Продолжается давление Запада на Нигер: расторгнут проект строительства железной дороги из Нигерии в Нигер, соединяющий важнейшую транспортную линию Кано-Маради.
На фоне поведения Запада в Африке результаты саммита в Санкт-Петербурге выглядят особенно значимо. Сейчас в обществе к этому высказывается ряд претензий. К примеру, по поводу списания долгов странам Африки. Но грубый популизм здесь недопустим.
Начнём с того, что в материальной форме в ближайшее время эти деньги всё равно никто не увидит. Зато теперь у нашей страны появилась уникальная возможность усиления своего влияния на Африканском континенте и заново выстроить собственную репутацию как сверхдержавы, ощутимо обветшавшую со времён СССР.
За минувшие десятилетия многое поменялось и в самой Африке. И маловероятно, чтобы такая прагматичная страна, как Китай, столь активно развивала бы там своё присутствие, будь сотрудничество с африканскими государствами столь невыгодно, бесперспективно и «дотационно».
С чисто исторической точки зрения отдельные регионы мира появлялись на арене истории последовательно, в соответствии с накоплением и правильным использованием ими своего потенциала. Цивилизационное развитие начиналось с областей, имевших наиболее благоприятный статус для развития экономики и социума, с постепенным присоединением к ним всё новых и новых субъектов.
Иногда таким регионам удавалось выдвигаться на лидерскую позицию в очень сжатые сроки. К примеру, ещё 80 лет назад Китай был нищей, растерзанной страной, и если бы тогда кто-то предположил, что в первой четверти XXI века он начнёт оспаривать у США позицию «мирового гегемона», ему покрутили бы пальцем у виска. Но время шло, а китайцы не теряли его даром. И теперь налицо результат. Вопрос: почему этот путь не может повторить Африка?
Разумеется, при определённых обстоятельствах. И в любом случае вложения в Африку сейчас — это долгосрочные инвестиции. Которые в любом случае являются рискованным занятием. Однако если не мыслить на перспективу десятилетий, то нельзя строить будущее. А наша страна обязана его строить.
Что же до бездарно растраченных народных денег, то давайте лучше вспомним проведение Евровидения и постройку «Северных потоков». Это и в самом деле бессмысленные и нелепые растраты.
Возмущение на предмет укрепления отношений России и Африки, разумеется, можно объяснить с позиции бывших колонизаторов. При том, что они пока не вполне бывшие. На данный момент Запад и США сделали ругательным слово «негр», однако сами негры никуда не пропали. И соответствующее отношение к ним тоже.
Одновременно с этим русские для «цивилизованного мира» являются такими же «неграми», просто иного цвета. Или евреями в том понимании, которое было в известное время в известной стране. И ни у нас, ни у Африки нет ни малейшей возможности повысить свой статус в системе, которую создали колонизаторы. Что бы мы ни делали и ни говорили.
И бороться с этим в равной степени предстоит и нам, и жителям Африки. А это уже само по себе мощный объединительный фактор. И проблема здесь находится отнюдь не только в сфере экономики. Она ещё и в сфере психологии. Как индивидуальной, так и массовой.
Отечественные интеллектуалы очень любят заниматься самоунижением. Это происходит с XIX века. Для них всё, что делает наша страна, — плохо по умолчанию. Всё, что связано с нами, для них — воплощённый «Левиафан» Звягинцева. И от них этот настрой идёт в массы. Те тоже начинают во всё это верить.
Вы будете смеяться, но в Африке примерно то же самое. Но я вас удивлю — то же самое было в Китае. Было. И больше нет. Но то, как Мао решил этот вопрос, — уже совсем другая история.
Читайте по теме: Россия и Африка: риски и возможности РФ на Чёрном континенте
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Только наш президент решит все наши проблемы.