Севастополь

Петр Шмидт и Севастополь: в тисках революции

У Севастополя был шанс дать России пример полноценной свободы. Почему не случилось?

Петр Шмидт и Севастополь: в тисках революции
П.П.Шмидт 1905 / Затьора Ю.В. / Arts.In.UA

Событие, произошедшее в Севастополе 116 лет назад и известное под названием «Севастопольское восстание под руководством лейтенанта Шмидта», подавленное 28 ноября (по новому стилю) 1905 года, казалось бы настолько на слуху, что не требует какого-то специального разговора.

Однако это – лишь первоначальное впечатление, которое тут же исчезает при обращении к имеющейся литературе по теме. На поверку оказывается, что в этой истории пока больше вопросов, чем ответов.

Начиная с самого названия события – «Севастопольское восстание».

Понятно, что на текущий момент это общепринятое наименование (также как «Кронштадтское восстание», «Владивостокское восстание», «восстание на броненосце Потемкин»), первоисточником которого были большевики. Но со строго научной точки зрения, любое историческое событие должно определяться тем термином, который использовали его участники, и – шире – современники в целом.

Конечно, в реальной жизни так получается далеко не всегда, но, например, термин «русская весна» имеет право на официальное существование по той простой причине, что так называли происходившее в феврале – марте 2014 года в Севастополе сами жители города.

Так каким образом определяли события ноября 1905 года в Севастополе участники и современники событий?

Газета «Крымский вестник», издававшаяся в Севастополе и находившаяся в то время на позиции, которую можно условно определить как лево-либеральную (например, газета считала необходимым введение всеобщего избирательного права, что было на момент 1905 года, безусловно, признаком «левизны»), использовала термин «бунт».

В официальных документах, которые также публиковались в «Крымском вестнике» (например, приказах командующего Черноморским флотом адмирала Григория Чухнина), фигурировал термин «мятеж».

Интересны воспоминания севастопольского врача и известного эсера Сергея Никонова – человека, далеко не про-правительственного, руководителя местной боевой организации партии эсеров, которому приписывается организация убийства Чухнина в июне 1906 года. Так вот в своих воспоминаниях Никонов характеризует цели самих матросов как «мирную забастовку».

И даже Владимир Ленин в статье «Революционная армия и революционное правительство», посвященной правда другому событию – а именно «восстанию на броненосце «Потемкин»», в июле 1905 года использует слово «бунт»: «В одесских событиях есть еще явные черты старого бунта».

Также Ленин в этой статье пишет:

«Не так уже далеки те времена, когда единственным проявлением народной борьбы с самодержавием были бунты, т. е. возмущения несознательные, неорганизованные, стихийные, иногда дикие. Но рабочее движение, как движение самого передового класса, пролетариата, быстро выросло из этой начальной стадии. Сознательная пропаганда и агитация социал-демократии сделали свое дело. Бунты сменились организованной стачечной борьбой и политическими демонстрациями против самодержавия… Бунты — демонстрации — уличные сражения — отряды революционной армии, — таковы этапы развития народного восстания».

Итак, с точки зрения лидера большевиков, который был не только партийным идеологом, но и, очевидно, современником событий, бунт отличается от восстания стихийностью в том смысле, что он не организован никакой партией и не имеет политических задач.

События ноября 1905 года в Севастополе вполне подходят под это определение.

Однако позднее – и пока не очень ясно, когда именно, но, скорее всего, после 1917 года, соответственно, духу эпохи и пропагандистским задачам большевиков, повсюду начинает фигурировать термин «восстание». Все многочисленные работы 1920-х годов, написанные участниками событий в Севастополе в ноябре 1905 года к 20-летнему «юбилею» и представляющие собой в действительности воспоминания, причем нередко для сведения счетов друг с другом (так, выбранный в ноябре 1905 года председателем Совета флотских депутатов Иван Вороницын в своей книге 1925 года «Лейтенант Шмидт» явно сводил посмертно счеты с Шмидтом), однозначно говорят о «восстании». То есть действии организованном, а не стихийном.

Причем один из участников тех событий И.Р. Гелис в своей книге 1924 года «Ноябрьские дни в Севастополе в 1905 году», например, противопоставляет этому организованному движению «революционных масс» именно деятельность Шмидта.

Итак, нет никаких особых оснований называть события ноября 1905 года в Севастополе «восстанием», а определять его следовало бы, исходя из того, как называли свои действия сами участники – например, на суде, причем не только обвиняемые, но и обвинители.

Однако мне не встретилось ни одной работы, включая работы современных, вполне профессиональных историков, где использовались бы материалы судебного процесса над участниками «восстания», точнее – судебных процессов, каковых всего было, как известно, три. Кроме того, судебные процессы коснулись далеко не всех, кто был изначально арестован в казармах и снят с кораблей (таковых было более 2000 тысяч, процессы же коснулись менее 300 человек) – поэтому неплохо было бы привлечь для такого исследования не только судебные, но и просто следственные материалы.

Интересно, что сам Шмидт в своем «последнем слове» никак не определяет собственные действия, а основной его посыл сводится к тому, что «во всем» (не ясно, в чем именно) виноват он один, и кара должна постичь только его.

Впрочем, на текущий момент не очень ясно и то, что вообще представляет собой речь Шмидта.

В литературе фигурируют разные варианты его речи, и все они являются лишь выдержками. Причем если в одних публикациях присутствует фраза о «царе и народе», то основной корпус книг, посвященных «Севастопольскому восстанию», как 1920-х годов, так и более позднего времени (например, книга С.Ф. Найды «Революционное движение в Черноморском флоте в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.)» 1950 года), умалчивают об этих словах Шмидта, очевидно, не слишком вписывающихся в образ безусловного революционера, каким был лейтенант в рамках советского героического пантеона.

В воспоминаниях эсера С.А. Никонова говорится о том, что стенографической записи речи Шмидта не сохранилось, однако профессионального источниковедческого анализа этого факта в литературе (как минимум – описание внешних параметров судебного дела в архиве) мне обнаружить также не удалось. Вызывает недоумение, почему официальная инстанция – Центроархив – в 1924 году опубликовал «копию оригинала» речи, переданной Шмидтом его виртуальной возлюбленной Зинаиде Ризберг, которую мятежный лейтенант видел один раз не более часа, но регулярно писал ей письма следующие шесть месяцев, вплоть до самой казни в марте 1906 года.

Причем этот вариант речи отличается как от первой публикации «последнего слова» Шмидта, сделанной в 1917 году, так и от воспроизведения речи лейтенанта в книге И.Р. Гелиса, который приводит речь Шмидта «по стенографическим отчетам тогдашней радикальной прессы», объясняя существующие расхождения тем, что Шмидт написал одну речь, а произнес другую.

Современный историк Г.З. Головков в книге 2005 года «Бунт по-русски: палачи и жертвы: рандеву с революцией 1905 – 1907 гг.», подробно разбирая имеющуюся литературу о Шмидте, цитирует последнее слово на суде героя своего исследования, где присутствует прославление «царя и народа», однако опирается Головков в этой цитате не на архив, а на публикацию 1925 года – книгу А.П. Платонова «Восстание в черноморском флоте в 1905 году в июне в Одессе и в ноябре в Севастополе».

В конечном итоге толком так и неизвестно, что именно, в какой последовательности и с какими акцентами говорил Шмидт в последнем слове.

