В Крыму поставили «на поток» незаконный оборот дельфина афалины, занесённого в Красную книгу. Речь об отлове для коммерческих дельфинариев. Об этой проблеме в ходе пресс-конференции в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе, посвящённой Всемирному дню китов и дельфинов, заявила младший научный сотрудник Карадагской научной станции Ирина Логоминова.
По словам учёного, 90% афалин, дающих выступления в коммерческих дельфинариях в Крыму, не соответствуют своим документам. Отлов афалины был запрещён ещё в 2000-х, однако это не мешает недобросовестным коммерсантам промышлять браконьерством и обходить запрет с помощью, по сути, довольно незамысловатой схемы.
«Документы прошлых лет остались на руках у предпринимателей. В ходе проверок, когда мы приходим с сотрудниками соответствующих ведомств, то видим, что по документам животное отловлено в конце 80-х или в 90-х годах. Но по факту это молодое животное. Которому три-пять лет, или, допустим, семь», — пояснила Ирина Логоминова.
Хотя обман фактически очевиден, доказать его учёным практически невозможно.
«А если нас слышат (представители ведомств — ред.), и наши заключения принимаются в работу, то потом мы, наше учреждение, сталкиваемся с различными трудностями», — сообщила Логоминова.
Таким образом, запрещённый законом браконьерский отлов «вечно молодых» афалин в Чёрном море продолжается.
Читайте по теме: Деятельность дельфинария в Севастополе опять признана незаконной
Решение проблемы очевидно — все животные должны соответствовать документам. Для этого достаточно согласованной работы всех заинтересованных ведомств. Но вопрос стоит не только на уровне Крыма: он актуален для всей России. Если сравнивать положение дел с черноморским побережьем Кавказа, там ситуация ещё запущенней, отметил научный сотрудник Карадагской научной станции Александр Агафонов.
Попытки довести вопросы с незаконным отловом до логической развязки на том или ином этапе упираются в стену, сетуют учёные.
«Был случай, когда на Кавказе доказали незаконный отлов дельфинов. Но в итоге их оставили «на ответственном хранении» в том же дельфинарии», — привела пример Ирина Логоминова.
Если дельфинов отловили недавно, их можно отпускать в море, заверяет Александр Агафонов. Желательно выпускать их группой — тогда шансы на «реабилитацию» в условиях жизни на свободе выше.
И без того исчезают
СССР и все черноморские страны, кроме Турции, запретили охоту на дельфинов в 1966 году. Турция сделала это в 1983 году. Несмотря на охраняемый статус, популяция дельфинов в Чёрном море так и не восстановилась до былой численности. Сейчас у Крымского полуострова обитают около тысячи афалин, говорят учёные. Во всём Чёрном море их численность можно оценить приблизительно в 7-8 тысяч.
Угроз, помимо незаконного отлова для дельфинариев, несколько. На первое место учёные ставят рыболовство и сети в море, как стационарные, так и траловые. Запутавшись в сетях, дельфины гибнут от удушья.
На популяцию влияет и оскудение кормовой базы: проще говоря, бесконтрольный вылов рыбы. Дельфин прямо зависит от неё, как от единственной своей пищи.
Питание важно для иммунитета. Снижение иммунитета ведёт к росту заболеваний. Например, морбилливирусы, которые могут мутировать. Антитела на этот вирус бывают только у афалины. У других обитающих в Чёрном море дельфинов — белобочки и азовки — их нет.
Не менее важный фактор — состояние воды и её загрязнение человеком.
О будущем дельфинариев
Всё больше стран полностью запрещают коммерческие дельфинарии. Учёные отмечают, что злом является именно бесконтрольная коммерческая эксплуатация их обитателей. К сожалению, в большинстве случаев речь идёт именно об этом.
С другой стороны, как у всего, что связано с прибылью, у коммерческих дельфинариев есть своё лобби. Преодолеть его получается лишь по мере «созревания» гражданского общества.
«Это должно стать таким дорогим удовольствием, чтобы коммерсант десять раз подумал. Должны быть необходимые пространства для дельфинов и так далее», — предложил промежуточное решение Александр Агафонов.
В определённых условиях дельфинарии могут быть оправданы. При соблюдении всех норм туда можно помещать дельфинов, которые пострадали и не могут выжить в природе.
В мире проводились эксперименты на «полувольном» содержании, при котором дельфинов отпускают, а потом они сами возвращаются в дельфинарий, где их подкармливают и изучают. Но в Чёрном море о подобной идиллии пока можно только мечтать.
Читайте по теме: Краснокнижного дельфина из Крыма контрабандисты вывезли на Украину
Напомним, черноморская афалина — эндемик Чёрного моря, самый узнаваемый из трёх видов живущих в нём дельфинов. Также здесь обитают азовка и белобочка. Афалина и азовка включены в Красную книгу РФ. Все три вида также включены в Красный список угрожаемых видов Международного союза охраны природы. Черноморской афалине и азовке там присвоен статус «под угрозой исчезновения».
Андрей Брегов
Обсуждение (3)
Так у нас же есть охрана, есть закон и есть надзор!
Прокуроры есть, что святы, а в итоге... - лишь позор.
"Хотя обман фактически очевиден, доказать его учёным практически невозможно".....Было-бы желание.Когда некоторые товарисчи захотят,то легко доказывают,что кролики это верблюды.
Приносят деньги- дельфиний бухенвальд продолжится. Капитализм же.