На выставке работ московских мастеров Юрия Павлова-Русяева и Вагрича Бахчаняна, открывшейся в МКДЦ «Дом Москвы» в Севастополе, зачитали приветствие мэра Москвы Юрия Лужкова.
«От имени Правительства Москвы и миллионов москвичей рад приветствовать участников и гостей выставок произведений современного искусства, проходящих в Домах Москвы за рубежом.
Не сомневаюсь, что выставки, организуемые при поддержке Правительства Москвы фондом «Stella Art Foundation» в Домах Москвы в Севастополе, Софии, Риге и Ереване, станут значимым событием в культурной жизни этих городов, дадут уникальную возможность познакомиться с произведениями современных художников, представят московское искусство в широком мировом контексте, а также внесут свой вклад в укрепление культурных связей с нашими городами-партнерами.
Желаю организаторам, участникам и гостям выставки здоровья и благополучия, мира и добра, успехов во всех делах и начинаниях на благо развития дружбы и сотрудничества между народами».
Выставочный проект «Заблудившаяся война-2» состоит из двух частей. Первая из них была показана в помещениях Stella Art Foundation в Москве как совместный проект Юрия Павлова-Русяева, Марка Шатуновского и Миши Рахлевского. Об этом на открытии выставки сообщили кураторы выставки в Севастополе Анна Русяева и Ирина Яковлева.
Они рассказали, что картины Павлова-Русяева (2008-2009 гг.] послужили импульсом к началу создания цикла стихотворений Шатуновского (2009 г.), и далее живописная серия и поэтический цикл развивались под значительным воздействием друг друга, сохраняя, тем не менее, свою художественную независимость. Все вместе они составили выставку «Заблудившаяся война», которую Миша Рахлевский осмыслил с музыкальной точки зрения и под его руководством Камерный оркестр Kremlin исполнил на открытии несколько произведений из музыки XX века, близких живописи и поэзии по духу и по приемам смешения разных художественных традиций.
Вторая часть этого проекта - выставка «Заблудившаяся война 2: собиратели плодов», которую Stella Art Foundation при поддержке Правительства Москвы показывает в Доме Москвы в Севастополе - представляет расширенный визуальный ряд и посвящена, скорее, блужданиям мысли, чем военным действиям как таковым. В этом убеждаешься, глядя на картины.
Во вторую часть проекта включены графические работы одного из значительных художников советского андеграунда Вагрича Бахчаняна, которые относятся к серии «Американцы, как их видят русские» (1983) и опираются на классические, весьма разнообразные приемы советской карикатуры и также на находки некоторых западных карикатуристов вроде Херлуфа Бидструпа.
Они изображают с предельной остротой, и графической и психологической, и вместе с тем с большой элегантностью всех «персонажей» американского капитализма, какими они представлялись в СССР в 1970-х гг. Бахчанян акцентирует несоразмерность и абсурдность агрессии как таковой и одновременно стремится запутать зрителя: кто является ее носителем, а кто адресатом ее проявления в современном мире.
Живопись Юрия Павлова-Русяева, напротив, смешивает все времена, империи и стили, изображая с виртуозным мастерством, восходящим к технике живописи старых европейских мастеров, мир, где все уже произошло, все дворцы построены, все земли давно завоеваны и чьи обитатели хаотически и лениво воспроизводят действия, давно утратившие смысл. Солдаты на картинах Павлова-Русяева перестают быть носителями агрессивного начала и вступают в мирный диалог с прошлым. Кровь давно ушла в песок тех древних пространств, а солдаты превратились в археологов и предсказателей, строителей, безумцев и торгашей. И даже библейский Змей не смущает советских бойцов: они бесцеремонно снимают его с Древа Познания вместе с урожаем яблок неведомого года.
Два противоположных подхода - напористая демонстрация иллюзорности и напряжения окружающего мира у Вагрича Бахчаняна, с одной стороны, и противоположное этому меланхолическое созерцание событий истории у Юрия Павлова-Русяева, с другой, находят своеобразное соединение в поэзии Марка Шатуновского - одного из наиболее признанных российских поэтов современности, относящего свое творчество к метареалистическому направлению. Автор с отстраненной позиции фиксирует великое и малое, святое и греховное, минувшее и современное, свободно сочетая и комбинируя эти категории.
Разработка стратегий, освоение тактики, маневров и перестроений, лобовых атак и партизанских ударов разыгрываются человечеством каждый день, принимая самые разные внешние формы. Слово «игра» ключевое для выставки «Заблудившаяся война» и для ее авторов. Оно подразумевает позицию создателя по отношению к объекту своего творчества-исследования, а также сам метод работы. Однако, эта игра вполне серьезна и в отношении мастерства ее воплощения, всегда отточенного и опирающегося на огромную культуру, и в отношении авторской рефлексии над проблемой игрового сознания, часто проявляющего себя в современном обществе - с легкостью смешивая несовместимые понятия, оно повседневно находит серьезное и эффективное применение, отражая зыбкость грани реального и нереального восприятии людей.