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

П.П.Шмидт  1905 г. Фото из свободных источников

Есть и другие весомые «белые пятна» всей этой истории.

Например, не ясно, в каком звании находился Шмидт на момент ноябрьских событий. В одних публикациях утверждается, что при выходе в отставку (а это произошло прямо накануне «Севастопольского восстания») по заведенным правилам он получил чин капитана 2-го ранга и даже заказал себе соответствующую форму, в других работах Шмидт называется «лейтенантом» (собственно, именно это словосочетание и является общеизвестным – «лейтенант Шмидт»).



Однако если посмотреть в Табель о рангах, то по морскому ведомству следующим чином после лейтенанта был «капитан-лейтенант», что означает – обе существующие версии являются, видимо, неверными.

Чтобы однозначно ответить на этот не самый сложный вопрос, достаточно посмотреть всё те же официальные материалы суда над Шмидтом или его личное дело в архиве Морского министерства (оно, наверное, должно было сохраниться), однако этого, судя по всему, до сих пор никто не сделал.

Более принципиальным моментом являются мотивы действий Шмидта в дни «Севастопольского восстания» 11 – 15 ноября (24 – 28 ноября по новому стилю) 1905 года. Понятно, что в рамках советской традиции появление Шмидта на крейсере «Очаков» в качестве руководителя взбунтовавшихся матросов на кораблях и во флотских казармах на берегу рассматривалось как следствие его личного героизма и революционных взглядов.

В постсоветское время появилась информация о психических отклонениях и даже болезни «лейтенанта», что подтверждается фактом его лечения в больнице еще в конце XIX века и попытками сестры добиться медицинского освидетельствования Шмидта во время суда, чтобы он избежал смертной казни – от чего якобы отказался сам Шмидт.

Эта информация дополняется сведениями о том, что буквально накануне своего появления на кораблях (13 ноября, хотя и по поводу этой даты есть сомнения, в некоторых работах называется 14-е число) Шмидт собирался уезжать в Москву, где его ждали «великие дела», а когда по просьбам делегации от матросов он появился в «бастующих» (или «восставших» - кому как нравится) казармах, то произнес речь о бессмысленности протеста, тем более вооруженного, и предложил его закончить.

Собственно, несогласованность этого заявления с последующими действиями Шмидта (настаивая на мирном характере протеста и вообще его прекращении, он вскоре отправился на боевой крейсер «Очаков», чтобы объявить себя «командующим флотом», который планирует отделить Крым от России, после чего начать захватывать другие корабли, арестовывать офицеров и свозить их на «Очаков» в качестве заложников) – является как будто бы подтверждением версии об определенной психической неадекватности «лейтенанта».

Не ясны и количественные параметры «Севастопольского восстания»:

  • сколько флотских казарм из скольки принимало участие в митингах и «забастовке», а сколько – конкретно в «восстании»;
  • какое количество солдат Брестского полка присоединилось к «восстанию»;
  • какова точная численность арестованных по итогам событий с кораблей, матросов из флотских казарм и присоединившихся к ним солдат (обычно называется цифра «около 2 тысяч») и точное число погибших (судя по всему, не более 50);
  • сколько это в процентом соотношении к общей численности матросов флота и солдат Севастопольской крепости?

Единственный количественный параметр, про который можно говорить уверенно – это число кораблей, участвовавших в «восстании»: крейсер «Очаков», 1 минный крейсер (с 1907 года этот класс крейсеров стал миноносцами), 3 миноносца (из них 2 – только командами), 3 номерных миноносца, а также команды броненосца «Пантелеймон» (переименованный после июньских событий 1905 года «Потемкин») и канонерской лодки «Уралец».



При общем составе Черноморского флота, согласно книге С.П. Моисеева 1948 года «Список кораблей русского парового и броненосного флота», в восемь эскадренных броненосцев, два крейсера, три минных крейсера, 36 миноносцев (из них девять больших), шесть мореходных канонерских лодок – можно говорить о том, что в «мятеже» приняло участие в общем-то абсолютное меньшинство от кораблей всего флота.

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

Останки крейсера «Очаков» после подавления восстания

Еще один нюанс. В литературе утверждается, что судебный процесс над Шмидтом и другими участниками событий широко освещался в прессе, был на слуху у «всей страны», однако не очень ясно, как такое могло быть, если военный суд был закрытым.



Если же действительно судебный процесс постоянно получал освещение в печати, то не очень ясно, почему до сих пор нет никакого внятного анализа этих «многочисленных» публикаций.

В целом на текущий момент источники по «Севастопольскому восстанию» представляют собой довольно дырявое лоскутное одеяло, состоящее из воспоминаний участников событий, написанных спустя много лет (к 20-летнему «юбилею») и под влиянием идеологических изменений в стране, с вкраплением работ советских историков, за полноту анализа которых ручаться в данном случае явно не стоит.

Например, в работе С. Найды вообще отсутствует упоминание о том, после чего начался обстрел («расстрел») «Очакова» «верными правительству» войсками с берега и с кораблей эскадры. Историк лишь пишет о том, что «расстрел» начался до истечения срока ультиматума, поставленного Чухниным для сдачи мятежных кораблей.

В действительности стрельба началась после того, как Шмидт попытался сделать из минного транспорта «Буг» своеобразный «щит» для «Очакова» - «Буг» был нагружен 300 минами и попади в него любой выстрел, не только вся бухта с кораблями Черноморского флота и людьми, но и сам город взлетели бы в воздух.



Если бы матросы с «Очакова» успели добуксировать «Буг» до своего крейсера, то, очевидно, Шмидт не только бы почувствовал себя под надежной защитой, но и смог бы диктовать свои условия, угрожая взорвать Севастополь – примерно также, как он пытался угрожать повешением свезенных на «Очаков» офицеров с других кораблей, и примерно также, как броненосец «Потемкин» в июне 1917 года диктовал свои условия властям Одессы, угрожая в противном случае начать обстрел города.

В совокупности вопросов о том, что собой представляло ноябрьское «восстание» в Севастополе, слишком много, чтобы его историю можно было признать хорошо исследованным сюжетом.

***

Возможно, многое встанет на свои места, если сменить общий подход к трактовке тех событий – потому что до сих пор этот подход во многом основывается на той трактовке Первой русской революции в целом, которую ей дали большевики.

«Севастопольское восстание» в этом контексте оказывается однотипным с другими «восстаниями» Первой русской революции, в которых участвовали матросы – два Кронштадтских восстания, Свеаборгское восстание, три Владивостокских восстания, восстание на броненосце «Потемкин» (к последнему можно присоединить выступление учебного судна «Прут», итого всего – 8).

На самом деле, все названные «восстания» стоило бы разделить по двум критериям: во-первых, произошло выступление до или после Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, «даровавшего» гражданские и политические права и свободы, и, во-вторых, были эти выступления стихийными или организованными.

Издание Манифеста 17 октября является на самом деле принципиальным моментом в отечественной истории, затертым последующей большевистской концепцией Первой русской революции. В рамках этой концепции Манифест рассматривался как маловажная формальность, не изменившая реального положения дел в стране с политическими правами и свободами. В том числе и чуть ли не в первую очередь не изменилась ситуация с правом на митинги, демонстрации и забастовки.

Меняет ли эту концепцию внимательное изучение истории данных «восстаний»?

