В этот день 82 года назад на территории нашей страны началась самая кровопролитная война в истории. Крымский полуостров одним из первых среди регионов Советского Союза принял удар нацистской Германии. С началом военной спецоперации на Украине события середины XX века получили новые окраску и смыслы.
Как историческая память помогает современным защитникам Отечества, рассказали участники пресс-конференции в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе.
Многое было сделано заранее
Начало войны непосредственно в этот день, 22 июня 1941 года, стало внезапным для Советского Союза. Но такой поворот в военном конфликте, длящемся уже почти два года в Европе, был ожидаемым. Об этом напомнил доцент кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского, кандидат исторических наук, политолог Виктор Харабуга.
Перемена фокуса внимания немцев с запада на восток была неизбежна, и Сталин к этому готовился: усиливалась армия и разрабатывались пути эвакуации промышленности на Урал и в Среднюю Азию.
«Это хрущёвские мифы о том, что советское руководство сидело и ничего не делало. Это неправда — работа велась огромная. Армия за два года из территориальной превратилась в серьёзную, настоящую. Просто встать вровень с вермахтом, вооружёнными силами Германии, которые обладали самой сильной сухопутной армией мира на тот момент, за этот короткий срок невозможно», — поделился мнением историк.
В свою очередь продуманные заранее способы переброски крупных предприятий из промышленных центров европейской части СССР вглубь страны позволили перевезти и запустить на новом месте 1600 производств. «Где такое возможно?!», прокомментировал Харабуга масштаб работы.
Памятники не дают нам забыть подвиг наших предков.
Впрочем, многие решения народному комиссару обороны Союза приходилось принимать уже в ответ на поступающие вызовы. Одной из таких идей, показавших свою колоссальную эффективность в будущем, стала пропаганда. Об этом напомнил военный волонтёр, автор Telegram-канала «Живов Z» Алексей Живов.
«Подняли из пепла все русские символы и знамёна, объединили всех вокруг идеи защиты родной земли: не той земли, которую создал Коминтерн в 1922 году, а земли, которую сформировали русские люди тысячу лет назад. И этот нарратив зашёл, и не просто зашёл, а после Великой Отечественной войны стал фундаментальной базой, которая укоренилась в сознании многих советских народов», — уточнил активист.
При этом Живов с сожалением отметил, что оторванным от культурного общения с Россией украинцам именно этот посыл «вставай, страна огромная, на нас напали» включили западные военные технологи в 2022 году. Это стало одной из причин, почему, по его мнению, пророссийски настроенные жители Харькова, Одессы, Николаева взяли в руки оружие и пошли воевать против русских.
Полезный, но забытый опыт
Во время Великой Отечественной войны пропаганда работала не только в расчёте на мирное население, но и среди бойцов. По словам ещё одного спикера пресс-конференции, военного историка, главного редактора военно-исторического журнала «Military Крым» Сергея Ченныка, сами немцы в послевоенных мемуарах признавали, что оборона русских зачастую держалась именно на политруках, которые объясняли боевым товарищам в окопах, что и почему происходит.
«Сейчас в армии не хватает замполитов, — поделился наблюдениями историк. — В советское время в каждом военном округе всегда были великолепные отделы спецпропаганды. Их сейчас просто нет, а отношение к пропаганде, к сожалению, очень негативное. В результате включаете телевизор, и можно увидеть что угодно, в том числе и наших врагов».
Читайте по теме: День Памяти и скорби: не перепутать главное
Общаясь со многими руководителями различных воинских подразделений, Ченнык отмечает недостаток централизованной пропаганды в армии: лишь кое-где по инициативе отдельных командиров с бойцами обсуждают события в мире и России.
«В армии чудовищный недостаток смыслов, это правда. Некому просто разговаривать с нашими солдатами. Есть около двадцати процентов идеологизированных, подкованных людей, которые твёрдо знают, зачем они туда (в зону СВО — Прим.) пришли и за что воюют. У всех остальных — брожение умов», — поддержал беседу Живов.
В прошлом году военные волонтёры, по его словам, вышли с инициативой в Минобороны, но получили отказ с формулировкой «это не интересно». В итоге многие неравнодушные активисты отправились самостоятельно на свой страх и риск в зону спецоперации на Украине и продолжают там работать без финансовой страховки и материального вознаграждения. Но даже этот разрозненный труд положительно сказывается на боевом духе защитников.
Из опыта прошлого надо перенимать лучшее.
В качестве примера Живов привёл свои визиты к десантникам, базировавшимся в 2022 году на границе с Николаевской областью Украины. Оказалось, достаточно лишь нескольких встреч с военными волонтёрами для того, чтобы бойцы почувствовали поддержку целой страны за спинами и стали «воевать в полную силу». Тогда как до этого чувство растерянности и даже брошенности не раз накатывало на них.
«Если бы это сплочение совместить с институтом военной пропаганды, построить из этого качественную хорошую систему, то мы бы добились колоссальных результатов за короткий срок», — выразил мнение блогер.
Дело дедов ещё не окончено
Впрочем, пока системной работы «сверху» не ведётся, смыслы рождаются сами собой «снизу».
«Парни сами всегда говорят: «Мы идём за дедов!». Для них это важно. Если вы спросите основную, самую распространённую идею в наших войсках, это именно идея: «Я – за деда!». Это нарратив Великой Отечественной войны, самый укоренённый в сознании русского народа, поэтому подавляющее большинство даже деидеологизированных военнослужащих понимают, что они продолжают историческое дело своих отцов, дедов и прадедов, которые воевали с гидрой нацизма», — рассказал Алексей Живов.
Поэтому неслучайно в обиходе солдаты, говоря о противнике, не упоминают слово «украинцы», а используют «нацисты» и «националисты» и даже «немцы», поделился наблюдением военный волонтёр.
«Мы стоим на своей правде: Великая Отечественная война была нашим способом защитить русскую цивилизацию. На данном этапе она стала нашим ключевым нарративом, — добавил активист. — Девятое мая — это время праздновать, а 22 июня, первый день войны, время скорбеть и поминать павших. Это скорбь, которая должна делать нас сильнее и умнее, позволяя извлекать выводы из ошибок на многие века вперёд».
Читайте по теме: Самый страшный день в году. 22 июня - этот день
Тем временем Украина по-своему напомнила крымчанам и всей России о сегодняшней дате. Как писал ForPost, ночью ВСУ сделали пробоину в автомобильном полотне Чонгарского моста, соединяющего полуостров и Херсонскую область.
«Символично, что этот варварский акт киевский режим осуществил именно утром 22 июня — в день начала Великой Отечественной войны. Они как будто специально показывают свою историческую преемственность с нацистской Германией. Но и конец у них будет одинаковый», — написал в соцсетях губернатор нового региона Владимир Сальдо.
Читайте по теме: Путин присвоил вертолётному полку из Крыма наименование «гвардейский»
В свою очередь глава Крыма Сергей Аксёнов пообещал, что таких дат, как 22 июня, в истории страны больше не будет. Лишь Дни Победы.
Пелагея Попова
Фото: Минобороны России|Telegram
Обсуждение (1)
В общем к войне то Сталин готовился, но начало войны полностью провалил!
Около 1200 самолётов СССР было уничтожено в первые дни войны прямо на аэродромах Они даже не взлетели.
Около 3 миллионов потерял СССР впервые месяцы войны убитыми, ранеными и взятыми в плен.