В эти выходные в Севастополе состоялась необычная экскурсия, участники которой прошли по тропам основателей города. Многие с удивлением узнали: героическое прошлое у нас под ногами,а ещё мы ходим по колоссальным запасам нефти.
В воскресенье краевед-энтузиаст Ольга Сергеева провела вторую экскурсию из цикла «Не парадный Севастополь». Первый раз, 14 января, любители истории Севастополя в научно-популярном формате исследовали Аполлоновку. Вчера в сопровождении своего бессменного гида они начали прогулку из самого сердца Севастополя– местности Пересыпь.
Пересыпь — так называется район железнодорожного вокзала. В период основания Севастополя здесь была вода и заболоченные места –разлив Южной бухты. А когда город начал интенсивно застраиваться, сюда начали ссыпать остатки скалы, которые спиливали под строящимися на холмах домами, отсюда и название – Пересыпь. В те времена Красная горка носила название Зелёная, потому что здесь жили «зеленчуки», бедные слои населения. Также её называли Сахарной головкой и Мекензиевой горкой. Эти названия не прижились, так как оказались не уникальными. В прежние времена в районе автовокзала были рынок и воинская часть, а ещё конечная трамвая. А в бассейне на железнодорожном вокзале жили золотые рыбки.Именно с этих мест начал расти город, достойный поклонения.
Не многим известно, что Севастополь имеет уникальное геологическое расположение. Многочисленные балки образованы сдвигом океанических плит, которые как бы подпирают материковые плиты, а в местах разломов образуются, если так можно выразиться,нефтяные «подушки» – ещё одно неиспользуемое богатство Севастополя. Самые сейсмические опасные точки Севастополя – город Инкерман и район железнодорожного вокзала, поэтому тут нельзя строить высотки. Самый спокойный – Гагаринский район. Также для многих оказалось открытием, что в древности на месте Фиолента был действующий вулкан.
Но вернёмся к железнодорожному вокзалу. Его построил бывший крепостной Пётр Губонин, ставший впоследствии дворянином и великим меценатом. Отсюда экскурсия углубилась к Красной горке.
Оказалось, что в Сарандинакиной и Делагардовой балках до сих пор можно встретить довоенную и даже дореволюционную постройку. С ними соседствуют призраки некогда мощной промышленности: пивзавод, два хлебозавода – гражданский и военные, элеватор.
Здесь до сих пор растёт кедр, посаженный Александром Львовичем Бертье-Делагардом – русским французом, который также очень много сделал для Севастополя. Сейчас на месте его усадьбы — безвкусное частное строение, которое охраняет злая собака.
Здесь бок о бок с героической историей и многонациональной культурой ютятся сюрреалистические картинки из фантастических постапокалиптических фильмов.
Внутри холмов —многочисленные тоннели, которые образуют настоящий подземный город. Чем была эта длинная галерея, которая выходит в широкий прямоугольный зал? По одной версии это заброшенное бомбоубежище, по другой–подземный госпиталь. Всё это сейчас в открытом доступе и как следствие – завалено всевозможным мусором, закопчено факелами и кострами.
Ещё один «неприглядный» памятник находится на склонах Сарандинакиной балки под современным микрорайоном Острякова. Здесь располагаются руины большого средневекового пещерного монастыря, который сейчас больше походит на свалку. А ведь ещё недавно здесь даже табличка была, говорящая, что это памятник архитектуры
Тут и завершилась познавательная прогулка, которая заняла без малого три часа.Идея проведения таких «свободных» экскурсий, как рассказала ForPost Ольга Сергеева, возникла спонтанно, родилась в споре с крымскими соседями.
«Я буду водить такие экскурсии, насколько хватит моих сил. Наверное, севастополец – это тот, кто любит свой город и очень хорошо его знает. Это самое главное. Причём знать нужно вот эти тонкости и нюансы, потому что в этом и есть наша уникальность. Я считаю, что об этом нужно постоянно говорить и не в карман, не урвать, а сделать для людей», – пояснила энтузиастка.
Во время этой прогулки возникло много интересных вопросов, ответы на которые впоследствии могут перерасти в полноценные экскурсионные маршруты, такие как «Тайны севастопольских тоннелей», «Максимова дача и её основатель», «Севастополь подземный», «Севастопольский трамвай».
Напомним, 22 января в Севастополе также стартовал краеведческий экскурсионный проект на открытом воздухе «Академия Херсонеса», организованный активистами общественной организации «Севпарки» совместно с археологом Людмилой Ковалевской. Анонсы новых экскурсий нужно отслеживать в социальных сетях.
Власта Пидпалая
Фото автора
Обсуждение (19)
а есть сайт или страничка в соцсети, где можно почитать о всех известных забытых уголках Севастополя?
Пять баллов!
Жаль, узнал постфактум. А где бы анонсы будущих экскурсий посмотреть?
Познавательно!!!!
Очень интересно. Спасибо, Власта!
Балки у нас живописные:

Многочисленные балки образованы сдвигом океанических плит, которые как бы подпирают материковые плиты, а в местах разломов образуются, если так можно выразиться,нефтяные «подушки» – ещё одно неиспользуемое богатство Севастополя. Самые сейсмические опасные точки Севастополя – город Инкерман и район железнодорожного вокзала, поэтому тут нельзя строить высотки. Самый спокойный – Гагаринский район. Также для многих оказалось открытием, что в древности на месте Фиолента был действующий вулкан.
Сок мозга!