Оказывается, что из 8 выступлений с участием матросов и солдат в годы Первой русской революции только 1 приходится на период до издания Манифеста – и произошло это на броненосце «Потемкин» в июне 1905 года, причем взбунтовавшиеся матросы, которые захватили в свои руки броненосец, были возмущены некачественным питанием.



Собственно, отрицать очевидный «экономизм» требований потемкинцев и стихийность их выступления не поднялась рука даже у Ленина в цитировавшейся выше статье, написанной в том же июне 1905 года.

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 27 июня 1905 г.

Остальные 7 выступлений произошли после Манифеста 17 октября 1905 года. Однако и среди них есть отличия – 3 «восстания» из 7 пришлись на конец октября – ноябрь 1905 года: одно в Севастополе, одно в Кронштадте и одно во Владивостоке. При этом и данные выступления были в большей степени стихийными, чем организованными, большевики принимали в них участие постольку-поскольку.



А вот позднее – в Свеаборге, Кронштадте и Владивостоке в 1906 году и снова во Владивостоке в 1907-м – «восстания» уже были организованы непосредственно революционерами.

Это означает, что 3 из 8 «восстаний», включая события ноября 1905 года в Севастополе, были стихийной реакцией простого населения, какими были матросы, на Манифест 17 октября.



При этом севастопольские события формально отличались от происходившего в Кронштадте и Владивостоке тем, что затронули не только улицы городов, но и корабли флота.

Однако отнюдь не только в этом состоит специфика и уникальность событий ноября 1905 года в Севастополе.

Дело в том, что только в Севастополе новая трактовка «свободы» – в строгом соответствии с Манифестом 17 октября 1905 года – могла получить полномасштабную реализацию. И произошло это из-за вполне определенной и твердой позиции городского головы Севастополя Алексея Максимова и весьма нестандартной позиции, занятой адмиралом Чухниным.

О Максимове мне уже приходилось писать ранее в статье для ForPost, когда благодаря компромиссной позиции городского головы в Севастополе удалось избежать и «правых» антиеврейских погромов (прокатившихся по многим городам Российской империи), и накала левой революционной стихии (что, например, не удалось во Владивостоке, где к концу 1905 года власть оказалась в прямом смысле слова «захвачена» бунтующей толпой матросов и солдат).

Однако какова же была позиция командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина по поводу Манифеста 17 октября 1905 года?

В литературе господствует убеждение в его «реакционности» - собственно, считается (возможно, и это убеждение нуждается в пересмотре), что эсер Никонов, про воспоминания которого уже шла речь, организовывал убийство Чухнина летом 1906 года именно из-за жесткой позиции адмирала в отношении матросских выступлений, в частности, за «расстрел» «Очакова» в ноябре 1905 года и утверждение смертного приговора Шмидту в марте 1906-го.

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

Участники восстания на крейсере «Очаков» во время суда над ними в Очакове.18 февраля 1906 г.

Тем интереснее, что пишет сам Никонов о ноябрьских событиях 1905 года в Севастополе в воспоминаниях, которые в советское время писались «в стол» и были опубликованы только лишь в 2018 году.

А пишет Никонов довольно удивительные вещи.

Оказывается, матросы, митинговавшие во флотских казармах (с этого начинается 11 ноября 1905 года «Севастопольское восстание» в общепринятой трактовке) планировали устроить мирную (!) «забастовку», выдвинув по примеру других служащих (телеграфистов, типографщиков, официантов и даже домашней прислуги) «экономические» требования: улучшение условий жизни и содержания, питания, увеличение жалованья, а также обращение офицерства на «Вы».



Здесь же присутствовало требования освобождения «потемкинцев» и вообще всех «военных политических заключенных», однако никаких типично революционных политических требований (долой самодержавие, созыв Учредительного собрания, уничтожение полиции и замена ее милицией) не было.

При этом, отмечает автор воспоминаний:

«Для всех, кто сколько-нибудь был знаком с военными уставами, да и просто по здравому смыслу, было очевидно, что забастовка в войске является бессмыслицей, вопиющим противоречием всем установившимся во всем мире порядке в военных сферах».

Тем не менее, сообщает Никонов далее, 12 ноября в Севастополе имело место опять же мирное многотысячное шествие безоружных матросов:

«Как бы то ни было, была объявлена мирная забастовка матросов флотских экипажей, к которой примкнули портовые рабочие и затем некоторые военные части (саперная рота, на короткое время часть Брестского полка и крепостной артиллерии), а в последние два-три дня и рабочие железнодорожных мастерских. И вот 12 ноября, уже после ранения адмирала Писаревского и убийства штабс-капитана Штейна, после ареста коменданта крепости генерала Неплюева и командира 13-й пехотной дивизии генерала Седельникова (в этот же день 12 ноября), граждане Севастополя могли наблюдать грандиозную и внушительную картину шествия безоружной массы матросов, а за ними части Брестского полка и многотысячной толпы рабочих с красными знаменами и оркестром. Эта мирная демонстрация вышла с корабельной стороны от брестских казарм…, спустилась к вокзалу и оттуда поднялась по длинному вокзальному спуску к городу. Когда голова колонны вступала в город, хвост ее был еще где-то около вокзала; шло, вероятно, тысяч шесть или семь человек.

И видя это шествие, зрители испытывали жуткое чувство, потому что на историческом бульваре, господствующем над спуском с корабельной стороны к вокзалу и круто возвышающемся над вокзальным спуском от города к вокзалу, стоял в полном вооружении и пулеметами Белостокский полк, … вовсе не принимавший участия в движении».

Из воспоминаний Никонова ясно, что их автор спокойно вздохнул только когда колонна ушла обратно, а со стороны Белостокского полка не было произведено ни одного выстрела по демонстрантам.

Можно, конечно, предположить искажение информации – как часто бывает с воспоминаниями, которые вообще довольно ненадежный исторический источник. Однако удивительным образом эти сведения бывшего лидера севастопольских эсеров (на 1905 год – лидера подпольного) совпадают с публикациями газеты «Крымский вестник», которая также сообщала о мирной демонстрации 12 ноября.

Очевидно, такое шествие было возможно только благодаря позиции, занятой военно-морскими властями в городе, в первую очередь – адмиралом Чухниным – не мешать действиям матросов-демонстрантов. Причем накануне, 11 ноября, матрос Петров стрелял в двух командиров (один был ранен, другой убит), пытавшихся переговорить с матросами во флотских казармах – во всей литературе именно этими событиями датируется начало «Севастопольского восстания». Проблема состоит в том, что действовал матрос в индивидуальном порядке в порядке мести – и требовалась, конечно, выдержка Чухнина, чтобы воздержаться от карательных действий против бастующих казарм в целом.

Интересна позиция Чухнина и чуть ранее, в конце октября, когда он, как известно, поместил Шмидта под арест.



В исследовании Головкова отмечается, что официально Чухнин отправил Шмидта под арест в порядке дисциплинарного наказания за растрату казенных денег, при этом адмирал заявил, что ему нет дела до политической деятельности лейтенанта, еще находившегося на военной службе.

А это означает, что в условиях «дарования прав и свобод» по Манифесту 17 октября в Севастополе среди военно-морского руководства существовало представление, что военно-служащие отныне могут заниматься политикой, в том числе участвуя в митингах и демонстрациях.

