прим.) образовались многочисленные ямы и выбоины, которые представляют собой угрозу безопасности дорожного движения, а также травматизма и передвижения маломобильных групп населения», — так прокомментировали публикацию Крутиковой в соцсети «ВКонтакте» с официального аккаунта администрации Евпатории.
Кроме этого, выехав в Старый город, глава города Елена Демидова сообщила присутствовавшему на встрече экскурсоводу, что среди жителей улицы проводился опрос, в ходе которого большинство высказалось за асфальтирование.
Однако руководствоваться одним лишь пожеланием горожан в вопросах сохранения история нельзя. Это мнение собеседницы ForPost подтверждают и в Минкульте Крыма.
«При проектировании туристического центра города Евпатории в рамках регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры (Республика Крым)» в границах зон охраны (защитных зон) объектов культурного наследия, в проектной документации должен быть разработан раздел по сохранению объектов культурного наследия. Указанная документация для согласования в Министерство культуры РК не поступала», — сообщил замминистра культуры Крыма Андрей Терещенко в ответ на запрос активистов, копия которого есть в распоряжении редакции.
Таким образом закон защищает брусчатку если не всей улицы Тучина, то по крайней мере участки перед тремя зданиями, которые находятся в реестре объектов культурного наследия (ОКН). Это дом Николая Мамуны, дом Никиты Войко и дом Войковской. Ведь пока зона охраны ОКН, как правило, проходит по фасаду строения, то так называемая защитная зона предполагает сохранение исторического контекста, пояснила Наталия Крутикова. Сохранить мощение можно выборочно, однако, по мнению собеседницы ForPost, это также будет ударом по эстетической ценности старой улицы.
Евпаторийские активисты собираются ходатайствовать об обновлении брусчатки на протяжении всей улицы. Сейчас же дорожные работы на Тучина поставлены на паузу.
«Администрация пошла навстречу жителям, проводится изучение ситуации, как можно сделать удобно для всех сторон», — сообщили ForPost в пресс-службе администрации курорта.
Редакция продолжит следить за развитием ситуации.
Читайте по теме: Туристы рассказали о загадочном городе Крыма. Фоторепортаж
Напомним, в 2022 году скандал с исторической брусчаткой разразился в Севастополе. Подрядчик «КрымСтройМост» допустил ошибки при подготовке проектной документации, из-за чего дело оказалось в суде.
Пелагея Попова
Фото: Наталия Крутикова
Обсуждение (10)
Древность нужно беречь, а не лезть туда нынешним бракоделам. К сожалению, всюлу сегодня рулят менеджеры, а не спецы.
Как правило все берегущие древности живут-работают в местах с ровным асфальтом и не ломают ежедневно ноги / подвеску об эти древности и эстетическую ценность старых улиц...
везде одно и тоже
Кроме этого, выехав в Старый город, глава города Елена Демидова сообщила присутствовавшему на встрече экскурсоводу, что среди жителей улицы проводился опрос, в ходе которого большинство высказалось за асфальтирование.
Наглая ложь, вся жизнь чиновника складывается из лжи и воровства. Во всех городах, где есть историческая брусчатка, её стараются сохранить и жители это только приветствуют.
Есть места ,. которые нельзя трогать.. пирамиды тоже можно оштукатурить... красиво будет... но и на этом всё.. деньги -деньги, дребиденьги...
И это все тоже по плану Президента Путина?
Брусчатка единственное что осталось, аутентичное более-менее. А во дворах одноэтажных домов, четырехэтажные постоялые дворы.
Старый город, Малый Иерусалим. Реставрировать и сохранить. Путешественникам интересно, любознательно, городу прибыль.
Тех чиновников, которым история мешает, которые всё мечтают закатать в асфальт и бетон, нельзя допускать к должностям в таких местах. Да и вообще никуда. "Может в консерватории что-то подправить?" (с)
to Устроительница: Чиновников, которым мешает история, надо отправить в Сибирь строить новые новые города.