Совет Федерации принял законопроект, по которому на службы такси распространяется требование не только ОСАГО, но и ОСГОП — обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами.
В результате этого нововведения пассажиры такси смогут получить максимальную выплату за вред, причинённый здоровью, если такси попало в ДТП, в сумме 2 млн рублей, тогда как максимальная выплата по ОСАГО составляет лишь 500 тыс. рублей.
Давно пора
По словам руководителя московского общественного центра «Автомобилист» Максима Едрышова, необходимость внедрения ОСГОП для служб такси возникла давно.
«Такси, по сути, и есть перевозка пассажиров. Поэтому на эти службы логично было бы уже давно распространить требования ОСГОП. Пассажиры просто будут более защищёнными в поездке, и в случае получения травм они смогут рассчитывать на более справедливую компенсацию», — отметил эксперт в разговоре с ForPost.
По его словам, крупнейшие российские агрегаторы такси уже давно самостоятельно начали страховать ответственность перед пассажирами, не дожидаясь внесения изменений в законодательство.
«Но пока это делается в добровольном порядке. Если же все водители такси будут иметь полис ОСГОП, в этом не будет ничего плохого. Кроме того, Российский союз автостраховщиков подсчитал, что внедрение обязательного страхования гражданской ответственности перед пассажирами не повлечёт существенного увеличения тарифа такси. Было подсчитано, что тариф увеличится всего на 52 копейки за одну поездку. Полагаю, что такое удорожание не вызовет негативных эмоций у пассажиров», — пояснил Едрышов.
Читайте по теме: Для авто из недружественных стран резко подорожает ОСАГО: чем это обернётся
В чём суть?
Юрист Егор Фёдоров пояснил ForPost, в чём для пассажиров такси будет принципиальная разница при получении выплат по ОСГОП.
«В России есть ФЗ-67, которым регулируется ОСГОП. Фактически до принятия нынешних изменений он распространялся на всех перевозчиков, но по неведомым причинам в нём прямо указывалось, что он не распространяется на такси. Хотя службы такси являются точно таким же пассажирским транспортом, как и автобусы или троллейбусы. Неспроста они могут ездить по выделенным полосам на дороге, предназначенным для общественного транспорта. Иными словами, после принятия нового закона эта недоработка устранена», — пояснил юрист.
Главное, по его словам, — это сумма компенсации за причинённый вред здоровью.
«Разница в цифрах компенсации впечатляет. К примеру, за сотрясение головного мозга, когда лечение длилось не менее 10 дней, сумма выплат по ОСАГО — 15 тыс. рублей, а по ОСГОП — 60 тыс. рублей. Если лечение продлилось не менее 28 дней — 25 и 100 тыс. рублей соответственно. И так установлено относительно всех травм. Иными словами, во всех случаях сумма компенсации в четыре раза больше по ОСГОП, чем по ОСАГО», — пояснил Фёдоров.
При этом он отметил, что получение страховой выплаты за вред здоровью по ОСГОП лишает права получит выплату по ОСАГО.
«Это прямо следует из определения понятия «потерпевший» в законе об ОСАГО, где указано, что по тому закону не признаётся потерпевшим лицо, являющееся потерпевшим по закону об ОСГОП. Так что двойную компенсацию получить точно не удастся», — пояснил юрист.
Читайте по теме: Мать попавшей под полицейский мотоцикл девочки получит компенсацию
Зона риска
Об особенностях работы такси ForPost рассказал один из таксистов Санкт-Петербурга по имени Сергей.
«Рынок такси устроен таким образом, что на вершине стоят крупные агрегаторы, которые представляют программное обеспечение, позволяющее работать на линии и получать заказы. Далее идут таксопарки — партнёры агрегаторов. Это фирмы, которые имеют собственный автомобильный парк, который предоставляют водителям в аренду. Можно работать и на своей машине. Но у агрегаторов довольно высокие требования к возрасту машин, поэтому многие таксисты личные авто не используют, а арендуют их у таксопарка. Кроме того, подключение к сервису агрегатора тоже возможно только через такоспарк», — пояснил наш собеседник.
По его словам, и агрегатор, и таксопарк берут свою комиссию.
«Если говорить очень приблизительно, то с каждого заказа водитель отдаёт примерно треть его стоимости. Иными словами, взял пассажира за 300 рублей, но получил чистыми всего 200. Но из этих денег ты должен отдать аренду таксопарку. Она разная, в зависимости от самого парка и автомобиля. Я езжу на самом дешёвом варианте за 1,5 тыс. рублей в сутки. Плюс к этому ежедневно снимается плата за страховку в 75 рублей, ну и расходы на топливо тоже мои, а это от 1,5 до 2 тыс. рублей в смену. Иными словами, из своего заработка я должен отдать помимо 30% комиссионных ещё минимум 3 тыс. рублей за аренду и топливо. Если повредил авто, то лично оплатишь ремонт. Например, шишка на колесе мне обошлась в 3,7 тыс. за новую резину с таким же протектором, а коллеге насчитали 12 тыс. за погнутый порог», — рассказал Сергей.
В итоге, по его словам, чтобы относительно прилично заработать, водители вынуждены в буквальном смысле жить за рулём. При этом обычно агрегаторы не дают работать более 12 часов подряд, но это ограничение легко можно обойти, если делать перерывы по нескольку часов.
«Нетрудно представить, что многие таксисты выходят на линии уставшими, что повышает риск ДТП», — резюмировал наш собеседник.
Читайте по теме: Таксистов в России принудительно пересадят на «Москвичи»?
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
Давно пора:)