Согласно публикациям официальных распоряжений в газете «Крымский вестник», крепость Севастополь была объявлена на осадном положении 14 ноября – то есть после того, как Шмидт уже начал свою деятельность на «Очакове», провозгласив себя «командующим флотом». Запрет же на проведение митингов, демонстраций и вообще любых собраний комендантом крепости генералом Неплюевым датируется и вовсе 16 ноября – то есть это распоряжение вышло после подавления «мятежа».

Это означает, что все предшествующие забастовки матросов, включая события 11, 12, 13 ноября, рассматривались местной военной властью если не как легитимные, то как допустимые.

Никонов мимоходом пишет о поведении матросов 12 ноября:

««Командир полка предложил вожакам демонстрации пойти с ним и тем соглашался вступить с ними в переговоры. Канторович и другие уже двинулись было вслед за полком, но Чеботарев, почуяв провокацию и боясь ареста или даже расстрела, убедил их остаться и увести демонстрацию обратно на Корабельную».

Если убрать «революционный пафос» этой фразы, то и этот эпизод показывает: среди бастующих были матросы, готовые вступить в переговорный процесс с их начальством.

Получается, что в целом Чухнин действовал в строгом соответствии с положениями Манифеста 17 октября 1905 года. Точно также как и матросы, объявившие забастовку в своих казармах, в целом вели себя в соответствии с правами, дарованными Манифестом.

Пока во флотских казармах не появился Шмидт.



«Мятеж» в официальных документах за подписью Чухнина имеет иные хронологические границы (14 – 16 ноября), чем «Севастопольское восстание» в обще-принятой трактовке (11 – 16 ноября) – то есть для власти границей между допустимым (мирная забастовка) и недопустимым («мятеж») действием был захват кораблей, произошедший 14 ноября по инициативе и под руководством Шмидта.

Важно отметить, что Шмидт появился там отнюдь не по своей инициативе, а по приглашению делегатов от матросов, причем – как сообщает Никонов в воспоминаниях, они застали его собирающим вещи для отъезда в Москву.

Описывая настроения во флотских казармах, Никонов отмечает, что многие матросы к 13 ноября сникли, чувствуя тупиковость ситуации, и просто не знали, что делать дальше. К тому же Чухнин, после общения с депутатами городской думы во главе с Максимовым и «народными депутатами» (были выбраны в Севастополе 18 октября) заявил, что готов пойти на удовлетворение требований «бастующих» по части улучшения общих условий службы.

Однако было в этой матросской массе радикальное меньшинство (и вот здесь и появляются большевики), не желавшие такого развития событий. И здесь и появилась идея обратиться к Шмидту.

По мнению Никонова, Шмидт не смог отказать матросской массе в силу присущего ему благородства.



Однако важнее тот факт, что из текста воспоминаний бывшего эсера складывается впечатление: идея захватить корабли появляется в бастующих казармах от радикализующегося меньшинства матросов при участии большевиков, однако сама по себе эта идея возникает не вследствие их силы, а в результате их слабости в матросской массе, так как они не могут поднять на «бунт» флотские казармы целиком.

И Шмидт берет на себя руководство именно этой частью матросов, заявляя при этом матросам в казармах, что идет на «мирную борьбу».

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

Команда крейсера «Очаков».

Однако даже захват кораблей отнюдь не выглядит как однозначное торжество революции. Как следует из «Крымского вестника», на следующий день, 14 ноября, рядом с красным флагом на кораблях, поддержавших «Очаков», поднимается Андреевский флаг – в честь тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны. А в самих флотских казармах по этому поводу происходит парад.

Противоречат концепции «революционного восстания» и действия самого Шмидта, когда он на миноносце обходил корабли эскадры с призывом присоединиться к его «флоту» - историк Головков пишет, что этот «обход» Шмидт сопровождал не только криками «ура», но и гимном «Боже, царя храни».

Как известно, суда эскадры не присоединились к «Очакову», но удивляет, скорее, сам факт свободного передвижения Шмидта с подобным действием по Севастопольской бухте, как будто командующий флотом адмирал Чухнин действительно хотел дать командам эскадры дать право выбора.

Так или иначе стрелять по «Очакову» «правительственные» корабли начали только после того, как Шмидт попытался захватить минный транспорт «Буг», нагруженный минами в объеме, позволявшем взорвать город целиком.

Как известно, после того, как в «Очаков» начали стрелять, Шмидт сбежал с него одним из первых, вскоре на всех кораблях были подняты белые флаги, матросы прыгали с горящих кораблей и их подбирали с воды корабли эскадры. Параллельно Белостокский полк занял флотские казармы, где было арестовано чуть более полутора тысяч человек.



Согласно газете «Крымский вестник», общее количество убитых составляло около 30 человек, что было зафиксировано специальными «понятыми» во главе с городским головой Максимовым, крейсер «Очаков» горел больше суток, и после того, как пожар прекратился, на корабле и в воде было обнаружено 18 трупов.

***

Историк Леонид Прайсман в книге «Террористы и революционеры. Охранники и провокаторы», разбирая русское революционное движение на примере Боевой организации партии эсеров, приходит к выводу, что российское общество начала ХХ века было серьезно больно.

По сути об этом же – спектакль Григория Лифанова «Бесы», с успехом идущий в севастопольском Театре имени Луначарского.

Можно вспомнить и пример народовольца Сергея Дегаева. В России он был членом террористической группы, пошедшим на сотрудничество с «охранкой» и ставший провокатором, а после бегства за границу, в США, он превратился не просто в нормального студента, но и в ученого, став профессором математики и даже деканом, чьим именем была названа математическая премия, до сих пор существующая в этой стране.

Стремление Шмидта пойти на казнь, став жертвой во имя «будущей свободной России», выраженное им на суде, не слишком отличается от последних речей тех революционеров, кто убивал министра народного просвещения Николая Боголепова, министра внутренних дел Дмитрия Сипягина, министра внутренних дел Вячеслава Плеве.

Севастополь лейтенант Шмидт восстание крейсер "Очаков"

Лейтенанта Шмидта ведут под конвоем в суд. 1906 г.

В целом фигура Шмидта трагична не своей уникальностью, а своей типичностью для того времени.

Поэтому в действительности и не имеет особого значения, были ли у него психические отклонения.

Важно совсем другое.

Значит, были какие-то системные факторы, способствующие разрастанию именно этого, больного, радикально-революционного спектра общества.

И тем не менее.

Действия Шмидта сорвали вполне реальную возможность компромисса между руководством флота при активной поддержке городского самоуправления и «мирно бастующими» матросами – возможность, возникшую вследствие Манифеста 17 октября 1905 года.



Даже нападение матроса Петрова 11 ноября 1905 года на двух представителей офицерства не поколебало этот настрой власти – ведь на следующий день не было препятствий мирному многотысячному шествию матросов по всему Севастополю.

Севастополь лейтенант Шмидт восстание

Последние строки Шмидта

Неизвестно, была ли возможность такого компромисса в других городах Российской империи, но в Севастополе, судя по всему, был шанс на реализацию довольно необычного для российской истории полноценного понимания «свободы» - и представителями власти (Чухнин), и представителями общества (Максимов), и представителями народа (матросы).

Мог ли этот шанс быть реализован, создав уникальный для России правовой прецедент?

Я бы скорее дала положительный ответ на этот не самый простой вопрос.

