Сегодня, 25 июня, в 12 часов возле здания бывшей метеостанции на Караби-яйле (Белогорский район Крыма) появится новый памятный знак. Скупые строки, выбитые на металле, будут напоминать проходящим мимо о наполненных героизмом и отвагой страницах крымского партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.
Незабытые герои
Самая большая яйла Крымских гор — Караби — находится вдали от крупных городов и транспортных магистралей. Поэтому неслучайно во время оккупации полуострова немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны партизаны именно здесь оборудовали свой главный аэродром, куда садились самолёты с Большой земли.
«Первым посадил на яйле свой ТБ-3 опытный лётчик Георгий Помазков 29 сентября 1942 года. А летом 1943 года на аэродроме приземлялось за одну ночь по несколько транспортных самолётов с оружием, боеприпасами, продовольствием, почтой. В обратные рейсы они забирали больных и раненых, которых доставляли на Караби из всех партизанских соединений Крыма», — рассказал ForPost кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории России Таврической академии КФУ имени В.И. Вернадского Сергей Скоробогатов.
Позже партизаны сумели организовать три площадки для приёма и выпуска самолётов. Это был так называемый Большой Баксанский аэродром на Караби (высота над уровнем моря 781 метр), Малая площадка на плато Орта-Сырт (на высоте 887 метров) и Иваненкова казарма на Долгоруковской яйле (на высоте 874 метров).
Сегодня, спустя 80 лет, сложно даже осознать, в каких невероятных условиях работали все три аэродрома.
«Все указанные площадки не были оборудованы радиотехническими средствами. В качестве примитивного светотехнического оборудования применялись комбинации костров и ручные фонари, а на взлёте и посадке — фары самолётов. Аэродромного покрытия не было, площадки были грунтовыми, с минимальным уходом за полосами приземления и взлёта: уборка камней и кустов, заравнивание ям партизанской “стартовой командой”», — поделился подробностями историк.
Когда самолёты не могли сесть, то грузы сбрасывались в эти же точки на парашютах. Экипажи Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) доставляли крымским партизанам боеприпасы, вооружение, горючее, продовольствие, вещи, а также центральную, фронтовую, армейскую печать и пропагандистские материалы.
Горы Крыма хранят память о своих защитниках.
Помимо этого с горных аэродромов авиация перевозила командный и инструкторский состав, рядовых партизан в лес, а спецгруппы — в тыл противника.
Так, только звено 8-го отдельного авиационного полка ГВФ выполнило 463 полёта, в основном к партизанам. Наиболее известные в крымском лесу лётчики из этого полка — Иван Яковлевич Нижник и Владимир Пантелеевич Паршиков. Первый сделал 1307 боевых вылета и 75 удачных посадок на партизанские аэродромы (в основном эксплуатируя самолёты ПР-5 и У-2), а второй — 375 боевых вылетов и 79 успешных полётов в горы.
«Как подчёркивалось в отзыве о боевой работе отдельного авиаполка ГВФ за 10 января 1944 года, именно Иван Нижник, заслуженно названный «воздушным партизаном», с июня 1943 по 1 января 1944 годы при 25 вылетах 23 вылазки совершил успешно: “с риском и непомерным трудом лётчика, чувством долга и выдающимися личными моральными и волевыми качествами”», — поделился данными собеседник ForPost.
Всего с первого июня 1943 года по шестое апреля 1944 года всеми группами и частями ГВФ было совершено 359 полётов по боевым заданиям в тыл противника в район Крыма. Летали на таким самолётах, как Ли-2, У-2, С-2 и ПР-5.
Координаты памяти на «дороге жизни»
Само нагорье Караби в период оккупации Крыма стало настоящей «дорогой жизни», которая связывала партизан, скрывавшихся в горных лесах на западе, юго-западе и востоке полуострова.
Под покровом ночи на яйле кипела жизнь: в карстах от воронки к воронке перебежками передвигались боевые группы, связники, переносили раненых и больных. В отрогах и пещерах тайно располагались различные партизанские стоянки, санитарные землянки, продовольственные базы и даже небольшие заводы.
Читайте по теме: В Крыму рассказали о смысловой связи Великой Отечественной войны и СВО
Враг, разумеется, не дремал и всеми силами старался ликвидировать народных мстителей.
«Весь период оккупации здесь шли ожесточённые бои. Так, 21, 22, 25 декабря 1941 года у истоков реки Суат Биюк-Онларский и Сейтлерский отряды громили из засад румынских кавалеристов. 15-20 апреля 1942 года Ичкино-Колайский отряд у высоты 1040 успешно противостоял оккупантам», — сообщили инициаторы установки мемориального знака.
Ориентиром и прибежищем для партизан и всех, попавших в ту пору в сложные условия, всегда служила метеостанция «Караби».
Именно это сохранившееся до наших дней сооружение выбрано для нового памятного знака партизанскому движению в Крыму. Мемориальная табличка станет уже 55-й по счёту, установленной командой единомышленников Евгения Мельничука из Севастополя.
О 92-летнем жителе Севастополя знают далеко за пределами полуострова. Как писал ForPost, Евгений Борисович с детства был связан с партизанами. В годы Великой Отечественной войны, проживая в Житомирской области Украины, он с родителями и бабушкой ушёл в лес, когда родное село оккупировал враг. Мальчик выполнял совсем недетские задания, передавая сообщения о перемещении и планах противника.
Евгений Мельничук всю жизнь посвятил изучению партизанского движения в Крыму и сохранению памяти о нём.
Оказавшись в 1951 году в Севастополе, молодой человек был глубоко поражён трагизмом крымского партизанского движения. Ведь здесь потери среди противодействовавших фашистам отрядов были в разы больше, чем в других регионах Советского Союза. С тех пор Евгений Борисович всего себя посвятил изучению и увековечиванию памяти крымских партизан.
Читайте по теме: Крымскому селу присвоили почётное звание «Населённый пункт воинской доблести»
Памятные знаки на местах крупных боёв, спецопераций и дислокаций Евгений Мельничук с командой единомышленников начал устанавливать более 30 лет назад. Установленная сегодня табличка станет 55-й своеобразной «координатой» памяти. Знаком того, что эти тихие ежедневные подвиги наших предков их дети и внуки помнят до сих пор.
Пелагея Попова
Фото Алексея Пучкова