Практически весь 2023 год учёные Севастополя и Херсона исследовали самую протяжённую реку Крыма — Салгир. На днях завершились лабораторные анализы отобранных проб воды, донных отложений и рыб. Результатами поделилась с ForPost начальник экспедиции, ведущий научный сотрудник отдела радиационной и химической биологии ФИЦ ИнБЮМ, кандидат биологических наук Людмила Малахова.
Река под микроскопом
Во время исследований научные сотрудники Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН (Севастополь) и Научно-исследовательского центра пресноводной и солоноватоводной гидробиологии (Херсон) установили станции для отбора проб вдоль всего течения Салгира: от села Доброе Симферопольского района до села Изобильное Нижнегорского района.
К удивлению участников экспедиции, речная вода, набранная в урбанизированных окрестностях столицы Крыма, оказалась чистой. Зато ниже по течению — вблизи села Молочное Красногвардейского района — предельно допустимая концентрация (ПДК) для рыбохозяйственных водоемов запрещённого в России инсектицида ДДТ, дихлордифенилтрихлорметилметана, была превышена в четыре раза.
Получив такие результаты, учёные решили сузить зону поисков, установив станции чаще, на расстоянии менее 10 км. Кроме этого, стали брать на анализы не только воду, но и донные отложения, а также гидробионты — пресноводные организмы, постоянно обитающие в водной среде.
«Вода показывает сиюминутное состояние экосистемы: после того, как мы отобрали пробу, через два часа зафиксированное загрязнение может снести ниже по течению, и в этом месте его больше не будет. За счёт самоочищения реки все вещества, которые плохо растворимы в воде, как правило, абсорбируются на взвеси и оседают в донные отложения. Поэтому если высокие концентрации токсинов мы находим в пробах донных осадков, то можно говорить о том, что загрязнение русла происходит долгое время», — уточнила биолог.
Таким образом, осенью экспедиция взяла пробы на десяти станциях в среднем и нижнем течениях Салгира: в сёлах Симферопольского района Совхозное, Красная Зорька и Новоандреевка, в сёлах Красногвардейского района Новозуевка, Искра и Пятихатка, а также в сёлах Нижнегорского района Новогригорьевка, Семенное, Лиственное и Изобильное.
Таинственный источник
Результаты осенних исследований оказались ещё более неожиданными, чем летних: в районе сёл Искра, Пятихатка и Красная Зорька концентрация ДДТ и ПХБ (полихлорированные бифенилы) почти в три раза превышает показатели из окрестностей Молочного, которые изначально встревожили учёных.
«Донные отложения таких Севастопольских бухт, как Южная, Стрелецкая, очень загрязнены, в основном, промышленными веществами — полихлорбифенилами. При этом таких устаревших пестицидов, как ДДТ, которые ранее применялись в значительном количестве в сельском хозяйстве, в наших бухтах с каждым годом всё меньше и меньше, а в реке Салгир оказалось превышение именно этих агрохимикатов. Таких высоких концентраций, таких чётких указаний на исходный пестицид — ДДТ — я никогда не видела за 30 лет своей работы над проблемой загрязненности пестицидами окружающей среды», — подчеркнула Людмила Малахова, уточнив, что так масштабно Салгир исследовали в этом году впервые.
Сотрудникам ИнБЮМ удалось лишь косвенно определить источник загрязнения. По предположению собеседницы ForPost, запрещённые к использованию на территории РФ сельскохозяйственные химикаты могут храниться на одном из складов на берегу Салгира, откуда проникать в почву, а затем в реку. Впрочем, поиском места складирования пестицидов учёные не занимались — это дело природоохранных органов.
Учёные отбирают пробы воды в районе села Изобильное.
При этом, если среднее течение Салгира загрязнено, то его устье — нет. В районе села Изобильное Нижнегорского района концентрации токсинов в воде оказались меньше, а в заливе Сиваш, куда выносит свои воды река, загрязнения пестицидами учёные не обнаружили.
«Поскольку от Изобильного до Сиваша — ещё несколько километров реки, и течение здесь не такое быстрое, то река, видимо, успевает самоочиститься, не принося в залив загрязнения, которые, скорее всего, выпадают в речные донные отложения», — поделилась предположением биолог.
Рыбу есть можно?
Между тем то, что воды Салгира отравлены агрохимикатами, подтвердило и исследование рыбы, которую выловили ихтиологи экспедиции. Изучив внутренние органы нескольких экземпляров уклеи, шиповки, голавля и быстрянки, учёные выявили сильное загрязнение.
«Хлорорганические токсичные пестициды и ПХБ накапливаются в жирах рыб и не выводятся из организма: они сохраняются в неизменном состоянии даже в условиях жизнедеятельности организмов, за что названы стойкими органическими загрязнителями (СОЗ). Более того, эти вещества накапливаются в течение всей жизни гидробионтов и передаются по трофической цепи — от низшего звена к высшему, — предупредила Людмила Малахова. — Чрезмерное содержание в организме млекопитающих приводит к изменению метаболизма. Выявлено, что эти вещества являются эндокринными разрушителями и действуют на иммунную систему».
Необходимо отметить, что предельно допустимая концентрация СОЗ в съедобных частях отловленных особей рыб не была превышена, но учёные анализировали только молодняк. В крупных особях показатели могут отличаться.
Читайте по теме: Севастопольские учёные рассказали о состоянии Чёрного моря
Напомним, в исследовании Салгира участвовали не только ихтиологи и биологи, но и экологи. Именно состояние берегов и русла вызвало у них вопросы: после масштабной противопаводковой расчистки учёные отметили, что изменились биотопы, места обитания рыб и подводных растений.
Пелагея Попова
Фото предоставлено Людмилой Малаховой