Любовь Ульянова

3142
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (48)

Profile picture for user GeX
1004

to Любовь Ульянова: "Мог ли этот шанс быть реализован, создав уникальный для России правовой прецедент? Я бы скорее дала положительный ответ на этот не самый простой вопрос." - Вы конечно можете давать любые удобные вам ответы, но история свой дала, а она не терпит сослагательного наклонения.

Profile picture for user Serggio
21723

Статья написана для того, чтобы обосновать переименование "восстания под руководством лейтенанта Шмидта" в "бунт под руководством лейтенанта Шмидта"? А дальше что? Матросов переименовать в бандитов, а Шмидта - в банального уголовника? А заодно и революционеров, готовых идти ради идеи на смерть - в психически неуравновешенных? Не удивлён. Современным псевдоисторикам  не понять, как такое возможно. Предвижу, за что они возьмутся дальше - за коммунистов, первыми поднимавшимися в атаку на фронтах Великой Отечественной. Они тоже будут представлены "психическими"? Ибо какой же человек  будет готов пожертвовать жизнью ради идеи? Только сумасшедший, разумеется! - так думают псевдоисторики, примеряя ситуацию на себя и понимая, что уж они-то точно первыми под пули не пойдут...

Profile picture for user Serggio
21723

Конечно, в реальной жизни так получается далеко не всегда, но, например, термин «русская весна» имеет право на официальное существование по той простой причине, что так называли происходившее в феврале – марте 2014 года в Севастополе сами жители города.

Так каким образом определяли события ноября 1905 года в Севастополе участники и современники событий?

Газета «Крымский вестник» ...  использовала термин «бунт».

В официальных документах ... фигурировал термин «мятеж».

Любопытная логика. Для начала: Автор лукавит.  Газета "Крымский вестник", командующий флотом Чухнин, как и эсэр Никонов - НЕ являются участниками восстания. Но  нам предлагается обратиться именно к их терминологии при оценке событий. Таким образом,  нам предлагается использовать терминологию не самих участников восстания, а властей, против которых они и восстали, а также лиц, мягко говоря, не сочувствующих восстанию.  Следуя этой логике, мы должны называть события 2014 года не "Русская весна", как назвали её сами участники,  а использовать терминологию украинских властей, как противников, но тоже современников этих событий - "аннексия"?...

 

Profile picture for user GeX
1004

А вообще данная статья это паноптикум: начиная от "Событие, произошедшее в Севастополе 106 лет назад" - !!! - с математикой явно туго, из 2021 вычесть 106, это ж точно = 1905! Далее идут витиеватые псевдонаучные рассуждения по поводу понятий "мятеж", "восстание" и "бунт" , мол если в те времена проправительственные источники использовали один термин, то другие -"не историчны", вся цель которых исподволь принизить событие. Само собой победивший "мятеж" называется иначе, а вообще то с научно филологической точки зрения это просто синонимы, различия между которыми в особенностях организации событий и в том в какой среде они совершались. Не ясно автору и "в каком звании находился Шмидт на момент ноябрьских событий". Мол, "в одних публикациях утверждается, что при выходе в отставку (а это произошло прямо накануне «Севастопольского восстания») по заведенным правилам он получил чин капитана 2-го ранга и даже заказал себе соответствующую форму, в других работах Шмидт называется «лейтенантом» (собственно, именно это словосочетание и является общеизвестным – «лейтенант Шмидт»). Однако если посмотреть в Табель о рангах, то по морскому ведомству следующим чином после лейтенанта был «капитан-лейтенант», что означает – обе существующие версии являются, видимо, неверными.(!!!)" Т.е. трудно посмотреть в соответствующие источники и узнать, что не присвоили "по заведенным правилам" ему при выходе в отставку очередной чин (были тому причины), хотя форма им была действительно заказана, но он так и остался "лейтенантом"! А уж насчет "капитан-лейтенанта", так и того проще - Википедия: "В Русском флоте вооружённых сил — младший штаб-офицерский чин VIII класса, соответствовавший чину майора армии. Введён русским царём в 1713 году и существовал до 1884 года. Был восстановлен 9 июня 1907 года и вновь упразднён 6 декабря 1911 года." Дальше можно конечно долго стебаться, но за историю обидно.

Profile picture for user Шато
1351

 

Ленин-сифилитик,Сталин-садист и шизофреник,теперь Шмидт психически ненормальный и Севастопольского восстания оказывается не было,а были то ли бунт,то ли вообще мирная забастовка....

А в результате имеем Памятники Примирения .

Profile picture for user March63
818

Почему-то сразу вспомнился, так называемый, "памятник примирения".

Profile picture for user Absolut
2532

Тема не раскрыта...Ибо многослойна...

это вам не лобио кушать".

Например - фильм "Почтовый роман" 1969 года...

 

 

Profile picture for user кэт
9457

to GeX, Serggio: Опровергатели, как всегда, за деревьями категорически не видят леса, а собственными трактовками чужого текста и метода исследования, который не поняли, так как очень спешили ловить блох, бесконечно чванятся))



Спасибо вам, ув. анонимы, за неизменный и неискоренимый интерес к авторам всех наших публикаций, а не к проблемам и гипотезам, которые подняты в них а также за тон вашей интеллигентной полемики.

Так победим!smile

Profile picture for user GeX
1004

to кэт:  Проблемы с гипотезами ваших авторов ( конкретно данной статьи) состоят в том, что кроме блох там больше ничего нет. Как в анекдоте про студента сдававшего биологию и выучившего всего один вопрос -"блохи", после чего шпарившего на любую тему: "... а если бы вместо чешуи у них была шерсть то там бы водились блохи, А блохи это..." Сам факт, что вспомнили знаковое (особенно для нашего города!) историческое событие заслуживал бы похвалы, кабы не выраженная направленность "поминания".

Profile picture for user Банщик
24604

Евреи развели полмира своими сказками про счастье революции.

Люди не могут менять свои политические мировозрения.Это один раз и на всегда.Если человек сегодня присягнул Родине, одел погоны офицера, а завтра их спорол и пошёл на очередной Майдан, то это не патриот, а какой-то реальный предатель и тупой колхозник...ok

Profile picture for user КРЫМЧАК
15406

У Севастополя, действительно, в 2014 году был шанс дать России пример полноценной свободы! Другой вопрос "почему не случилось", - ответ на поверхности!

Profile picture for user GeX
1004

to Банщик:  Вы б поаккуратнее в выражениях. Владимир Владимирович, тоже присягу давал ( и в партию вступил!), но погоны снял и пошел... портфель Собчаку носить, а сейчас - патриот, или по вашему нет?

Profile picture for user Serggio
21723

to кэт:  

to GeX, Serggio: Опровергатели, как всегда, за деревьями категорически не видят леса, а собственными трактовками чужого текста и метода исследования, который не поняли, так как очень спешили ловить блох, бесконечно чванятся))

 А Вы уверены, что не поняли? Может, наоборот - очень хорошо поняли весь смысл статьи? И для чего пишутся подобные статьи - для полного их одобрения, и ни для чего более? Или нам предлагается не видеть явных натяжек и несостыковок? Я, например, всегда обращаю на это внимание, потому что точно знаю, что мелочей не бывает. Особенно в таких вещах, как пересмотр истории. Данную статью я рассматриваю именно в этом контексте. ok 

Profile picture for user Посметный Виктор
1301

Возможно множество версий произошедшего на Черноморском флоте Российской империи осенью 1905 года. Но один вывод можно сделать точно. Это то, что на флоте в этот период был бардак. Военнослужащие должны не бастовать, пусть даже мирно, а заниматься боевой подготовкой. Хочется заниматься политикой, бастовать и всё такое. То увольняйся со службы и бастуй сколько угодно.

