Причем за счет прихожан. Инициатива вызвала горячую дискуссию. Наибольшие опасения по этому поводу высказывают в Русской православной церкви — самой крупной в стране религиозной организации. О чем спорят между собой даже священнослужители, что больше всего угрожает российским храмам и как лучше их защитить — в материале РИА Новости.
Спецназ у храма
Совсем скоро в православных храмах по всей России (а их порядка 20 тысяч) будет не протолкнуться. Грядет предпасхальная пора — самая значимая в церковном календаре. В Вербное воскресенье (в этом году — 21 апреля), Страстную неделю и на саму Пасху (28 апреля) службы посещают даже те, кто в прочие дни в храм не заходит.
Так будет и в пережившей почти год назад нападение террористов Михайловской церкви Грозного. Четверо злоумышленников 19 мая ворвались на территорию храма и устроили перестрелку с сотрудниками МВД.
"Через окно я увидел боевиков с повязками на голове. Они были вооружены топориками, ножами и бутылками с зажигательной смесью. Мы сразу заблокировали дверь изнутри стулом и стали звонить в полицию. Если бы не стул — всех бы порезали, а храм сожгли", — рассказывает РИА Новости Сергей Евдокимов, находившийся в церкви в момент нападения.
В итоге — трое погибших, террористы уничтожены. Естественно, меры безопасности усилили. По словам протоиерея Сергия Абазова, тогдашнего настоятеля храма, на приходской территории установили камеры видеонаблюдения, а на входе — рамку металлодетектора.
"Каждое воскресенье или в большой праздник по всему периметру церковной ограды — спецназ, полиция и так далее", — говорит священник.
Спустя несколько месяцев после трагедии отца Сергия перевели в Махачкалу. Там тоже православные храмы усиленно охраняются, но, в отличие от Грозного, далеко не все прихожане при этом чувствуют себя спокойно.
"Кто-то при виде вооруженных людей у храма пугается, а кто-то вообще против предпринимаемых мер. Но это в основном те, кто не слышал о нападениях на церкви", — объясняет протоиерей.
"Растеряем прихожан"
Недовольство прихожан объяснимо: далеко не все способны сосредоточиться на молитве и размышлениях о вечном (за этим, собственно, и приходят в храм), зная, что поблизости находятся вооруженные до зубов правоохранители. Недаром ведь храм называют местом, где можно отвлечься от мирской суеты. А получается, что человека встречают, как на вокзале — видеонаблюдением, металлодетекторами и охранниками.
Именно эти опасения пытаются донести до властей представители Русской православной церкви. Не все положения требований правительства "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций" устраивают паству. Это признали, в частности, на последнем заседании Межрелигиозного совета Российской Федерации.
"Исходя из моего предыдущего опыта, очень важно, чтобы, стараясь обеспечить безопасность наших объектов — извините за термин, мест, куда мы приходим помолиться, не перегнули палку, не доводили это до абсурда и таким образом не растеряли прихожан", — подчеркнул на заседании экс-глава ФСБ Сергей Степашин.
Три уровня защиты
Что же предлагает Федеральная служба безопасности? Всем религиозным объектам присвоить одну из трех категорий террористической угрозы. Этим должна заниматься специальная комиссия. Критерии разные — учитываются как архитектурные и инфраструктурные особенности сооружения, его вместимость, так и статистика совершенных/предотвращенных терактов в регионе.
Чем выше степень угрозы, тем больше нужно технических "примочек". Если в храмах третьей категории достаточно ежедневного осмотра территории и помещений, то молельни первой категории должны быть оборудованы не только камерами, но и "средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, а также воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении".
А главное — установка всего этого хозяйства, равно как найм и содержание охраны, возлагается на приход, на прихожан.
"Руководитель организации отвечает за безопасность храма и его территории, а обеспечивают такую безопасность в большинстве случаев церковные сторожа, казаки, добровольцы из прихожан. Некоторые храмы нанимают специализированные охранные организации, но не все могут себе это позволить — такие услуги недешевы", — объясняет РИА Новости глава юридического отдела Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).
"Это очень дорого"
Настоятель Георгиевского собора в Кизляре иерей Павел Каликин был бы рад обзавестись системой видеонаблюдения. В феврале прошлого года в Прощеное воскресенье на его храм напал террорист: погибли пять прихожанок. После этого в церкви появилась "тревожная кнопка", по праздникам при входе устанавливают рамки, но этого все равно недостаточно.
"Взять что-то простое — по логике "лишь бы прилепить камеру" — не вижу смысла, а на действительно работающую систему наблюдения у нас нет средств", — сетует священник в беседе с корреспондентом РИА Новости.
С похожими проблемами сталкиваются не только настоятели храмов в небольших городках типа Кизляра, но и в крупных московских приходах.
Елоховский Богоявленский собор в центре Москвы ежедневно посещает множество людей, в воскресенье на службу приходят сотни верующих, а по самым большим праздникам — и тысячи. Приход бедным точно не назовешь.