Название всему проекту «Заблудившаяся война» дал цикл стихотворений Марка Шатуновского. Эти стихи, оставаясь в пределах гиперреального, перекраивают его на свой лад, чтобы изнутри прорвать оболочку сакральной истории, сквозь дыры в которой становится видна непосредственная реальность. Арийская Валгалла, Ветхий Завет, Новый Завет, Современность - все это не больше, чем пространства для жизни, для обживания несовершенным и ограниченным, отягощенным бытом человеком.
Именно несовершенство и ограниченность приравнивают любого из живущих к солдату. Каждый из нас мобилизован, завербован, принуждаем к несению непосильной службы, именуемой жизнью. В каждом из нас заблудилась эта война. Не война всех со всеми, не муторная дарвинистская борьба за выживание, не романтический подвиг и не разверзшийся ад. Война здесь скорее каждодневное претерпевание, тяжелый солдатский труд, не лишенный, впрочем, минутных радостей и просветлений, иронии и самоиронии. И победа в такой войне — это постепенно мучительно избавляющееся от психозов и фобий коллективное бессознательное.
Основной прием «миростроительства» у Шатуновского - вовсе не модернистская деканонизация, подставляющая на место одних идолов другие, столь же деспотичные. Его поэтика строится на решительном отказе от противопоставления традиции и авангарда, от любых претензий на самовольную канонизацию чего бы то ни было. Она в ином — в отдаче себя движущим силам, которые немыслимо контролировать. В праве на постоянно меняющееся выражение человеческого лица вместо хорошей мины при плохой игре взамен уставшей улыбаться маски.
Анастасия Докучаева – московский куратор выставки «Заблудившаяся война-2», говоря о графике и работах Вагрича Бахчаняна, считает что он видит мир как парадокс и как истинный авангардист наслаждается этим. Страна его рождения - Советский Союз - сполна снабдила его противоречиями всех мастей, от детско-смешных до мрачно-кафкианских и платоновских, а равно позволила ему стать наследником русских авангардных художников и литераторов, таких как Алексей Крученых и Даниил Хармс, уже давно вступивших в игру со словом и образом, подменами смыслов, знаковыми каламбурами и т.д.
Объединив одно с другим, Бахчанян превратил в объект художественного исследования бесконечные штампы советского культурного пространства: мыслительные, лексические, исторические, визуальные. Будучи профессиональным карикатуристом, художник вылавливает эти очевидные и тайные «фразеологизмы» культуры и псевдокультуры и по-новому соединяет и перестраивает их, нередко превращая в совершенно невероятные семантические и визуальные конфигурации, которые под давлением его мастерства приобретают афористичную чеканность.
Как настоящему игроку Бахчаняну не достаточно просто обозначить явление, ему требуется полностью насладиться им. В серии рисунков «Американцы глазами русских», выполненной в 1983 году в США. он, опираясь на опыт советских карикатуристов, подробно иллюстрирует все виды агрессивности, тупости, чванства, алчности, гордыни, в результате чего возникает визуальная квинтэссенция самого понятия карикатуры. Художественное видение Бахчаняна литературоцентрично и за изображениями легко прочитывается возможный словесный комментарий - одна из газетных формулировок или цитат партийных деятелей, в свою очередь сконструированная на основе мифологизированной системы мышления, склонного к преувеличениям.
Хочет ли художник выступать в роли Вергилия, указующего путь к тому, как найти выход из бесконечного клубка нелепиц и навязчивого бреда? Или, следуя принципам их формообразования, стремится окончательно смешать все концы и начала? Или же он выступает шаманом от современного искусства, собираясь в прямом смысле слова «заговорить» культурные «тексты», составить новую могущественную формулу из слов и знаков, по отдельности почти утративших значение и узнаваемость в силу своего повсеместного присутствия? Возвращает ли это заклинание мир к высшей гармонии или же к вечному хаосу, не вполне очевидно. Самого художника устраивает возникновение некой новой реальности, комментирующей наше существование. Игровое, а иногда и хулиганское начало его искусства позволяет самому автору сохранить полную независимость относительно объекта исследования.
Сон разума порождает самых разных и причудливых чудовищ, на которых Бахчанян с удовольствием охотится, чтобы затем демонстрировать в веселом цирке своего остроумия.
Выставка представленных 7 работ Павлова-Русяева и 13 работ Вагрича Бахчаняна продлится до 1 августа.
Владимир МИХАЙЛОВ
На снимках: во время открытия выставки; Анна Русяева и Ирина Яковлева представляют работы художников.
Фото автора
Обсуждение (2)
Да здравствует Ю.М. Лужков и его "порно-галлереи" в Севастополе!!!!!!!
to platon (Москва) Да здравствует Ю.М. Лужков и его порно-галлереи в Севастополе!!!!!!!
Молодец, платошка, правильно, говоришь про Лужкова! Пусть здравствует Юрий Михайлович. Он этого заслуживает. А ты, козлик, изучай русский язык. И не примазывайся к Москве. Там народ грамотный и знает, что галерея пишется с одним "л". Ну до чего ж ты тупой и безграмотный. Не позорь Москву. Ну ты же явно из села или захудалой деревеньки. А рядишься под москвича.