Что касается Шмидта, то объявить себя командующим флотом. Это ли не сумасшедствие? Если нет, то хамство.

Кстати, Кронштадский мятеж, когда флот вышел из подчинения, большевики в крови его  утопили. И ни дня не сомневались. Мятежи в воинских частях и военных кораблях всегда подавлялись очень жёстко. А Михаил Светлов даже стихи этому подавлению мятежа посвятил.

Так что не могло быть никакого компромисса.    

 

Profile picture for user madagarova
5860

«Если когда-нибудь в будущем город даст деньги на памятник, то положить скалу, вырезать на ней мою клятву. На скале бросить якорь (корабельный, настоящий) не сломанный, как это принято делать на памятниках, а целый якорь, и воткнуть в скалу флагшток с красным флагом из жести. Я поднял знамя революции русского флота, оставшегося верным народу, и пусть этот флаг свободы развевается на моей могиле». (Письмо П.П. Шмидта от 26 декабря 1905 года)

Profile picture for user GeX
1004

to кэт:  Вы уж если "106" на "116" поправили, то и вот это "примерно также, как броненосец «Потемкин» в июне 1917 года (!!!) диктовал свои условия властям Одессы, угрожая в противном случае начать обстрел города." - перечтите с калькулятором и календарем. В этом опусе, что не перл "особого исторического метода ваших авторов", то - шедевр "исторических гипотез"!

Profile picture for user Худи
864

to кэт:  

Спасибо вам, ув. анонимы hysterical

Кэт, милая Кэт. А не в Вашей ли власти прекратить весь этот аноним? Сами то здесь почему под НИКом, а не под собственным именем? Сами создали, сами терпите.

Теперь по существу. Что касательно памятника примерению, как тут некоторые стрелы переводят, то в корне несогласен. Если бы здесь очерняли лейтенанта или обеляли белых, то может и была бы тема для десскусий.

Как по мне, то статья, что называется, высосана из пальца. Ожидал всё таки документалистику, а тут всё что угодно, но только не констатация фактов. Да и потом, журналист должен освещать, а не высказывать своё мнение, не политкой же занимаются. 

Profile picture for user Худи
864

to Банщик:  

одел погоны офицера, а завтра их спорол ......., то это не патриот, а какой-то реальный предатель и тупой колхозник...ok

Как поступим с украинскими офицерами, перешедшими в 2014 на российскую сторону? Как со Шмидтом? Я готов встать под Ваше начало. 

Profile picture for user Банщик
24604

Владимир Владимирович, тоже присягу давал ( и в партию вступил!), но погоны снял

Путин погоны снял? Вы бы поаккуратнее в выражениях...ok

Profile picture for user Банщик
24604

Как поступим с украинскими офицерами, перешедшими в 2014 на российскую сторону?

Никак.Они уже российские офицеры на пенсии...ok

Profile picture for user Шато
1351

to кэт:  Исследования говорите?Ну тогда передайте автору публикации,

....

Таблицы воинских званий Русского Флота



Русский Флот 1884-1907 гг.



Ю.Веремеев, И.Крамник



В рассматриваемый период чин капитан-лейтенанта был упразднен. Чин мичмана переместился из XII в X класс, чин лейтенанта в IX класс. Здесь кроется ответ историкам относительно знаменитого революционера лейтенанта Шмидта. Он был уволен в отставку до начала революционных событий за его либеральные взгляды. Большинству участников тех событий он запомнился как лейтенант, а в судебных документах он проходит как капитан 2 ранга. По закону офицер увольнялся с присвоением следующего чина. А в этот период между чином лейтенант и капитан 2 ранга других чинов не было. Поэтому Шмидт по увольнению получил чин капитана 2 ранга. Отсюда и разночтение в исторических работах.

Корабельный состав



*Код Класс по Табели Категория Наименование чина

1а Нижние чины Матрос 2 статьи

1б Матрос 1 статьи

3 Унтер-офицеры Квартирмейстер

4а Боцманмат

4б Боцман

5 Кондуктор

8 X Обер-офицеры Мичман

9 IX Лейтенант

11 VII Штаб-офицеры Капитан 2 ранга

12 VI Капитан 1 ранга

14 IV Адмиралы Контр-адмирал

15 III Вице-адмирал

16 II Адмирал

17 I Генерал-адмирал

И пускай посмотрит прекрасный фильм *Доживем до понедельника*.Не суди и не судим будешь.

-Что же это был за человек? Лейтенант

Шмидт Петр Петрович.Русский интеллигент, умница, храбрый офицер, профессиональный моряк, артистическая натура. Он пел , превосходно играл на виолончели,рисовал, а как он говорил! Но главный его талант - это дар ощущать чужое

страдание более остро, чем свое. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов.



Знаете, однажды, он познакомился в поезде с женщиной... 40 минут говорил с ней. И влюбился без памяти. Навек. То ли в неё, то ли в образ, который сам себевыдумал, но...Красиво влюбился, 40 минут, а потом были только письма,сотни писем... читайте их, они опубликованы. И вы тогда не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках и иллюзиях этого человека. Но ошибки, все-таки, были...Петр Петрович Шмидт был противник кровопролития, как Иван Карамазов у Достоевского. Он отвергал всеобщую гармонию, если в основание её положен хоть один замученный ребенок. Всё не верил, не хотел верить, что язык пулеметов и картечи единственно возможный язык переговоров с царем. Бескровная гармония.

Наивно? Да. Ошибочно? Да...

Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить с плеча. А почувствовать высокую себестоимость...этих ошибок.

Послушай, Костя,вот началось восстание и не к Шмидту, а к тебе, живущему 60 лет назад, приходят революционные моряки с крейсера "Очаков" и говорят:

"Вы нужны флоту и революции", а ты знаешь, что бунт обречен, ваш единственный крейсер без брони, без артиллерии со скоростью 8 уз/час не выстоит. Как тебе быть? Оставить моряков одних под пушками адмирала Чухнина или идти и возглавить мятеж? И стоять на мостике под огнем и, наверняка, погибнуть...



...- И так, был задан вопрос: какой смысл в поступке

Шмидта и его гибели?

-Ну ясно какой. Без таких людей и революции бы не было...

-Он сам объяснил это в своем последнем слове на

военном суде. Так объяснил, что даже его конвоиры отставили свои винтовки в сторону.Потом их за это судили...



 

Profile picture for user Банщик
24604

to Посметный Виктор:  Виктор, я с тобой полностью согласен.Ты настоящий боевой офицер...ok

Profile picture for user ulogin_google_109957416940108413346
421

to Банщик:  

 

Евреи развели полмира своими сказками про счастье революции.

Люди не могут менять свои политические мировозрения.Это один раз и на всегда.Если человек сегодня присягнул Родине, одел погоны офицера, а завтра их спорол и пошёл на очередной Майдан, то это не патриот, а какой-то реальный предатель и тупой колхозник...

Погоны (и вообще вещи) надевают, а не одевают.

Быть патриотом  означает любить Родину, а не царя-батюшку и его камарилью, загонявшую Россию в исторический тупик и пропасть.

