Севастополь

Непобедимый и легендарный: 280 лет назад родился Фёдор Ушаков

Его слава не меркнет в веках, а финал жизни может показаться неожиданным.

Памятник Федору Ушакову в Кронштадте

Родившийся и умерший вдалеке от Севастополя, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков относится к числу людей, имя которых для жителей нашего города свято. Знают его и далеко за пределами Севастополя и всей России. Ведь речь идёт об одном из знаменитейших флотоводцев, заслуги которого не оспаривались даже соперниками.

Неожиданный враг

Четвёртый ребёнок в крайне небогатой семье отставного сержанта лейб-гвардии Преображенского полка, Фёдор Ушаков появился на свет 24 февраля 1745 года в селе Бурнаково неподалёку от Ярославля. В 16 лет поступив в Морской кадетский корпус, он окончил его в 1766 году и был произведён в мичманы. Сначала служил на Балтийском флоте, затем, в декабре 1768-го, был отобран вице-адмиралом Алексеем Сенявиным, лично подбиравшим подчинённых, для службы в составе вновь создаваемой Донской (Азовской) флотилии.

В 1769 году Ушаков получил чин лейтенанта. Командовал он сначала прамом (плоскодонным боевым парусно-гребным кораблём), а в августе 1772 года, в возрасте 27 лет, стал командиром палубного бота «Курьер». Все этапы карьеры молодого офицера перечислять не будем, однако проявлял он себя неизменно с самой лучшей стороны.

Спустя год после окончания Русско-турецкий войны 1768–1774 годов Ушаков был вновь переведён на Балтийский флот. Командовал фрегатом «Северный орёл», в 17761779 годах участвовал в средиземноморском походе, а затем — как указывают историки, по протекции Григория Потёмкина — был назначен командовать императорской яхтой.

Очень многие, если не все, на его месте решили бы, что жизнь удалась. Но Ушакова такой жребий не прельщал: он хотел настоящего дела и вскоре добился перевода на линейный корабль. С 1783 года Фёдор Ушаков участвует в создании Черноморского флота. В том числе — в постройке кораблей в Херсоне, где разразилась эпидемия чумы.

К сентябрю 1783 года работы, несмотря на всю их чрезвычайную важность, пришлось приостановить. И здесь Ушаков проявил себя не только как способный офицер, но и как прекрасный организатор и просто умный человек: в его команде смертей от чумы не было. Во время своих предыдущих переходов молодому офицеру приходилось встречаться с эпидемией оспы. И, возможно, это помогло избежать ещё более страшной опасности: Ушаков вывел свою команду из города и приказал обнести лагерь камышовым плетнём, выход за пределы которого был запрещён. Весь личный состав разделился на небольшие группы, жившие автономно друг от друга — матросам запрещено было даже разговаривать при встрече, не отвернувшись друг от друга. Применялись также обтирания уксусом и размельчёнными травами.

Эпидемия пошла было на убыль, но, как только постройка кораблей была возобновлена, вспыхнула с новой силой. Бороться с чумой пришлось уже в казармах, однако и здесь успехи Ушакова были так заметны, что светлейший князь Потёмкин, получавший от императрицы Екатерина горячие просьбы во что бы то ни стало остановить заразу, решил его опыт изучать и тиражировать. Поэтому Ушаков написал для него подробную докладную записку, дополненную схемами степного лагеря и казармы.

В конце 1784 года, когда зараза уже отступила, Фёдор Ушаков был произведён в капитаны 1 ранга. А годом позже за грамотные и решительные действия во время эпидемии получил свой первый орден — Святого Владимира 4-й степени. В том же 1785 году он прибыл на 66-пушечном линейном корабле, построенном в Херсоне, в Севастополь, где принял участие теперь и в создании города.

«Отлично знающ, предприимчив»

После начала в 1787 году Русско-турецкой войны Ушаков руководил авангардом севастопольской эскадры под началом графа Войновича (именно Войновичу город обязан названием Графской пристани). Командуя кораблём «Святой Павел», ярко проявил себя в битве у острова Фидониси (он же о. Змеиный) 14 июля 1788 года. При соотношении 1120 турецких орудий против 550 российских турки были разбиты и ушли к румелийским берегам, а севастопольская эскадра вернулась в родной порт для ремонта.

В 1788 году, то есть в возрасте 33 лет, Ушаков был назначен командующим Севастопольской эскадрой и портом, а ещё через год получил чин контр-адмирала. Именно благодаря ему совершился переход от принятой в те годы линейной тактики морского боя к тактике маневренной. Кстати, Войнович непосредственного участия в трёхчасовом сражении у Фидониси не принимал. Заслуги Ушакова, которого Потёмкин характеризовал словами «отлично знающ, предприимчив и охотник к службе», были оценены по достоинству, Войнович же был назначен руководителем Черноморского адмиралтейского правления.

В 1790 году, когда турки готовилась высадить десант в Крыму, дорогу им вновь преградил Ушаков. Бой состоялся в районе Керченского пролива. При перевесе в орудиях (1100 турецких против 836 русских) противник имел все шансы на триумф, однако серия блестящих и неожиданных решений Ушакова, включая угрозу взять противника на абордаж, вновь обеспечила победу русским кораблям.

Нестандартность решений Фёдора Ушакова ещё не раз приносила флоту успех. Так было в сражении и у мыса Тендра (1360 турецких орудий против 836 русских), и у мыса Калиакрия. В первом бою турки потеряли убитыми и ранеными 5,5 тысячи человек, у русских же был убит 21 человек и ранено 25. Такую разницу трудно себе представить, объяснить же можно лишь исключительным военным искусством и матросов, и командующего. Оба боя были для русских наступательными: каждый раз Ушаков смело маневрировал, к тому же каждый раз ставил свой корабль передовым, воодушевляя подчинённых собственным мужеством.

