Крым

Мягкое золото: как в Крыму создают шубы от-кутюр

Машинному производству на полуострове предпочитают ручной труд.

Фото:
Елена Фокина|ForPost
На создание шубы уходит не более 48 часов.

Уже более 30 лет в Крыму продолжает функционировать единственная на весь регион фабрика по пошиву тёплой одежды. Спрятанная от чужих глаз среди частных домовладений, она выпускает шапки, варежки и шубы, придерживаясь традиционных технологий выделки меха. Как всего за двое суток мастера превращают шкурки в шубы, узнал ForPost.

Мягкое золото

Единственная в Республике Крым фабрика по производству шуб расположилась в посёлке Малый Маяк под Алуштой. Здесь, на небольшом пятачке, несколько десятков людей трудится над созданием самого традиционного вида верхней одежды, а именно — шуб.

«Мы создаём шубы из меха чернобурки, рыси, шиншиллы, соболя и норки», — перечислила директор меховой фабрики «Дуэт» Элина Горячева.

Шкурки соболя.

Традиционно работа над будущим изделием начинается с подбора материала. Именно он в дальнейшем определяет, в какой ценовой сегмент попадёт готовая шуба, и как долго она сможет прослужить своему владельцу. Как объяснила в беседе с изданием Элина Горячева, срок службы шуб зависит от длины волоса опушения.

«Чем длиннее волос опушения, тем быстрее он заламывается, и тем меньше носится шуба. Поэтому, например, лисица носится 3 сезона. Норка — 7 —10 сезонов. Соболь — 10 сезонов. Эталоном износостойкости является нерпа, она коротковолосая, носится до 20 сезонов», — пояснила директор фабрики.

А вот на формирование цены влияют уже другие факторы. Среди них ареал обитания животного, метод добычи меха и его цвет. По этим критериям первенство в России уже многие века держит русский баргузинский соболь, мех которого принято называть «мягким золотом», и который охотники добывают на Байкале. В Крым шкурки этого маленького лесного зверька привозят из Санкт-Петербурга, где каждую весну проходят крупные пушные торги.

В среднем, по словам Элины Горячевой, сейчас цена на одну соболиную шкурку может варьироваться от 14 до 32 тысяч рублей. Всё зависит от её цвета и седины: тёмный, почти чёрный мех с сединой на концах ценится дороже остальных.

«Поэтому варьируется и цена шуб: одна и та же модель, в зависимости от применяемого сырья, будет стоить разных денег, хотя с виду по лекалу они идентичны», — пояснила собеседница издания.

Мастер работает за переворотным столом.

Нужно двое суток

После закупки шкурки попадают на стол наборщика. Его задача — рассортировать мех по переходам цвета и высоте волоса так, чтобы позже их можно было собрать в единое изделие. Несмотря на распространённую гипотезу о том, что женщины лучше различают цвета, с работой наборщиков, по словам директора фабрики, качественнее справляются мужчины.

Затем происходит дефектовка. Во время этого процесса мастер осматривает все шкурки на предмет потёртостей, свалянной шерсти, вихров и закусов — бывших ран зверька, на месте которых темнеет кожа.

«Мы убираем все обнаруженные дефекты, и переносим готовые к работе шкурки на разрезание», — объяснила Элина Горячева.

На данном этапе мех превращается в полноценные детали будущей шубы. Работники раскладывают шкурки на специальном столе с закреплёнными лекалами и кроят, а затем отпаривают. Пока обработанные элементы высыхают и приобретают нужную форму, доску стола переворачивают и продолжают работу над другими изделиями на другой его стороне.

Затем все детали собирают воедино. Это тоже делается вручную: умелые швеи-мастерицы сшивают вместе все шкурки и пришивают к изделию шёлковую подкладку. По словам директора фабрики, пристрочить подкладку можно было бы и с помощью машинки, но тогда шуба получится не такой пластичной, удобной к телу.

«Поэтому применяется традиционное скорняжное дело (дело мастера по выделке меха — Прим.), каждый шовчик простёгивается вручную. Вся работа по созданию шубы с нуля занимает у мастеров не более 48 часов», — поделилась Элина Горячева.

