Новости мира

Кто такие казаки? рыцари или пираты?

Кто такие казаки? рыцари или пираты?

Казачество, безусловно, уникальное явление в истории. Быт и нравы казачества были чем-то необычным и новым. У наших историков сложились два противоположных взаимоисключающих взгляда на казачество.

Согласно первому, казачество - это аналог западноевропейских рыцарских орденов, согласно второму, казаки — выразители чаяний народных масс, носители демократических ценностей и народовластия. Однако оба эти взгляда оказываются несостоятельными, если внимательно изучить историю казаков.

В отличие от рыцарских орденов европейского Средневековья днепровское казачество возникло не в гармонии с государственной властью. Наоборот, ряды казаков пополняли люди, для которых не было места в цивилизованном обществе. За днепровские пороги приходили не нашедшие себя в мирной жизни селяне, бежали, спасаясь от суда или долгов, шляхтичи и просто искатели легкой наживы и приключений.

Ни малейшего намека на дисциплину, характерную для рыцарских орденов, на Сечи обнаружить не удается. Вместо этого все современники отмечали своевольство и необузданность казаков. Можно ли представить, чтобы магистра тамплиеров провозглашали и свергали по капризу массы, зачастую по пьяни, как это было с атаманами казачьих ватаг? Если и можно сравнить с чем-либо Сечь, то скорее с пиратскими республиками Карибского моря или татарскими ордами, а не с рыцарями.

Что касается пиратов, то люди становились на путь морского разбоя по тем же причинам, что и казаки. Это были беглые рабы, преступники, те, кто задолжал денег, ну и конечно романтики. На мой взгляд, именно с пиратами можно сравнить казаков.

Помимо схожести быта и нравов, совпадают даже временные рамки этих феноменов в истории. И пираты, и казаки начали свой путь на международной арене в 15 веке, а закончили в 18 веке. Даже само предназначение и роль в отношениях между государствами этих феноменов была идентична.

Именно эти критерии казачества и пиратство я бы и хотел рассмотреть. Начать следует с демократических институтов. Если взять казачество, то Гетмана выбирали на сходке. После того как соберутся все старые полковники и старые казаки, которые пользуются уважением у них, каждый подает голос в пользу того, которого он считает наиболее способным, и получивший большинство голосов считается избранным. У пиратов этот процесс происходил почти так же.

Критериев по тому, как зачисляли, как в пираты, так и в корсары были похожи: храбрость, мужество и отвага. При этом были абсолютно неважны сословие и цвет кожи. Так негр на пиратском корабле чувствовал себя равным со всеми и даже мог стать капитаном корабля, на более высокую должность цветные жители Карибского моря не могли претендовать в тот исторический момент. 

И в казачестве было что-то манящее. Кем мог стать крестьянин в 17 веке? Перспектив мало, главное - не умереть с голоду! А став казаком, он мог не только разбогатеть, но и сделать карьеру. Ну и, конечно, помимо денег, людей манила идея равенства.

Возвращаясь к избранию вожаков, стоит отметить, что фигура главаря была номинальной. То есть они не были бессменны и довольно часто переизбирались. Они были скорее первыми среди равных. Главным критерием их власти был авторитет, который естественно надо было заработать.

 В случае если предводители не справлялись со своими обязанностями, то их сменяли, а порой даже предавали смерти. Об этом свидетельствует путешественник Гйиом Левассер де Боплан в своем описании Украины: «Гетманы вообще очень строги; но они ничего не предпринимают без военного совета, называемого радой.

Чтобы избежать опалы, гетману необходимо иметь чрезвычайную осторожность в своем поведении, особенно, когда он ведет казаков на войну, чтобы не потерпеть какой-либо неудачи: в случае неблагоприятной встречи он должен обнаружить находчивость и отвагу, ибо, если он выкажет малейшую трусость, его убивают, как изменника, затем немедленно выбирают другого начальника обычным у них порядком, как я уже рассказал выше.

Должность предводителя и командира — обязанность трудная и составляет истинное несчастье тому, на долю которого она выпадет. В течение семнадцати лет, которые я провел на службе в этой стране, все те, кто занимал эту должность, несчастливо окончили жизнь».

Другую интересную оценку дает Генрих Сенкевич в своем романе «Огнем и мечом». Очень любопытен эпизод, когда шляхтич Скшетуский, который спас жизнь Богдану Хмельницкому попадает в плен к казакам. Казаки требуют казнить шляхтича немедленно: «кричат все, поднять на пики его». Хмельницкий, будучи фигурой уже весомой и авторитетной, одержав ряд побед над войсками поляков, все равно не решается встать и сказать, что пленника казнить нельзя, опасаясь недовольства своих подчиненных.