 

Profile picture for user Худи
864

to Банщик:  

Никак.Они уже российские офицеры на пенсии...ok

По Вашему, те, кто по всему миру отыскивает нацистских преступников и предаёт их суду, поперает правами человека на спокойную пенсию?

Эх, банщик, банщик..... А я готов был встать под ваши знамёна за уничтожение предателей Родины.

Profile picture for user VonDorn
1042

Быть патриотом  означает любить Родину, а не царя-батюшку и его камарилью, загонявшую Россию в исторический тупик и пропасть.

А теперь спроецируем на настоящее время. 

Profile picture for user madagarova
5860

to Шато:

Хотелось бы добавить. 

"... Для того я остался в живых, чтобы быть поставленным здесь, у скамьи подсудимых, чтобы могла видеть вся Россия, соучастница дел моих, что судят за то, что я остался верен народу своему. Да, я выполнил долг свой, и если меня ждет казнь, то жизнь среди народа, которому изменил бы я, была бы страшнее самой смерти. Не горсть матросов, нарушивших дисциплину, чтобы остаться верной присяге и не гражданин Шмидт перед вами. Перед вами здесь на скамье подсудимых вся 100 миллионная Россия, ей вы вынесете свой приговор, она ждет вашего решения" (финал последнего слова Шмидта на военном суде).

Profile picture for user ulogin_google_109957416940108413346
421

to VonDorn:  

А теперь спроецируем на настоящее время. 

Есть о чём задуматься и нынешним власть предержащим на фоне опыта трёх русских революций. Жаль только, что история ничему не учит, а только карает за невыученные уроки.

 

Profile picture for user Patriot1.
4622

Статья никудышная, и по смыслу, и по содержанию...Все попытки разглядеть  за деревьями "якобы лес" не увенчались успехом...Если убрать "словесную пену " автора и сомнительные  "лесные" умозаключения группы поддержки, то вкратце вырисовывается то, о чем говорит  to Serggio, которого я поддерживаю...Кроме того, это очередная попытка опорочить революционное движение народных масс, намеки на то , что не надо бунтов и революций, можно было бы договориться мирным путем и проведя "демократические" преобразования, придти к всеобщему процветанию и социальному равенству...Чушь полная...Устранить даже в то время тот громаднейший социальный , все увеличивающийся разрыв словоблудием, как кстати и сейчас, просто невозможно...Антагонизм  колоссальный...Да у классиков все описано что , почему и зачем...Почти как в той песне -"что бы звери не рычали, надо лучше их кормить"...Чем то напоминает события начала "нулевых", когда начали подвергать сомнению и очернять, обливать грязью подвиги Зои Космодемьянской, Матросова и многих других героев...

Profile picture for user Aleksd
2015

to кэт:  Так победим!smile

 

Простите Кэт, кого побеждать вы собрались, с кем вы боритесь находясь в Единой России?  

Profile picture for user мерцание
5113

Моего уважения к этому человеку только прибавилось.Присягу он давал не массонской верхушке,а Родине которая есть не только берёзки,но и Души людейsmile,Жаль такиж как он сейчас более чем мало.И не верю,что матросы как стадо баранов в ужасе ломились прочь.Это вам,что,водопроводные войска голландской армии? haha

Profile picture for user Kotovskiy
176

 

У Севастополя, действительно, в 2014 году был шанс дать России пример полноценной свободы! Другой вопрос "почему не случилось", - ответ на поверхности!

 Шанс есть всегда, Россия сободна как никогда, а не получилось то, что и получиться не могло  никогда. Севастополь - песчинка на карте России, наша самобытность - соразмерна. 

Profile picture for user against everibody
3451

 

 Владимир Владимирович, тоже присягу давал ( и в партию вступил!), но погоны снялБолее того, его коллеги боролись с религией в 20-30е годы , а он, будучи офицером, членом КПСС  теперь со свечкой . И не он один.

Сейчас многие стали православными коммунистами.Такова реальность,да и удобнее жить.

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_81594301229
697

to Тень медузы:  

 Владимир Владимирович, тоже присягу давал ( и в партию вступил!), но погоны снял. Более того, его коллеги боролись с религией в 20-30е годы , а он, будучи офицером, членом КПСС  теперь со свечкой . И не он один.

 Да не он один это верно, Мария Магдалина тоже не родилась святой, Апостол Матфей до встречи с Христом был налоговым инспектором тоже считай человек в погонах.  Человек приходит к вере, когда просыпается его религиозное сознание. На каком-то этапе своей жизни он сталкивается с феноменом бытия Божия.

Profile picture for user Худи
864

to Тень медузы:  

И не он один.

Люди меняются с возрастом. Я вот в юности очень часто матерился, а теперь с возрастом всё реже и реже, скоро совсем перестану. 

Profile picture for user Шурин
2619

to Худи:  

Я вот в юности очень часто матерился, а теперь с возрастом всё реже и реже, скоро совсем перестану. 

 Только приветствую. Я ругаться перестал с февраля 2000 года, как покрестился. И курить бросил. Вот только с коньячком попрощаться не могу. Ваше здоровье!

Profile picture for user ulogin_yandex_1452224833
1585

Любопытно, почему Белостокский полк не взбунтовался?

Profile picture for user Сын маминой подруги
57

 

Статья написана для того, чтобы обосновать переименование "восстания под руководством лейтенанта Шмидта" в "бунт под руководством лейтенанта Шмидта"? А дальше что? Матросов переименовать в бандитов, а Шмидта - в банального уголовника? А заодно и революционеров, готовых идти ради идеи на смерть - в психически неуравновешенных? Не удивлён. Современным псевдоисторикам  не понять, как такое возможно. Предвижу, за что они возьмутся дальше - за коммунистов, первыми поднимавшимися в атаку на фронтах Великой Отечественной. Они тоже будут представлены "психическими"? Ибо какой же человек  будет готов пожертвовать жизнью ради идеи? Только сумасшедший, разумеется! - так думают псевдоисторики, примеряя ситуацию на себя и понимая, что уж они-то точно первыми под пули не пойдут...

 Никакой иной мотивации кроме булочки и трамвайчика быть не может

Profile picture for user Евгений1
527

to Худи:  Как поступим с украинскими офицерами, перешедшими в 2014 на российскую сторону

Березовский Д.В. (род. 15июля 1974ХарьковУССРСССР) — украинский и российский военачальник. Заместитель командующего Тихоокеанским флотом ВМФ России с 2018 года. Вице-адмирал (2020).

Березовский Денис Валенитнович Заместитель командующего Черноморским флотом ВМФ России (2014—2015). Командующий Военно-морскими силами Украины (1—2 марта 2014 года). Командующий Военно-морскими силами Автономной Республики Крым (2—18 марта 2014).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Березовский,_Денис_Валентинович

Многие ура-патриоты ЧФ, тем не менее, уходя на пенсию в Севастополе, получали паспорт с трезубцем и не особенно этому стыдились. Стоит отметить, что некоторые французские исходники - россияне не меняли гражданство до конца своих дней.

Profile picture for user madagarova
5860

to Александр Коломинов:  

Читайте Историю 50-го пехотного Белостокского Его Высочества Герцога Саксен-Альтенбургского полка - https://runivers.ru/lib/book8888/477155/

О событиях в Севастополе - с 395 стр.

Profile picture for user Absolut
2532

очень спешили ловить блох, бесконечно чванятся))

Представленное "исследование" - ни о чём...Однако, "проверка на вшивость" показала:

Про старпёров было интересней.