Готовые изделия помещаются в специальный холодильник, где проводят большую часть времени. Там для них искусственно поддерживают нужные условия: чтобы мех не пересыхал, влажность воздуха сохраняют на уровне 60%, а температура всегда держится в низких значениях. Раз в месяц она опускается до -20, потом плавно возвращается в пределы от +2 до +8.

Швы на подкладке, сделанные вручную.

Огромная машина

Помимо услуг по пошиву одежды, фабрика предоставляет своим покупателям дополнительный сервис: талоны на проведение химчистки. В случае загрязнения клиенты могут привезти шубу на предприятие, где ей вернут прежний вид. Для этого на одном из этажей установлена гигантская стиральная машина закрытого цикла.

Принцип её работы довольно прост. В маленький барабан в центре машины помещается изделие. Затем в один из клапанов наливается смесь перхлора и других соединений. Начинается процесс стирки. После того, как шуба вдоволь «искупается», жидкость откачивается во второй бак, и начинается сушка.

«А потом мы достаём свеженькую, чистую шубу. Помню, был интересный случай: 31 декабря люди купили белую шубу. А 2 января привезли её, залитую красным вином, на чистку. Мы, конечно, испугались, но машина справилась, отстирали», — смеясь, вспоминает Элина Горячева.

Однако больше двух таких ошибок мех своему владельцу уже не простит. По словам директора фабрики, в жизненном цикле шубы может быть не более двух химчисток, которые рекомендуется проводить не чаще, чем один раз в 3-4 года.

Дело в том, что с каждой стиркой из изделия вместе с грязью вымывается часть дубильных веществ, которые и придают шубе её эластичность и прочность.

Машина для чистки шуб занимает отдельную комнату.

Упёрлись в полоток

Как призналась в беседе с изданием директор уникального производства, в последнее время им приходится бороться с двумя проблемами. Первая из них связана с санкциями: шкуры некоторых зверей невозможно достать в России, потому что они здесь не водятся. Например, таких как канадская рысь. Чтобы заполучить мех, фирме приходится обращаться за помощью к посредникам, что неминуемо приводит к удорожанию изделия.

Вторая проблема носит более приземлённый характер. По словам Элины Горячевой, за 31 год существования фабрика просто «переросла» своё помещение на Южном берегу Крыма. Сейчас помещения площадью в почти тысячу квадратных метров с трудом хватает на нужды производства.

«Мы упёрлись в нашу площадь, поэтому сейчас реализуем инвестиционный проект по строительству новой фабрики. Она будет больше этой примерно в 5 раз», — поделилась планами Элина Горячева.

Как уточнили в пресс-службе Министерства промышленной политики Республики Крым, инвестиционный проект по созданию нового швейного цеха осуществляется в рамках свободной экономической зоны. Здание планируют построить здесь же, в посёлке Малый Маяк.

Впрочем, создание эксклюзивных изделий из меха — не единственный повод для гордости, когда речь заходит о лёгкой промышленности Крыма. Как рассказывал ForPost, с недавних пор на полуострове производят и мериносовую пряжу, изделия из которой так же, как и мех, отлично согревают в морозы.

Елена Фокина

1270
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (2 голосов)

Главное за день

Можно ли в Севастополе сделать полностью натуральный мёд?

Вкратце, если заниматься этим делом всерьез и с самоотдачей – да!
19:06
11
4738

На мысе Лермонтова в Севастополе продолжается «битва» частников и Минобороны

Российскому суду приходится всё глубже закапываться в нюансы украинской юриспруденции.
16:02
26
7423

Как крымские волонтёры делают наших защитников в зоне СВО невидимыми для тепловизоров

Тактические покрывала защищают не только людей, но и технику.
18:20
4
1093

«Севастопольэнерго» не подключает дом ветерана к свету даже после выигранной им кассации

Даже ежемесячные штрафы не могут заставить компанию выполнить свои обязательства.
14:02
14
3322

Севастопольские судебные приставы требуют освободить ТЦ «Московский» до 15:00

На выселение из помещений у предпринимателей остаются считанные часы.
12:00
34
9176