Президент Бразилии Жаир Болсонару заявил, что его страна не будет присоединяться к санкциям против России.
«Мы не будем поддерживать эти экономические санкции, мы будем поддерживать баланс... Если бы мы не поддерживали баланс, как вы думаете, как мы смогли бы получить удобрения, которые так необходимы Бразилии?» — заявил он.
Президент Болсонару, которого многие (в том числе и у нас) изначально считали агрессивным проамериканским клоуном (эдаким бразильским аналогом Бориса Джонсона), проявляет неожиданную адекватность. Тем не менее, он всего лишь один из первых. До момента, когда такая позиция станет доминирующей и позволит России переломить ситуацию в свою пользу, ещё очень далеко. Пока же приходится бороться с последствиями санкционной агрессии. В ходе чего возникают самые разнообразные проблемы, в том числе и внутри страны.
К примеру, принятие в РФ закона о легализации параллельного импорта породило целый ряд вопросов. Например, каким образом отделять параллельный импорт от контрафакта, определение которого в законе, в том числе, и таково: «оригинальная продукция, ввезённая в ЕАЭС без согласия правообладателей».
В связи с чем появляются сложности, связанные с изменениями в законодательстве, ведь подобное подпадает не только под административную, но и под более серьёзную, уголовную ответственность. Законы об интеллектуальных правах в целом вполне действуют, а значит, сохраняется и возможность их защиты в законном порядке. Сдвиги по отдельным направлениям имеются, в том числе и в правоприменительной практике. Впрочем, очевидно, что снятие таких противоречий — вопрос времени.
Главная проблема с параллельным импортом в другом — это вопрос его качества. А также то, каким образом обеспечить отличие оригинальных товаров от действительных подделок. Пока что проблему можно решить в только в абсолютно абсурдном формате — при помощи введения единой государственной системы (ЕГС) по маркированию продукции параллельного импорта. Хотя какое время — такие и решения.
Чисто технически это реализовать несложно: создать некую процедуру, при которой условные «параллельные импортёры» будут регистрироваться и указывать свою схему поставок, получая официальное утверждение и маркировку своей продукции. Но на практическом уровне реализация этого сомнительна.
Во-первых, такие регистрирующиеся могут быть уязвимы для «западных партнёров», во-вторых, здесь может быть велик и коррупционный момент. Соответственно, куда больше вероятность деградации таких потоков с точки зрения потребителей посредством массового завоза низкокачественного контрафакта. Или (что также вероятно) постепенная консолидация основных потоков параллельного импорта и направление их через условный «госкомитет импортного снабжения». Но при нынешней ситуации и характерном для неё полном отсутствии курса на поддержку потребительской экономики куда более реален, к сожалению, первый вариант.
В плане товаров промышленного потребления положение дел выглядит куда более оптимистично. Здесь главным вариантом развития системы параллельного импорта является создание организаций на базе ЕАЭС, получающих российский кредит на закупку необходимого оборудования и не возвращающих его, за чем следует конфискация данной техники в счёт погашения долга РФ. Возможны также и лизинговые схемы (тоже на базе ЕАЭС).
С другой стороны, подобные схемы будут в первую очередь осуществлять компании, имеющие финансовые и административные возможности для таких вещей. А это означает отсечение от параллельного импорта малого и среднего бизнеса. Он просто не сможет реализовывать подобные варианты самостоятельно и в худшем случае отправится на рынок перепродажи подделок. Что, мягко говоря, нехорошо.
При том, что для системообразующих предприятий такие схемы проблему решат. Так что сейчас необходимо вплотную заняться этой стороной вопроса. Не забывая, впрочем, и обо всех остальных.
Читайте по теме: О консолидации Запада: ответ не России, а всему миру
Павел Кухмиров