Искусству прошлых эпох становится всё сложнее противостоять времени, особенно когда против него играют ветер, дождь, солнцепёк и руки вандалов. В борьбе с разрушением и забвением помочь может только человек. Именно такой работе посвятил себя крымский художник Игорь Гладких, который уже несколько лет создаёт каталог крымской мозаики.
С пометкой «курортное»
В период советской власти монументальное искусство было одним из инструментов передачи идей и ценностей, отстаивавшихся на уровне государства. Так на стенах жилых домов, больниц, школ и других зданий СССР появлялись мозаичные панно, которые быстро стали частью жизни простых граждан.
«Партийная, пионерская, о спорте и важности лечения — мозаика окружала меня с детства и настолько приедалась, что переставала привлекать внимание», — поделился собеседник ForPost.
Всё изменилось, когда художник перебрался в Крым. Про себя Игорь Гладких часто называет полуостров «мозаичным заповедником»: сохранившиеся в регионе панно и скульптуры удивляют его не только количеством, но и тематикой.
Пейзаж в осенних тонах можно найти на остановке «Родниковое».
Например, в отличие от той же Москвы, в Крыму гораздо реже встречаются агитационные композиции. Здесь, как и на черноморском побережье Кавказа, преобладают курортные сюжеты. Кроме того, встречаются абстракция, образы животных, античные истории и сюжеты русских сказок. Чаще всего встретить отзвуки былого искусства можно на остановках.
«В России такие остановки не особо распространены. Они встречались мне чаще прочих только в двух оздоровительных регионах. Как я понимаю, для Крыма и Кавказа была разработана специальная программа мозаичного украшения», — выдвинул гипотезу Игорь Гладких.
Читайте по теме: Уникальные мозаичные тюльпаны в Евпатории оказались ничейными
Персики, каналы, лыжи
Свою роль в сюжетном оформлении маршрутных остановок играло и их расположение. Например, прибрежные остановки действительно чаще украшены каким-то морским сюжетом. Так, рядом с Учкуевкой есть панно, которое изображает летящих над морем чаек. В то же время в Джанкое можно встретить сюжет об открытии Северо-Крымского канала, а остановку в Долинном украшают сборщицы персиков.
В Крыму нашлось место и для композиции о зимнем отдыхе. По словам Игоря Гладких, в Перевальном ему удалось найти остановку с изображением полностью экипированных лыжников. Композиция выполнена графитом.
Предположительно, композицию создали в шестидесятые.
А вот сам Крым художники-мозаисты практически никогда не изображают в своих работах. Как объяснил собеседник издания, это связано с тем, что регион известен своими пейзажами, а их очень тяжело передать в данном виде искусства.
Потерять прошлое
К сожалению, даже монументальному искусству трудно противостоять времени. Непогода, яркое крымское солнце и другие факторы день за днём разрушают эти памятники былой эпохи.
«После советского периода многие мозаики были забыты, если не разрушены. Но важно понимать, что Советский Союз, как бы там ни было, — это наша история. С разрушением данных остановок и скульптур мы теряем часть идентичности, аутентичной крымской культуры», — переживает Игорь Гладких.
В пример художник приводит статую огромного кита авторства Павла Грейсера в Приморском парке Алушты. Уже долгое время объект искусства нуждается в реставрации. Арматуры, установленные в основании, ржавеют, из-за чего в ближайшие годы кит может остаться без хвоста.
Читайте по теме: Общественность Евпатории просит спасти монументальную мозаику от демонтажа
Совсем недавно Крым также лишился двух мозаичных остановок в Новопавловке. Как Игорь Гладких рассказал в своих социальных сетях, в рамках ремонта дорог строители просто снесли эти остановочные пункты.
«А ведь, если бы я узнал про снос остановок раньше, можно было бы аккуратно демонтировать мозаику и украсить ей какие-нибудь невзрачные подпорные стены в Симферополе или той же Новопавловке», — написал художник в одном из своих постов.
От остановок остались одни руины.
Каталог Крымской мозаики
Теперь новопавловские остановки существуют только в фотографиях, которые Игорь Гладких успел сделать прошлым летом. Из своих фотохроник художник решил создать каталог крымской мозаики, чтобы привлечь внимание к существующей проблеме.
Все экземпляры коллекции Игорь Гладких находит самостоятельно. Он встречает остановки в рамках своих путешествий по Крыму.
«Потом либо специально приезжаю, либо, если есть возможность, делаю фотографии тут же. Отмечаю сохранность на момент съёмки», — поделился художник.
Отношение к мозаичному искусству современного поколения, по словам спикера, оставляет желать лучшего. На мозаики клеят объявления, фрагменты часто отбивают ради забавы, рисуют поверх панно краской из баллончика. Иногда бывают и трагикомичные ситуации: например, чтобы защитить мозаику села Осипенко от рук вандалов, местные власти… полностью закрасили её в белый цвет.
Оригинальное решение ещё больше подчёркивает проблему.
Однако создания каталога недостаточно, чтобы сохранить разрушающееся наследие. По мнению Игоря Гладких, оставшиеся остановки нужно как минимум приводить в надлежащее состояние: снимать объявления, смывать грязь, обновлять лаковое покрытие. Идеальным решением были бы реставрационные работы, но обычному человеку не под силу потянуть такие затраты.
«Мозаика — искусство достаточно дорогостоящее. Советским художникам смальту организовывало государство через художественный фонд, а сейчас каждую плиточку смальты я покупаю за свои деньги», — поделился художник-энтузиаст.
С государственной поддержкой, уверен собеседник ForPost, дело пошло бы легче. Но как привлечь внимание власть имущих к проблеме, Игорь Гладких пока не придумал. Поэтому пока что художник продолжает каталогизировать уникальные объекты, а в ближайшем будущем планирует привлечь к работе волонтёров либо подать заявку на грант.
Читайте по теме: Крымчан беспокоит судьба мозаичных работ скульптора Яковлева из Севастополя
Напомним, в 2023 году Крым лишился не только двух мозаичных остановок, но и целого ряда скульптур в сквере Симферополя. Мозаичные фигуры в сквере Ленина не пережили современного благоустройства, и место в центре столицы потеряло свою аутентичность.
Елена Фокина
Фото: Каталог Крымской мозаики|ВКонтакте, Игорь Гладких|ВКонтакте
Обсуждение (4)
В Массандре на остановке тоже убрали мозаику. Народ повозмущался, но никто из властей не придал этому значение.
Это наша история и кроме нас никто её не сохранит. Понаехам всё это неинтересно, денег не принесёт.
Только на энтузиастов надежда.
Разрушенные мозаичные остановки, это боль и сожаление по ушедшей (верней, разрушенной) эпохе. Не одному поколению они грели душу, свой красотой и неповторимостью, своеобразная визитка Крыма, особенно ЮБК. Неужели нельзя сохранить? Варвары!
У нас, в основной массе, народ очень дремучий в плане сохранения истории. Крымская мозаика - целый пласт искусства эпохи соцарта.