Когда очередная война закончилась, Фёдор Ушаков смог вплотную заняться строительством Севастополя — не только казарм и госпиталей, но и дорог, рынков, системы водоснабжения города. Но в 1798 году он, теперь уже вице-адмирал, был назначен командующим российской эскадрой в Средиземном море. Задачи перед ним император Павел I поставил немалые: овладеть Ионическими островами, блокировать французские войска в Египте и содействовать антифранцузской коалиции (конкретно — эскадре ещё одного легендарного флотоводца контр-адмирала Нельсона) во взятии Мальты.

Об этом периоде жизни Фёдора Ушакова можно рассказывать долго — греки до сих пор чтят его память, а бюсты адмирала установлены и в Греции, и в Италии. Когда в 1800 году эскадра под командованием теперь уже адмирала Ушакова возвращалась домой, в знак признательности ему подарили большую золотую медаль с его портретом, а также изображением крепости Корфу, островка Видо и боевых кораблей. Кроме этого, медаль украшали надписи «Доблестный благочестивый Федор Ушаков, главнокомандующий русским флотом» и «Всех Ионических островов спасителю Кефалония».

Жизнь после славы

Казалось бы, в последние годы жизни адмирал должен был лишь собирать дань восхищения и греться в лучах славы. Но этот этап его жизни выглядит довольно неожиданно. Назначенный в мае 1802 года командиром Балтийского гребного флота, 17 января 1807 года он по собственному прошению был уволен в отставку «с мундиром и пенсией». Финал жизни Ушакова мало соответствовал представлению о почёте и богатстве, которые, казалось бы, должны были сопровождать его до самого конца. Зато этот финал полностью соответствовал его натуре. Отказавшийся в своё время от командования императорской яхтой и выбравший вместо этого путь, полный опасностей для себя и пользы для флота, адмирал тихо и скромно жил в купленной им в 1810 году деревне Алексеевке (тогда — Тамбовской губернии, сейчас — Темниковского района Республики Мордовия).

Конечно же, соседи его знали. В 1812 году местные жители избрали Ушакова главой ополчения Тамбовской губернии, однако возраст (67 лет) и состояние здоровья заставили его отказаться от этой почётной должности. Зато сделанные им к тому времени сбережения были пожертвованы на формирование Темниковского полка и обустройство госпиталя.

Хорошо знали Ушакова и в расположенном неподалёку Санаксарском монастыре. Вот как описывал последние годы его жизни в письме к архиепископу Тамбовскому Афанасию иеромонах Нафанаил:

«Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своём из Санкт-Петербурга около восьми лет вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в Великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. <...> Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину».

Умер легендарный флотоводец, имя которого гремело по всему миру, 2 октября 1817 года, в возрасте 72 лет. Отпевали его при большом стечении народа в скромной Спасо-Преображенской церкви города Темникова. Когда гроб хотели положить на подводу, люди сделать этого не дали: до самой Санаксарской обители, где и был похоронен Фёдор Ушаков, его несли на руках.

Нельзя не сказать и о том, что после революции 1917 года построенная над могилой адмирала часовня была разрушена. Во время Великой Отечественной войны, когда возникла необходимость в воодушевляющих примерах из прошлого и в СССР начали один за другим снимать фильмы о военачальниках прежних времён, была создана государственная комиссия, которая вскрыла могилу Ушакова. По найденному в ней черепу был восстановлен облик этого человека, а сама могила взята под охрану государства.

С первого взгляда может показаться, что жизнь легендарного адмирала и тихого жителя российской глубинки словно сшита из кусков разных и по качеству, и по цвету тканей. Но это только кажется. Какими бы блистательными ни были его победы, этот человек всегда считал своей заслугой, что не потерял ни одного корабля и ни одного попавшего в плен офицера или матроса. И в начале 2000-х, когда шла подготовка к канонизации Ушакова, в документах говорилось, что «сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».

Так что никакого противоречия между разными этапами жизни Фёдора Ушакова на самом деле нет: вся эта жизнь — пример заботы о вещах по-настоящему важных.

Ольга Смирнова

1361
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (6 голосов)

Обсуждение (4)

Profile picture for user Мелита
2497
Мелита

Славный и непобедимый, наш легендарный герой для подражания и примера потомкам. И это Наш, нашей земли воин....

Profile picture for user Tim Tomas
6404
Tim Tomas

Узнав о победе Ушакова, Суворов воскликнул: "Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!"

Profile picture for user Алексей Макушин
380
Алексей Макушин

Федор Ушаков — образец беззаветного служения Родине и искренней заботы о людях. Руководителям Севастополя в пример!

Profile picture for user sapun
8881
sapun

И при том служилось ему несладко. Граф Мордвинов, Д.Н. Сенявин немало крови попортили.

Главное за день

Первая из тройки покушавшихся на главу Крыма получила приговор

Для своих целей террористы даже нашли противотанковую мину.
10:20
1
482

Зеленский в Стамбуле не дождётся ни Трампа, ни Владимира Путина

Об этом сообщают официальные и полуофициальные источники.
09:46
3
733

В турецкую столицу прилетел борт спецотряда «Россия»

Российская делегация для переговоров с Украиной, возможно, уже в Стамбуле.
07:15
0
673

В Севастополе «нормальный дом» вызвал споры архитекторов

Дискуссия началась с балконов и закончилась точечной застройкой.
15:02
8
3653

Севастопольский характер Вячеслава Яковлева: мемориалы, черти и хлеб с сахаром

Историю скульптора рассказывает его друг Владимир Адеев.
20:02
3
1134

Чего ждать от крымской клубники в этом году?

Пока одни ставят на урожае крест, другие пророчат рост объёмов.
18:14
1
2545