Перевозчики заявили о нехватке в мире нефтяных танкеров.
Тем не менее, вопрос о том, какие страны в перспективе будут наращивать нефтедобычу, нынче один из ключевых.
Нефтедобыча в четырёх ведущих государствах ОПЕК (в Саудовской Аравии, Ираке, Кувейте и ОАЭ) в первом месяце 2024 года оказалась ниже 19 миллионов баррелей в сутки (б/с), а это минимальная отметка с лета 2021 года, когда в некоторых странах и регионах ещё сохранялись локдауны.
На данный момент профицит мощностей нефтедобычи (так называют разницу предельно возможного и фактического уровня добычи) в странах Ближнего Востока, входящих в ОПЕК, в первом месяце 2023 года достигал почти 5 миллионов б/с, что также говорит само за себя.
Можно уточнить, что профицит мощностей является отражением потенциала наращивания нефтедобычи без учёта реализации дополнительных капитальных затрат. На данный момент этот профицит в ближневосточных странах уже превышает фактический объём нефтедобычи в такой стране, как Ирак (почти 4,5 миллиона б/с в первом месяце 2024 года). А Ирак — это второй по размеру производитель среди государств ОПЕК.
В то же время ОАЭ запланировали к 2027 году нарастить предельную мощность нефтедобычи до 5 миллионов б/с от теперешних 4 миллионов. Также и Саудовская Аравия планирует наращивание до 13 миллионов б/с от теперешних 12 миллионов. И это даже без учёта других углеводородов. На динамике нефтяного предложения в регионе Ближнего Востока будет активно сказываться и увеличение теневых иранских поставок в КНР, которые в минувшем году по объёму превысили 1,5 миллиона б/с. Но одновременно они ещё не достигли показателя 2018 года, превышавшего 2,5 миллиона б/с.
Потенциал увеличения нефтедобычи также имеется у таких стран, как Бразилия и Гайана. Их доля в строительстве плавучих установок по нефтедобыче, хранению и отгрузке нефти в период до 2030 года будет составлять около 40 процентов. Гайана имеет план по наращиванию добычи с теперешних более 500 тысяч б/с почти вдвое — до около 1 миллиона б/с в 2027 году. В свою очередь, в Бразилии аналогичные планы по наращиванию с 3 до 5 миллионов б/с на начало следующего десятилетия.
Прирост по предложению в США будет зависеть как от динамики сланцевой нефтедобычи, так и от темпа строительства новых экспортных терминалов SPOT в районе побережья Мексиканского залива. Данные терминалы должны позволить осуществлять отгрузку нефти для танкеров класса VLCC, что позволит нарастить нефтяной экспорт до 6 миллионов б/с от теперешних 4 миллионов и вывести США на второе место в мире по данному показателю после королевства Саудовская Аравия.
Помимо освоения сланцевых формаций «Вака Муэрта», которое может дать возможность Аргентине нарастить нефтедобычу в два раза к началу следующего десятилетия, это сыграет на усиление конкурентного фона на рынке нефти даже при учёте возможностей увеличения спроса в Индии. Однако, факт того, что ведущие нефтедобывающие страны продолжают наращивать инвестиции и развивать добывающие мощности, показывает, что до заката века углеводородов ещё далеко.
Павел Кухмиров