В ходе программы «Реактор», посвящённой 100-летию со дня спуска Андреевского флага Русской эскадры в Бизерте, в студии ForPost возникла дискуссия о том, что нашим «красным» и нашим «белым» давно пора поговорить — но с позиции уважения друг друга. Тем более что такая дискуссия исторически неизбежна.
По мнению Андрея Ставицкого (кандидат философских наук, филиал МГУ в Севастополе), у нас вообще не поощряются подобного рода дискуссии — возможно, именно потому, что мы все сразу буквально хватаемся за оружие.
«Почему-то мне вспоминается фраза Ульянова-Ленина, где он говорит, что, прежде чем объединиться, мы должны размежеваться. Но это же следствие низкого уровня дискуссии, мы боимся подобного рода дискуссий, потому что мы начинаем хвататься за пистолеты. И это, в принципе, нам приговор. Мы должны в философскую, историческую плоскость подобного рода дискуссию переводить и без исторической политики и политики исторических обид выяснять: кто есть кто; в чём одни правы, а другие неправы; в чём мы можем сойтись; в чём не расходимся. Тогда мы сможем это противостояние свести на нет. Но если уважение к своим оппонентам есть, мы в рамках дискуссии, а эта дискуссия исторически неизбежна, мы сохраним человеческое достоинство и проявим любовь к России. Даже чисто диалектически: тезис и антитезис — будет синтез. Если мы не выйдем на этот уровень, плохо будет не только нам, России будет плохо», — говорит Андрей Ставицкий.
Инна Островская (кандидат исторических наук, Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя) считает, что если в Севастополе не принимают глагол «примириться», то не стоит его использовать.
«Я считаю, что у каждого должно прийти внутреннее понимание ситуации. Когда мы говорим о том, что нужно сделать выбор, мы снова наталкиваемся на противоречия. Я не хочу говорить о столкновении, я хочу говорить о взаимопонимании», — считает Инна Островская.
Говоря по теме дискуссии, Вячеслав Горелов (кандидат физико-математических наук) привёл эпизод из классики советской литературы.
«Есть заключительные строки романа Шолохова „Тихий Дон”, когда Григорий Мелехов хоронит свою Аксинью, потом поднимает голову и видит, как над землёй встаёт чёрное солнце. Я когда читаю эти строки, у меня мурашки по коже. Пока мы все, живущие в нашей великой стране, не осознаем, что два с половиной года, а на самом деле больше, над Россией вставало чёрное солнце, мы эту гражданскую войну не забудем и не начнём говорить о том, о чём сказали коллеги. Надо понять, что произошла величайшая русская трагедия, продолжение которой мы сейчас наблюдаем. Надо понять, что чёрного солнца над Россией вставать не должно», — говорит Вячеслав Горелов.
В свою очередь Вадим Прокопенков (кандидат исторических наук, руководитель общественной организации «Севастополь Таврический») сказал о плюсах и минусах сложившейся ситуации.
«Минус — есть неприятное ощущение, что мы, в том числе сообщество историков, передаём нашим детям отрицательную ситуацию. Мы не смогли за то время, которое до сего дня отведено, сделать так, чтобы исчезли эти глубочайшие противоречия. Чтобы ушли антагонизм и вражда. Мы передаём этот исторический этап подрастающему поколению с этим фоном. Но есть плюс. Он в том, что у этих новых людей нет того, что есть у всех нас. Мы в пионерских лагерях, так или иначе, часто слушали песни про революцию. Весной этого года вышел указ Президента об основах исторического просвещения. Одним из пунктов указано: принцип политики — преемственность всех исторических этапов. Поэтому нужно приложить больше усилий, чтобы раскрыть историю и красных, и белых, и на этом этапе мы бы пришли к осознанию и уважению нашей истории и ко всем тем людям, которые были её творителями», — считает Вадим Прокопенков.
Сергей Абрамов
Обсуждение (7)
Это у Ленина-то "низкий уровень дискуссии"?
Думаю, что это непонимание того, что имел в виду Ленин, говоря про "размежеваться".
