13 февраля в севастопольском информационном супермаркете «Атриуме» был вечер. У вечера был литературный вид и оригинальная внешность. Эти приметы непринужденно отражались в названии – «Любимое. Для своих». Своих собралось немало – приближающийся Святой Валентин настраивал севастопольцев на романтический лад. И все-таки не только конфетно-розовому празднику зрители были обязаны сложившейся атмосферой – подобные мероприятия происходят в «Атриуме» достаточно часто. Музыкально-литературные вечера сменяют открытые чтения, дискуссии чередуются с авторскими презентациями, так что многие из собравшихся не столько заглянули на огонек, сколько пришли освежить приятные впечатления.
В программе вечера были заявлены многие известные литераторы, но оригинальность названного проекта состояла в другом: приглашенные поэты и прозаики должны были прочесть не свои собственные, а любимые произведения других – классиков и современников. С одной стороны, подобный подход отпугивал некоторых не в меру эгоистичных писателей, а с другой позволял решившимся продемонстрировать свои реальные предпочтения.
Открывал чтения известный севастопольский поэт Михаил Капкин. После короткого вступительного слова модераторов (поэт Евгения Баранова и прозаик Платон Беседин) Капкин окутал публику туманом и дымкой лирической рок-поэзии – тексты Эдмунда Шкляркого, Бориса Гребенщикова, Ильи Калинникова , похрустывая и преломляясь , превращали площадку для чтения в островок серебряного декаданса.
Затем пришла очередь лингвиста Павла Поликарпова (Севастополь) – и тут гостей «Атриума» ждал обаятельный сюрприз: греческая поэзия как в переводах, так и на языке оригинала. Особенно запомнились произведения рано умершего греческого поэта Марии Полидури – их легкая искренность не имела национального окраса и потому была одинаково близка и украинской школьнице, и английскому профессору.
Пасторальную нежность происходящего буквально разорвал своим появлением у микрофона Джон Барулин – харизматический деятель севастопольского андеграунда. Энергично, жестко, пронзительно зазвучала любовная лирика Гумилева в вариациях Барулина. Нарочитая провокационность его высказываний окончательно расшевелила зал – и вовлекла, подобно модернистскому театру, зрителей в происходящее на сцене.
Настало время круглого стола – разделенного на две равные половинки: «Литература и Любовь» и «Любовь к Литературе». Основой первой части стал вопрос: так что же, собственно, такое современная литература – литература любви или ненависти? распада или позитива? Разумеется, мнения разделились: кто-то видел в современной литературной традиции лишь экзистенциальный упадок, кто-то подчеркивал чрезмерное обилие развлекательного контента.
В качестве умиротворяющей паузы было особенно уместным выступление Анны Любарской. Будучи сама достаточно успешным прозаиком, Анна выбрала для чтения прозу Туве Янссон – да-да, ту самую, про муми-троллей. Трогательные существа, казалось, заполонили собой не только сцену, но и книжные полки, проходы, даже кофейные столики! Каждый почувствовал себя ребенком, легонько прикоснулся к своим детским надеждам, увидел радугу в своем сердце.
Расслабленных и открытых, зрителей ожидала заключительная часть вечера – обсуждение второй предложенной темы и оставшиеся выступления на десерт.
Тема «Любовь к Литературе» – правда, сформулированная другим образом – поднимается литературным клубом «Атриума» не впервые. Это неудивительно: все -таки основной профиль информационного супермаркета именно книги. Да и писателей – начинающих или маститых – всегда волнует степень их потенциальной востребованности читателем. В той или или иной степени каждый круглый стол на литературную тему сводится к мысли: а нужна ли литература сегодня? Для чего создаются произведения? Кто их прочтет да и прочтет ли?
К сожалению, почти все присутствующие отметили мрачную тенденцию – спад общественного интереса как к поэзии, так и к прозе. Однако сам факт существования подобных проектов косвенно свидетельствует об обратном – разве собравшиеся люди не могли провести предпраздничный вечер за покупками или компьютерными играми? Значит литература – ее прелести и проблемы – все-таки кого-то привлекает.
На мой взгляд, основной задачей любого круглого стола является не попытка вынести приговор, даже не обмен мыслями, а озвучивание созревших вопросов – иногда волнительных или неудобных. Пожалуй, именно благодаря разнице вкусов и воззрений Татьяны Ворониной, Виталия Фесенко, Анны Любарской и Джона Барулина – не говоря уже о замечательной работе куратора проекта «Живая сцена» Юрия Володина, взявшего на себя обязанности ведущего – беседа и достигла нужной степени напряженности.
Последними в любви к литературе признавались модераторы – Платон Беседин прочел бескомпромиссный отрывок о всеобъемлющем отсутствии любви современного автора Льва Пирогова, а Евгения Баранова подготовила условный триптих из поэзии Маяковского, Гумилева и Бродского, отражающий грани подлинного чувства: любовь-страсть, любовь-зависимость и любовь-память.
Литературные проекты бывают похожи на яблоки: одни набивают оскомину, другие удушают неторопливой скукой. А бывают вечера, похожие на восковые свечи — они горят, и оставляют после себя тонкий запах, и наполняют комнату тенями и отблесками. Литературный вечер «Любимое. Для Своих» был именно таким.
Евгения «Джен» Баранова
to стеклоид (как вторичность песка)
Попробуйте галлопередол, должен попустить...
to стеклоид (как вторичность песка) to stronggy (Севастополь) спасибо друк ! я узнал тебя ! пиши это кому-нибудь нужно ! Польщён и вдохновлён! Руку, товарищ!
люблю атмосферу "Атриума", а вот на вечерах бывать не доводилось.
автору - респект за статью. (книксен)
Свои праздники похерили, обезьянничаем на чужих.
какие неудачные ракурсы фоток...