Второй кассационный суд признал законными решения Хамовнического суда Москвы, а также Мосгорсуда о возвращении народной артистке РФ Ларисе Долиной квартиры, которую она потеряла из-за действий телефонных мошенников, сообщил 27 ноября ТАСС.
По оценке ряда экспертов, это решение может «до основания разрушить институт права». Так ли это? В ситуации разбирался ForPost.
«Эффект Долиной»
Напомним, певица Лариса Долина в прошлом году стала жертвой мошенников. Под их влиянием она за 112 млн рублей продала квартиру 34-летней Полине Лурье — матери-одиночке. Вырученные от продажи средства Долина передала мошенникам. Было возбуждено уголовное дело, в рамках которого на квартиру был наложен арест.
Пока Долина выигрывает суды, которые возвращают ей проданное жильё, её схемой пользуются бабушки, которые под влиянием мошенников (а может быть и нет) продают квартиры, а затем через суд возвращают их назад. Судьи рекомендуют покупателям с мошенников взыскивать денежные средства, которые они отдали продавцу недвижимости.
По информации Росреестра, в 2024 году недействительными были признаны более 3000 сделок с участием людей пенсионного возраста. Число продаж, аннулированных из-за мошеннического давления, за 2 года выросло на 20%, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин со ссылкой на статданные.
«За 2025 год данные отсутствуют. Вместе с тем по количеству обращений можно прийти к выводу, что проблема усугубилась. Важно сделать всё, чтобы защитить добросовестных приобретателей и продавцов жилья», — считает Володин.
«Путин, помоги!»
Пострадавшие от «эффекта Долиной» пишут в Сети, что будут пробиваться на прямую линию с президентом. На ней они хотят задать Владимиру Путину простой, но очень болезненный вопрос: почему интересы одной известной россиянки поставлены выше института права?
Вице-президент Гильдии риелторов России Константин Апрелев не исключает, что эта тема готовится к прямой линии. По его мнению, вопрос может быть решён либо за несколько дней до неё, либо через несколько дней после её завершения.
Автомобильный рынок под ударом
А тем временем «эффект Долиной» уже перекинулся на автомобильный рынок. По данным телеграм-канала Baza, житель столицы приобрёл юридически чистый Volkswagen Tiguan за 1,8 млн рублей у пожилой женщины. Сделку оформили по договору купли-продажи за наличные. Но уже через неделю, когда мужчина выставил автомобиль на продажу, первые же «покупатели» достали корочки МВД: они сообщили, что пенсионерка под влиянием мошенников продала всё своё имущество на 27 млн рублей, включая эту машину.
Автомобиль был изъят и отправлен на стоянку. Далее история стала развиваться по обкатанному с квартирами сценарию: пенсионерка обратилась в суд, чтобы вернуть себе проданный автомобиль без выплаты средств, полученных от продажи иномарки. Она, как и Долина, якобы была под влиянием мошенников. Следовательно, возвращать деньги не должна.
«Автовладельцы очень расслабленно относятся к оформлению сделок с машинами. Поэтому споров по автомобилям достаточно много. "Эффект Долиной" может усугубить ситуацию на авторынке», — сказал в беседе с ForPost президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук:
По мнению нашего собеседника, единственный реальный способ максимально обезопасить себя — оформлять сделку через нотариуса, потому что в этом случае за её чистоту отвечает он, а не покупатель.
«Однако нужно время, чтобы всё оформить. Пожилой продавец ждать не будет — он найдёт другого покупателя. Автомобиль стоит значительно дешевле квартиры, и заморачиваться никто не будет», — считает Форманчук.
В итоге замкнутый круг. Единственное утешение — доля сделок купли-продажи с «эффектом Долиной» на авторынке ничтожно мала, уточнил автоэксперт. А раз так, то таким образом лишиться и авто, и денег маловероятно, высказал свою точку зрения наш собеседник.
Институт права под угрозой?
Однако, если все пазлы сложить воедино, то ситуация выглядит пугающей: «эффект Долиной» из правовой коллизии грозит перерасти в полноценную угрозу самому институту права собственности, считает первый зампред думского ИТ-комитета, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин.
«И что самое неприятное, какую бы сторону не принял суд, мошенники всегда остаются в выигрыше. Неужели мы позволим им взломать систему российского правосудия?», — задаётся вопросом народный избранник.
Иной взгляд на ситуацию у Апрелева. По его мнению, через раскрученные истории вроде дела Ларисы Долиной и так называемых «бабушкиных квартир» неизвестные пытаются размыть саму идею добросовестного приобретателя.
«В 90-е спорили из-за приватизации и третьих лиц, позже были дела о нарушении прав детей при приватизации, сейчас мы наблюдаем наезд на добросовестного приобретателя через призму телефонных мошенников», — сказал Апрелев.
Горелкин уверен: добросовестные покупатели не должны быть крайними в истории с «бабушкиными квартирами».
«Считаю неправильным, что ответственность не несут прочие участники таких сделок: банки, нотариусы, риелторы, страховщики и т. д. Убеждён, что решить эту проблему можно только путём серьёзных изменений в законодательстве», — подчеркнул народный избранник.
Кто должен сказать последнее слово?
В Госдуме уже обсуждается ряд решений проблемы «эффекта Долиной». В частности, предлагается ввести «период охлаждения» для операций с недвижимостью — 7 дней.
«За это время продавец сможет принять взвешенное решение о необходимости сделки, а деньги покупателя будут лежать на специальном счёте, с которого нельзя будет их перевести или обналичить до окончания процедуры купли-продажи, — написал спикер Госдумы Вячеслав Володин в Telegram. — Такой механизм позволит уберечь граждан от действий мошенников, а также финансовых и имущественных потерь».
Ещё одна новация — запрет продажи единственного жилья, если у человека нет другого гарантированного места проживания. Адвокат Игнат Лихунов уверен: эта норма в законе не решит проблему «бабушек под влиянием мошенников».
Гораздо эффективнее было бы не нагружать всех граждан административными ограничениями, а точечно бороться с мошенниками на стадии подготовки сделки, считает юрист. Речь может идти о привлечении оперативных сотрудников полиции для экспресс-проверки участников и проведении быстрого анализа переписки в мессенджерах, который способен выявить контакты с мнимыми «генералами ФСБ» и другими аферистами, сообщил Лихунов телеграм-каналу Baza.
Но по мнению Апрелева всё это — полумеры.
«Многие суды на местах выносят решения, опираясь на "социальные соображения", а не на реальные нормы защиты прав, и именно это бьёт по добросовестным покупателям. А раз так, то Верховный суд должен обобщить практику, провести пленум и дать такие рекомендации, от которых суды уже не смогут отказаться», — считает наш собеседник.
Он уверен: только Верховному суду под силу вернуть нормальную, предсказуемую защиту добросовестного покупателя и пресечь практику, при которой невиновный теряет жильё без компенсации потраченных на него средств.
«Я думаю, что эту волну мы преодолеем и преодолеем уже в этом году», — подытожил Апрелев.
Роберт Вочовский
