Центробанк намерен более чем в семь раз поднять территориальный коэффициент, используемый при расчёте стоимости полиса ОСАГО для грузовиков, которые едут из недружественных стран.
Если сейчас к таким машинам применяется коэффициент 1,7, то после вступления изменений в силу он составит 12,5. Иными словами, для владельцев транспортных средств из иностранных государств, оформляющих договор ОСАГО при въезде в Россию, полис будет обходиться дороже.
«Увеличение стоимости ОСАГО, естественно, увеличит и себестоимость перевозки товаров. Однако, я полагаю, незначительно. Потому что стоимость автострахования точно не является ключевой в формировании себестоимости перевозок. В то же время я допускаю, что российские торговцы, реализующие импортные товары конечному потребителю, могут мотивировать повышение конечной их цены этим обстоятельством. В таком случае обоснованность такого повышения — это вопрос контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы», — высказал мнение в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
В то же время он обратил внимание, что для оценки вероятного повышения стоимости импорта нужно учитывать общую ситуацию с доставкой западных товаров.
А она сейчас выглядит так.
С 10 октября прошлого года и по 30 июня 2023 года Россия ввела запрет на транспортировку западных товаров грузовиками из недружественных стран. Будет ли продлён этот запрет, пока не ясно.
В то же время он касается далеко не всех товаров. Под ограничения не подпадают 40 товарных групп, среди которых:
- косметика,
- фармацевтическая продукция,
- продукты животного происхождения,
- растения, овощи и фрукты, орехи, какао,
- солод, крахмалы, жиры, кислоты,
- табак, алкогольные и безалкогольные напитки,
- стекло.
К слову, этот перечень предполагалось ограничить, однако информации о том, что такое решение было принято, пока нет.
«По сути, если прямой запрет на доставку западных товаров не будет продлён, то решение ЦБ станет ему административной альтернативой. Если же его продлят, то ОСАГО подорожает только для товаров, разрешённых к ввозу грузовиками из недружественных стран. В любом случае перевозчики подсчитают, как выгоднее везти, то есть заплатить за ОСАГО по повышенному тарифу или перегружать товары в российские фуры на границе. Естественно, будет выбран наименее затратный вариант», — отметил экономист Беляев.
К слову, примеры того, как перевозчики с обеих сторон весьма гибко находят способы обходить введённые ограничения, уже известны. Так, в мае сообщалось о кооперации польских и белорусских перевозчиков для обхода запрета ЕС на перевозки белорусскими фурами товаров из Европы. Водители фур попросту перегружали товары прямо на таможенном пункте на глазах у польских таможенников, которые этому не препятствовали, потому что формально санкционное требование ЕС было соблюдено.
«Бизнес всегда найдёт возможности для обхода санкций. Ведь когда выдумывается какое-либо ограничение, его авторами являются 10-15 человек, а пути обхода ищут, условно говоря, тысячи. К тому же нужно понимать, что санкции вводятся органами ЕС, а контроль исполнения осуществляют местные власти, для которых важны электоральные настроения. К примеру, в Польше в этом году пройдут парламентские выборы. Именно поэтому власти страны не станут препятствовать кооперации собственного бизнеса с белорусами ради обхода санкций», — отметил в разговоре с ForPost доктор экономических наук Иосиф Дискин.
Он добавил, что это лишь один пример, а на самом деле подобных лазеек для обхода ограничений существует великое множество.
Читайте по теме: Страсти по ОСАГО: насколько должен подорожать полис, чтоб система заработала?
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
А разве у иностранцев не "Зелёная карта" для въезде
Когда отменят обязательную осагу для россиян? Узаконенный грабеж.