13 февраля в севастопольском информационном супермаркете «Атриуме» был вечер. У вечера был литературный вид и оригинальная внешность. Эти приметы непринужденно отражались в названии – «Любимое. Для своих». Своих собралось немало – приближающийся Святой Валентин настраивал севастопольцев на романтический лад. И все-таки не только конфетно-розовому празднику зрители были обязаны сложившейся атмосферой – подобные мероприятия происходят в «Атриуме» достаточно часто. Музыкально-литературные вечера сменяют открытые чтения, дискуссии чередуются с авторскими презентациями, так что многие из собравшихся не столько заглянули на огонек, сколько пришли освежить приятные впечатления.
В программе вечера были заявлены многие известные литераторы, но оригинальность названного проекта состояла в другом: приглашенные поэты и прозаики должны были прочесть не свои собственные, а любимые произведения других – классиков и современников. С одной стороны, подобный подход отпугивал некоторых не в меру эгоистичных писателей, а с другой позволял решившимся продемонстрировать свои реальные предпочтения.
Открывал чтения известный севастопольский поэт Михаил Капкин. После короткого вступительного слова модераторов (поэт Евгения Баранова и прозаик Платон Беседин) Капкин окутал публику туманом и дымкой лирической рок-поэзии – тексты Эдмунда Шкляркого, Бориса Гребенщикова, Ильи Калинникова , похрустывая и преломляясь , превращали площадку для чтения в островок серебряного декаданса.
Затем пришла очередь лингвиста Павла Поликарпова (Севастополь) – и тут гостей «Атриума» ждал обаятельный сюрприз: греческая поэзия как в переводах, так и на языке оригинала. Особенно запомнились произведения рано умершего греческого поэта Марии Полидури – их легкая искренность не имела национального окраса и потому была одинаково близка и украинской школьнице, и английскому профессору.
Пасторальную нежность происходящего буквально разорвал своим появлением у микрофона Джон Барулин – харизматический деятель севастопольского андеграунда. Энергично, жестко, пронзительно зазвучала любовная лирика Гумилева в вариациях Барулина. Нарочитая провокационность его высказываний окончательно расшевелила зал – и вовлекла, подобно модернистскому театру, зрителей в происходящее на сцене.
Настало время круглого стола – разделенного на две равные половинки: «Литература и Любовь» и «Любовь к Литературе». Основой первой части стал вопрос: так что же, собственно, такое современная литература – литература любви или ненависти? распада или позитива? Разумеется, мнения разделились: кто-то видел в современной литературной традиции лишь экзистенциальный упадок, кто-то подчеркивал чрезмерное обилие развлекательного контента.
В качестве умиротворяющей паузы было особенно уместным выступление Анны Любарской. Будучи сама достаточно успешным прозаиком, Анна выбрала для чтения прозу Туве Янссон – да-да, ту самую, про муми-троллей. Трогательные существа, казалось, заполонили собой не только сцену, но и книжные полки, проходы, даже кофейные столики! Каждый почувствовал себя ребенком, легонько прикоснулся к своим детским надеждам, увидел радугу в своем сердце.
Расслабленных и открытых, зрителей ожидала заключительная часть вечера – обсуждение второй предложенной темы и оставшиеся выступления на десерт.
Тема «Любовь к Литературе» – правда, сформулированная другим образом – поднимается литературным клубом «Атриума» не впервые. Это неудивительно: все -таки основной профиль информационного супермаркета именно книги. Да и писателей – начинающих или маститых – всегда волнует степень их потенциальной востребованности читателем. В той или или иной степени каждый круглый стол на литературную тему сводится к мысли: а нужна ли литература сегодня? Для чего создаются произведения? Кто их прочтет да и прочтет ли?
К сожалению, почти все присутствующие отметили мрачную тенденцию – спад общественного интереса как к поэзии, так и к прозе. Однако сам факт существования подобных проектов косвенно свидетельствует об обратном – разве собравшиеся люди не могли провести предпраздничный вечер за покупками или компьютерными играми? Значит литература – ее прелести и проблемы – все-таки кого-то привлекает.
На мой взгляд, основной задачей любого круглого стола является не попытка вынести приговор, даже не обмен мыслями, а озвучивание созревших вопросов – иногда волнительных или неудобных. Пожалуй, именно благодаря разнице вкусов и воззрений Татьяны Ворониной, Виталия Фесенко, Анны Любарской и Джона Барулина – не говоря уже о замечательной работе куратора проекта «Живая сцена» Юрия Володина, взявшего на себя обязанности ведущего – беседа и достигла нужной степени напряженности.
Последними в любви к литературе признавались модераторы – Платон Беседин прочел бескомпромиссный отрывок о всеобъемлющем отсутствии любви современного автора Льва Пирогова, а Евгения Баранова подготовила условный триптих из поэзии Маяковского, Гумилева и Бродского, отражающий грани подлинного чувства: любовь-страсть, любовь-зависимость и любовь-память.
Литературные проекты бывают похожи на яблоки: одни набивают оскомину, другие удушают неторопливой скукой. А бывают вечера, похожие на восковые свечи — они горят, и оставляют после себя тонкий запах, и наполняют комнату тенями и отблесками. Литературный вечер «Любимое. Для Своих» был именно таким.
Евгения «Джен» Баранова
Обсуждение (5)
to стеклоид (как вторичность песка)
Попробуйте галлопередол, должен попустить...
to стеклоид (как вторичность песка) to stronggy (Севастополь) спасибо друк ! я узнал тебя ! пиши это кому-нибудь нужно ! Польщён и вдохновлён! Руку, товарищ!
люблю атмосферу "Атриума", а вот на вечерах бывать не доводилось.
автору - респект за статью. (книксен)
Свои праздники похерили, обезьянничаем на чужих.
какие неудачные ракурсы фоток...