Profile picture for user Линьков
32078

Легче всего сказать, что восстание было "подавлено". Труднее сказать, что тогда для переворота не было предпосылок.

Profile picture for user Serggio
21723

to александра бывшая:  

 Давали присягу Украине, потом России. Вот так просто все 

 И что? А мирные граждане Севастополя украинское гражданство приняли,  паспорта получали? Получали. А потом взяли, и российское гражданство приняли. И тоже вот так просто. Куда мы нас теперь запишем?

Те из военных, которых с Крымом и Севастополем ничего не связывало, собрали вещи и уехали отсюда. 

А те военные, которые здесь остались - они были и остались севастопольцами, и присягали народу, и остались с народом. Они - такие же граждане, и точно так же сделали свой выбор.  Такая простая мысль Вам в голову не приходила?

Profile picture for user Serggio
21723

to александра бывшая:  

нет не приходила. 

Гражданское население никакому государству не присягало. А военные дают присягу.

И присягу нельзя давать сегодня Украине, завтра России, послезавтра Америке (если больше заплатят).

Вопрос: если эти военные так легко забывают, какому государству они присягают, кого они будут защищать? Ту страну, которая жалование побольше даст? 

Я не в курсе, как к "смене присяги" отнеслись в Севастополе. Я могу Вам лишь сказать, как по этому поводу высказывались простые люди в Приморье. И говорили еще, что от таких военных ("и нашим, и вашим") уже полным ходом начали избавляться.

 

Вам больше бы понравилось, если бы на територии Крыма 20-тысячная группировка украинских вооруженных сил начала боевые действия с такой же группировкой ВС РФ? В этом Вы видите смысл военной присяги?  Не думал, что Вы такая кровожадная. Видимо, и царские офицеры в Революцию, по-вашему, должны были все, как один, исключительно в Белую Гвардию вступать? И  Жуков тоже, выходит, присяге изменил, пойдя в Красную Армию служить, став маршалом Победы?

И что значит - "кто больше заплатит"? Вы полагаете, что всё дело было в деньгах?

По счастью, Верховный Главнокомандующий ВС РФ, командование ВС РФ, руководство ФСБ и МВД РФ (а они знают толк в присягах) придерживаются другой точки зрения, и всё поняли правильно.  ok

Profile picture for user Serggio
21723

to александра бывшая:  

А дело вот в чем: если ты считаешь себя русским человеком, считаешь, что Севастополь - исконно русский город, и Крым-Украина - это временно, потому что Крым исторически никогда не был украинским, то какого же ты тогда присягаешь государству Украина? Чтобы потом также легко взять присягу назад? (Что и видим в большинстве случаев)

Здесь, наверное, стоит сначала вспомнить, что Россия в 1991 году сама отказалась и от Крыма, и от "исконно русского города Севастополя". Нас то ли подарили Украине, то ли продали, не знаю - нашу цену нам никто не озвучивал, все в верхах решалось. Так что не забывайте об этом, когда разговор зайдет "за патриотизм", и захочется кого-то упрекнуть. 

И не очень-то кто-то хотел нас обратно забирать, пока мы уже перед фактом не поставили. Но до этого пришлось очень долго ждать. И да - и присягу принимали, и служить шли, и в армию, и в  государственные структуры, и два поколения вырастили, которые уже на Украине родились, но знали, что Севастополь - русский город, и сами российские флаги в 14 году в руки взяли, никто не заставлял. ... Вот так это делается, если уж о патриотизме говорить. А издалека судить легко. 

И вы как себе представляете почти четверть века на Украине прожить - и что? В анабиозе всё это время провести? А здесь бы вместо наших западенцы с оружием ходили?

 

Что же касается всего остального (20-тысячная группировка украинских вооруженных сил, царские офицеры в Революцию и т. д.) - никак не пойму, какое отношение это имеет к теме моего комментария.. 

Самое прямое. Если бы украинский контингент в Крыму и Севастополе остался верен украинской присяге - он был бы обязан выполнить приказ и развязать на полуострове боевые действия. Поэтому я и спрашиваю - Вы бы этого хотели? А про Жукова - тоже прямая аналогия, он, будучи присягнувшим царю, перешёл на службу к большевикам, и, по Вашей логике, так же является "и вашим, и нашим..." Концовку знаете...ok

 

Profile picture for user Serggio
21723

to александра бывшая:  

Может, уже привыкла к материковой России, что и отношение к этим военным у меня сугубо материковое.

Вы мыслите по отношению к военным, что называется, "вообще". А в нестандартной ситуации и мыслить желательно нестандартно. Есть некие обобщённые "военные", и были конкретно севастопольские военные. Какая разница? Я её уже объяснял, могу только повториться.  Целый город на целых четверть века взяли и отдали другому государству (заметьте - ПРОТИВ нашей воли). И всё это время город жил с ощущением того, что он находится в чужой стране.  И что - жизнь надо было остановить? Нет, люди здесь жили, и рождались, и в садики ходили, и в школах учились, и работали, и служили, а не законсервировались до 2014 года.

И жить пришлось по правилам того государства, которому нас отдали - а как в такой ситуации можно было по-другому, не подскажете?

 

Но многие из нас совершенно сознательно шли и на службу, и в органы власти как минимум для того, чтобы эти места не достались бандеровцам. И жизнь показала, что это была лучшая тактика из всех возможных. Только она и позволила вернуть город обратно в Россию. 

 

А теперь приходите Вы, и начинаете упрекать нас в том, что, дескать, "другому государству присягали". Ну подскажите другой выход, если это Вас не устраивает. Скажите, что бы Вы сделали на нашем месте. Переехали бы жить в Россию? Хорошо, если есть куда. Но большинству было некуда, да и Россия однозначно дала понять, что не желает видеть нас в своём составе - разве можно было сделать другой вывод после того, как нас отдали Украине? Никто нас в России не ждал.

 

А кроме того - уехали бы отсюда после 1991 года русские - кто бы приехал на освободившиеся места? Догадаетесь? Киев и так мечтал нас всех отсюда выселить, поскольку украинизировать не получалось, так надо было ему помочь? Но никто этого делать не собирался.  Вот и оставалось жить и ждать, когда в России власть поменяется, и придут люди, которые будут в состоянии оценить значимость для России и Крыма, и Севастополя. И поддерживать город, что называется, "в русскости", чтобы не забыли, откуда мы родом.  Вот и дождались, слава Богу... А Вы тут про присягу нам рассказываете...

 

И вообще, Севастополь в Россию вернули граждане Украины. По формальному признаку - это абсолютно так, поскольку практически у всех, пришедших на референдум 16 марта 2014, были украинские паспорта. Но это Вас почему-то не смущает, а претензии - только военным.

А военные, между прочим, НЕ давали присягу бандеровскому государству, и принимали своё решение ПОСЛЕ бандеровского государственного переворота - это тоже не сбрасывайте со счетов.  

 

Отойдите от стереотипного мышления, оцените ситуацию по-другому, и всё сразу встанет на свои места ok

Profile picture for user hotsea2500
59

Прочитал Мунго Мелвина "Sevastopol's wars". От Потемкина до наших дней. Много новых интересных фактов. Патриот Севастополя. Старается быть объективным. Рекомендую.

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
1322

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1410

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2713

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5246

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1901