А имел он в виду не встать "стенка на стенку", как видимо подумал оценивающий его слова, а всего-навсего для начала точно и чётко определить позиции, кто за что выступает, чтобы не оказаться в положении, когда спорящие с жаром доказывают друг другу одно и то же, просто разными словами.
Это полезно при любой дискуссии.
Впрочем, в данной теме позиции достаточно конкретизированы.
Уважаемый Форпост! Отключите, pls, опцию AutoPlay во вложенных роликах, уже задолбало внезапное зависание Вашего сайта, пока вместе с просмотром текста заметки неторопливо грузится ещё и видео. Тот факт, что Интернет в Севастополе работает через пень-колоду - думаю, что для Вас новостью не является...
Paganel,
Странно, вообще никогда не обращал внимание на эту опцию. На других сайтах подбешивает иногда. А интернет нормальный, не надо ля-ля.
Вадим Прокопенков (кандидат исторических наук, руководитель общественной организации «Севастополь Таврический»): «Мы не смогли за то время, которое до сего дня отведено, сделать так, чтобы исчезли эти глубочайшие противоречия…».
Чтобы «уметь что-то» делать – надо ИМЕТЬ СВОЮ ЛИЧНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, а не абстрактно призывать «…за всё хорошее против всего плохого…».
Когда НЕТ личной точки зрения – нет и мерила: добра и зла, плохого и хорошего. И тогда про убийцу, который убивал в своё удовольствие, можно говорить, что это было не удовольствие, а «революционная необходимость»…
Игорь Ходаков: «…В Гражданской войне у каждого была своя правда: белая и красная. У тех и других встречались героизм и жестокость. Братоубийственная Смута отмечена красным и белым террором – в равной мере страшным и беспощадным с обеих сторон.
И если раньше демонизировали белых и восхваляли их противников, то теперь зачастую все наоборот: большевики – это едва ли не исчадия ада, а белые – рыцари без страха и упрека. Конечно, такой взгляд на Гражданскую войну лишен объективности и способен только запутать молодое поколение.
В братоубийственной Смуте надо видеть страшную трагедию России, а не заниматься идеализацией одних и уничижением других. И вообще, пора прекращать Гражданскую войну, и по сей день не стихающую в наших умах и сердцах. Хватит уже искать правых и виноватых. Нужно, как когда-то сказал известный писатель Александр Проханов, собрать кости красных и белых, похоронить их в братской могиле, устроить поминальную тризну и великое целование. Следует наконец примириться, начать строить новую Россию, в которой больше не будет Гражданской войны…
Подобного рода рассуждения весьма популярны в либеральной среде и, на первый взгляд, кажутся убедительными. Но справедливы ли они, несмотря на свою внешнюю привлекательность? Полагаем, не справедливы, потому что в мире есть Бог и его противник, а значит, есть добро и зло, потому что те, кто делают подобные заявления, либо невежественны, либо сознательно лгут, ибо пытаются оправдать зло, быть может, самое страшное когда-либо царствовавшее на земле, – большевизм. И странно слышать рассуждения из уст людей, пытающихся поставить знак равенства между красным и белым террором. Их масштабы попросту несоизмеримы. Еще задолго до фашистской агрессии Россия узнала, что такое большевистский концлагерь и уничтожение беззащитных женщин, детей, стариков ядовитыми газами.
Приведу слова видного большевистского деятеля Овсея-Гершен Ароновича Радомысльского (более известного под кличкой Зиновьев), произнесенные им в 1918 году: «Мы должны увлечь за собой тридцать миллионов из ста, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить – их надо уничтожить».
И убивали! Организованные… массовые расстрелы начались сразу после покушений на Урицкого и Ленина.
Спрашивается, у нас что, было семьдесят миллионов эксплуататоров? Большевики призывали уничтожать людей ради воплощения в жизнь абстрактных и, как показал отечественный опыт, ложных принципов коммунистической идеи. Их преступные распоряжения претворяли в жизнь опьяненные безраздельной властью над людьми рядовые исполнители, которые убивали нередко по привычке, из-за нелюбви к «контре», причем, как это ныне документально установлено и хорошо известно, они методично уничтожали представителей всех сословий.