Многочисленные балки Гераклейского полуострова образованы в результате трещиноватой тектоники и водной эрозии, ближайшая океаническая плита (тихоокеанская) находится в 9000 км к востоку.
Нефтеносность региона такой же миф, как и подземные пирамиды под Севастополем. Впрочем автор у этих двух идей один и тот же.
Самая сейсмоактивная территория Севастополя - Байдарская и Варнутская котловины, а самая спокойная - Северная сторона.
Ну и открытие можно заодно закрыть - вулкан был в сотнях километрах южнее, на месте современного дна Черного моря. На Фиоленте находится только часть купола, которая туда попала вероятно из-за взрыва вылкана
Подозреваю, что с исторической частью экскурсии такие же проблемы
Что непарадный, то не парадный Севастополь. Ладно, под землей загажено - не видно. Но вот первые привокзальные улицы Красной горки "убиты" напрочь. И не кем-нибудь, а самими жителями. Такое в городе еще поискать надо. Может, власти наведут порядок в этом курятнике (если-уж экскурсии стали водить)? Или уже оставить всё как есть для полноты восприятия убогости. И неработающие пьяные "зеленчуки" пусть стаями шатаются с утра до вечера для законченной картины.
Здорово! Как присоединиться к группе? Как связаться? Когда и где следующая экскурсия? Есть ли сайт, электронная почта, телефон?
Хорошее дело. Особенно полезно на такие экскурсии ходить недавно приехавшим в город журналистам. В том числе, форпостовским, а уж "Ихней газеты" - в обязательном порядке.

Насчет нефти, правда, меня терзают сомнения. Как-то Гохом "пахнуло"
Но мало ли... может быть, просто не в промышленных масштабах.
Хотелось бы присоединиться к группе людей, любящих и интересующихся историей нашего родного города! Но где найти информацию о предстоящих экскурсиях? И так уже ДВЕ пропустили!
Цитата: " В прежние времена в районе автовокзала были рынок и воинская часть, а ещё конечная трамвая. А в бассейне на железнодорожном вокзале жили золотые рыбки.Именно с этих мест начал расти город, достойный поклонения."
"В прежние времена" - это когда?
Может быть тогда, когда Евгений Марков (автор "Очерки Крыма Картины крымской жизни, природы и истории")
писал эти строчки:
"Вези на Малахов!
Мы ехали от четвертого бастиона. Спускаясь к бухте, я был поражен величественною картиною разрушения, которая раскрывалась надо мною и вместе передо мною.
За бухтою, на высоком и плоском полуострове, прежде всего бросающемся в глаза, стоят особняком громадные корпуса в три и четыре этажа, иные чуть не четверть версты длины, превращенные в решето… Это не дома, а целые города. Это был самый эффектный пункт севастопольского пейзажа, который встречал первый взор путешественника, въезжавшего в гавань. Это были госпитали и казармы моряков, — гордость и краса города. Надо было проезжать у подножия, между их развалинами.
Все, чем поражает пустота и мертвенность севастопольских улиц, здесь соединено в самой сильной дозе."
и далее:
"Не знаю, кто собственно разорил так эти исполинские постройки. Говорят, наши взорвали их, уходя. Может быть, и так; но, во всяком случае, не мало сделали и ядра неприятелей. Уцелевшие стены избиты ядрами и даже пулями.
Я видел ядра, засевшие глубоко в стену; другие пробили себе навылет слуховые окна; множество оставили только впадины и следы прикосновения. Но ни одна постройка не хранит на себе столько подобных следов, как стена доков, выходившая лицом к неприятелю.
Это была, по-видимому, любимая мишень французских и английских батарей. К ее несчастью, она приходится как раз в интервале между третьим бастионом и Малаховым Курганом,
а против нее, как нарочно, высится холм, который был занят неприятельскими орудиями. На этой стене буквально нет живого места; она кажется со стороны рябою.
Это была какая-то бешеная шутка, игра бесконечно азартная. Тут заметно больше, чем одно исполнение необходимости: тут заметно наслаждение".
to Игорь Скай Жаль, узнал постфактум. А где бы анонсы будущих экскурсий посмотреть?
ТЮ! А что Вам мешает от Максимовой дачи пройти пешком до Красной горки?
to sevnavigator (Севастополь) Первый железнодорожный вокзал в Севастополе появился в конце XIX века.
А когда в Севастополе появился ВТОРОЙ железнодорожный вокзал?
Но вернёмся к железнодорожному вокзалу. Его построил бывший крепостной Пётр Губонин, ставший впоследствии дворянином и великим меценатом.
проект п\п-ка Еранцева, мне помнится он и строил. Возможно правы Вы.
ТУРЗ (Севастополь-Вифлеем) Цитата: В прежние времена в районе автовокзала были рынок и воинская часть, а ещё конечная трамвая. А в бассейне на железнодорожном вокзале жили золотые рыбки.Именно с этих мест начал расти город, достойный поклонения. В прежние времена - это когда?
В начале 50-тых примерно правее нынешнего МФЦ ( бывших ж/д касс ) был бассейн ( или фонтан ? ) с рыбками .В районе левого крыла МФЦ шли рельсы от путей через проезжую часть дороги на Малахов , и кончались ж/д тупиком.
Чуть дальше памятника Матросу Кошке в сторону Малахова кургана справа от дороги был крутой склон ( как насыпь ) , он шел в Доковый овраг . На дне оврага было старое кладбище , на нем были мраморные памятники. Поговаривали , что на нем похоронена Даша Севастопольская.
для тех кто пропустил - видоверсия экскурсии https://www.youtube.com/watch?v=akuI0A2sEug