"Конечно, расходы на безопасность существенные: ежедневно у нас дежурят охранники ЧОПа на внешнем периметре, добровольцы из прихожан внутри храма, ведется круглосуточное слежение через камеры наблюдения. Это где-то 20 процентов общего бюджета прихода", — рассказывает РИА Новости настоятель собора протоиерей Александр Агейкин.
"Если выполнять все требования, которые сейчас обсуждаются, бюджет охранных мероприятий выйдет далеко за 30 процентов. Во-первых, у лицензированных компаний, устанавливающих и обслуживающих системы безопасности, довольно серьезные расценки. И содержание технически необходимого по документу оборудования тоже накладно. Плюс все меры (например, по уровню освещенности. — Прим. ред.) не всегда возможно соблюсти, учитывая традиции православного богослужения", — уточняет протоиерей.
Кнопка против стрелка
Сейчас за порядком во многих российских церквях следят исключительно прихожане. В Елоховском соборе — тоже.
"Дело в том, что прихожане знакомы с православной традицией и знают внутренние правила общины", — отмечает отец Александр. К тому же, по его словам, приход не знает, кого именно присылают из ЧОПа на дежурства.
Опасения отца Александра понятны. В феврале 2014-го в Воскресенский собор Южно-Сахалинска ворвался сотрудник одного из местных охранных предприятий Степан Комаров и принялся стрелять по прихожанам. В результате — двое погибших, семеро раненых.
В храме была и "тревожная кнопка", и сигнализация, но это не помогло. "Если бы там стоял еще какой-то дежурный, у нас было бы не двое, а трое убитых. Я даже не представляю, что можно предпринять для защиты от хорошо подготовленного убийцы, который, получив оружие, целенаправленно идет убивать", — недоумевает настоятель собора протоиерей Виктор Горбач.
За пять лет на этот вопрос во многих православных храмах так и не нашли ответа. Не все ведь могут позволить себе вооруженную охрану.
Защита от воров
"Если в церковь заходят, например, пьяные или неадекватные люди, мы пытаемся образумить их, указывая на "тревожную кнопку", — говорит корреспонденту РИА Новости настоятель Казанского храма в Орске священник Максим Бражников.
Но не только пьяниц и "психов с улицы" следует опасаться верующим. Так как двери православных храмов открыты абсолютно для всех, находятся и охотники за иконами, и карманники.
"До революции таких церковных воров называли "клюквенниками". Мы тоже сталкивались с ними — в храме крали иконы и товары из лавки. У одной женщины как-то увели сумку, у другой — шубу", — описывает ситуацию РИА Новости настоятель расположенного напротив Кремля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
В итоге прихожане решили установить систему видеонаблюдения. Больше краж не было, хотя по большим праздникам в храме собирается почти две тысячи молящихся.
"Каноны такие системы слежения не запрещают. А то, что не все верующие поддерживают установку камер в храме, — это чисто психологический момент", — объясняет отец Владимир.
В пользу камер говорит и статистика. В Екатеринбурге, городе-миллионнике, где 65 храмов, в последние годы иконы крадут крайне редко. "Где-то один-два случая в год. А все потому, что повсюду камеры", — сообщил РИА Новости на условиях анонимности сотрудник местного СК.
"Паниковать не надо"
Среди настоятелей храмов высказывают опасения, что установка необходимых по новым требованиям систем безопасности потребует согласований не только с силовиками, но и, например, с Министерством культуры. Ведь немало храмов, находящихся в пользовании РПЦ, — памятники культуры регионального или федерального значения.
Впрочем, глава экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви протоиерей Леонид Калинин считает такие опасения надуманными.
"Вообще, надо уходить от своеволия в этом вопросе. Следует действовать в рамках правового поля страны: есть территориальные инспекции по охране культурного наследия, настоятель должен войти в контакт с инспектором, предложить план по оборудованию храма, получить соответствующее согласование. Ничего сложного. И когда поднимают панику — это, на самом деле, как говорится, выеденного яйца не стоит. Это нужно делать для безопасности прихожан", — подчеркивает он.
"Без учета специфики"
С точки зрения законодательства на данный момент безопасность храмов регламентируется постановлением правительства от 25 марта 2015 года "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Само собой, не все правила, применимые, скажем, к защите стадиона, уместны в храме.
"Данное постановление не учитывает внутренние установления религиозных организаций и позволяет разместить, к примеру, видеокамеру там, где проходит исповедь", — говорит игуменья Ксения (Чернега).
Именно поэтому Русская православная церковь, по ее словам, хочет направить предложения к документу, разработанному ФСБ. Так, "следует особо оговорить вопрос обеспечения безопасности в дни массовых религиозных праздников".
Не все гладко и с обсуждаемым проектом документа об антитеррористической защите религиозных объектов, обязывающим, в частности, всех работников храма — то есть официально трудоустроенных граждан — ежегодно участвовать в учениях.
"Мы считаем, что религиозные организации не относятся к той категории организаций, где должны проводится такие учения", — отмечает юрист РПЦ.
Однако если говорить в целом, четкого понимания того, "где кесарево, а где Божие", все еще нет.