Приведу один из самых ярких примеров большевистского безумия и расчеловечевания личности. Розалия Залкинд. Она более известна как Землячка, но мало кто знает, что она имела и другую, более выразительную и соответствующую ее образу кличку – «Демон». Она и была демоном, вместе с Белом Куном расправляясь с оставшимися в Крыму офицерами… Идея товарища «Демон» – привязывать к ногам офицеров камни и топить их в море. И это же чем-то напоминающее человека существо изрыгнуло по отношению к приговоренным офицерам: «Жалко на них тратить патроны, топить их в море». Долго потом еще жители Крыма видели сквозь чистую морскую воду рядами вертикально стоящих мертвецов.
В Крыму уже после эвакуации белых было расстреляно – в буквальном смысле скошено из пулеметов – примерно 52 тысячи офицеров. Убивали не только белых, уничтожали вообще всех подряд…
И Залкинд-Демон – не аномалия, а уважаемый коммунистический деятель, чьи «заслуги» отмечены двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Впрочем, тем, кто считает мои слова эмоциональным преувеличением, рекомендую посетить Бутовский полигон, на земле которого захоронено свыше двадцати тысяч расстрелянных, ни в чем не повинных людей.
Их убили просто так, ни за что. Вот родился, к примеру, человек, вырос, стал священником, всю жизнь служил Богу, а его за это взяли и расстреляли. Бред? Для нормальных людей – да, а для коммунистов это просто классовая борьба…
Так почему же нижние чины, простые русские люди, оказывались нередко столь беспощадными к пленным офицерам? Думается, ответ на этот вопрос требует отдельного исследования... Из воспоминаний одного из белогвардейских офицеров Виктора Ларионова. На исходе семнадцатого года он пробирался из Питера на Дон. «После Москвы, в другом поезде, стало свободнее, нам удалось в вагоне пробиться до уборной. Около неё мы обосновались с рослым, здоровым красногвардейцем… он начал нам рассказывать о своем участии в подавлении восстания в Москве в составе Красной гвардии. Он сообщил, что в Кремле собственноручно заколол нескольких кадетов. «Такие малолетние, а вредные»…
Он искренне считал, что сделал хорошее и законное дело.
Вот так: братоубийственная война ещё не началась, белая контрразведка находится только в стадии становления, а красногвардеец уже гордится убийством подростков.
Забвение Бога и евангельских заповедей породили нравственную деградацию если не целого народа, то значительной его части…».
А кто сказал, что в Севастополе боятся дискуссии про "белых" и "красных".
Точнее, про "царских" и "интернациональных".
В Севастополе только один "интернационый" персонаж имеется, но в "разных позах и вариациях" - Ленин.
И раза в три больше памятников РАЗНЫМ ЦАРСКИМ: адмиралам и генералу...
Не забывать надо, а ВСПОМНИТЬ, что это были РУССКИЕ люди - и те, кто остался, и те, кто ушел и создал неповторимый мир русского зарубежья. Как это сделал Станислав Чиж, создавший памятные плиты на местах захоронения Михаила Беренса (кладбище Боржель, Тунис) и Евгения Беренса (Новодевичье кладбище, Москва).
Вадим Прокопенков (кандидат исторических наук, руководитель общественной организации «Севастополь Таврический»): «…нужно приложить больше усилий, чтобы раскрыть историю и красных, и белых, и на этом этапе мы бы пришли к осознанию и уважению нашей истории и ко всем тем людям, которые были её творителями».
Уважение ко всем людям творившим нашу историю?
Именно уважение!?!?
Лихо!
То есть надо (!)«уважать»(!) чудовищное по своему садизму убийство ДЕТЕЙ царя?? Лишь только потому, что убийцы «исторически» кололи детей штыками и разбивали их тела прикладами винтовок??
Мда…
Так недолго «кандидату» договориться до «уважения Гитлера, как «части» нашей истории…
Есть такое понятие, как преступление против человечности. И таким преступления – НЕТ СРОКА давности.
Коммунисты творили в России жесточайшие преступления против РУССКОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ и НЕ МОГУТ быть уважаемыми ни при какой «около исторической демагогии»…