Он поступает гораздо хитрее: подле него сидел предводитель татар Тугай-Бей и он говорит ему: «Возьми шляхтича себе, богат он, большой ясырь дадут тебе». Тут Тугай-Бей подскакивает, раздавая пинки казакам направо и налево, и забирает шляхтича себе.

У пиратов ситуация была довольно похожа Демократичность социальной организации флибустьеров заключалась в том, что все должности в их среде были выборными. Любое важное решение принималось после обсуждения на совете (сходке) большинством голосов. Вожак избирался из числа наиболее храбрых и удачливых моряков, но, в отличие от капитана военного или корсарского судна, власть его была ограничена: флибустьеры беспрекословно подчинялись ему только во время боя.

Обратимся к свидетельству анонимного автора, участвовавшего в 1680 году в походе флибустьеров в Южное море. Он пишет, что когда капитан Кук повстречал испанский галиот из Картахены, среди команды возникли разногласия — «одни хотели взять его на абордаж, другие нет, так что в итоге они упустили его».

Как видим, мнение капитана в данном случае не сыграло решающего значения. Другой пример: когда флибустьеры решили идти к Панаме и захватить ее, капитан Дж. Коксон высказался против, но большинство принудило его идти со всеми. Капитан ел за общим столом ту же пищу, что и вся его команда до юнги включительно.

Только вожаку, обладавшему авторитетом среди флибустьеров, могли в знак уважения приготовить и подать особое блюдо. Какими же качествами должен был обладать пиратский капитан? Судя по отзывам современников, в нем хотели видеть бесстрашного и удачливого командира, искусного моряка и опытного стратега.

Флибустьер Б. Рингроуз описывал капитана Р. Саукинса «таким доблестным и храбрым, каким только может быть мужчина». По его словам, «этот благородной души человек» осуждал игру в кости на борту судна. Пиратский хирург Л. Уофер описывал капитана Б. Шарпа как человека, «в котором мы не обнаружили ни храбрости, ни умения вести за собой».

По этой причине на островах Хуан-Фернандес в Южном море матросы «решили сообща сместить его с капитанской должности, что они и сделали, а на его место поставили капитаном человека решительного и сурового». Придерживаясь собственных законов, флибустьеры сами вершили суд над провинившимися собратьями.

Того, кто при дележе добычи давал ложную клятву, изгоняли с корабля и впредь никогда не принимали. Его могли «маронировать» или «осудить на высадку», то есть оставить на необитаемом острове с ружьем, небольшим запасом пороха, свинца и воды.

В некоторых экипажах за изнасилование, пьянство, неповиновение командиру, самовольную отлучку с поста провинившихся наказывали: вдали от неприятеля — лишением доли в добыче, вблизи его — смертью. Виновного в вероломном убийстве привязывали к дереву, и он сам выбирал человека, который должен был его умертвить.

Когда в 1697 году во время грабежа французскими флибустьерами испанского города Картахена двое из них нарушили приказ о прекращении беспорядков и изнасиловали несколько горожанок, преступников схватили и приговорили к расстрелу. И хотя сами пострадавшие просили простить провинившихся, последние были расстреляны на глазах у всех жителей.

После удачного похода, вернувшись на Тортугу, в Порт-Ройял или Пти-Гоав, флибустьеры устраивали грандиозные кутежи. На упреки отвечали однозначно: «Поскольку опасности подстерегают нас постоянно, судьба наша очень отличается от судеб других людей. Сегодня мы живы, завтра убиты — какой же смысл нам накапливать и беречь что-либо? Мы никогда не заботимся о том, сколько проживем. Главное — это как можно лучше провести жизнь, не думая о ее сохранении».

Естественно, вся система развлечений на Тортуге, в Пти-Гоаве и в Порт-Ройяле была рассчитана на то, чтобы в кратчайшие сроки выудить из пиратских кошельков награбленные деньги и драгоценности. Этой цели служили многочисленные питейные заведения, игорные и публичные дома.

Среди трактирщиков у пиратов был кредит, однако тех, кто не мог расплатиться с долгами, на несколько лет продавали в рабство или сажали в долговую тюрьму. Поэтому после неудачных походов флибустьеры предпочитали не возвращаться на старую базу, а искали для себя новое убежище.

Что касается нравов казаков, то можно найти сходство и здесь. От природы казаки были религиозным народом. Им не свойственно ханжество и лицемерие. Клятвы соблюдались свято и данному слову верили. Казаки чтили Господни праздники и строго соблюдали посты. Они были прямолинейны и рыцарски горды, лишних слов не говорили и на кругу (Раде) дела решали справедливо и быстро. Действия провинившихся братьев-казаков оценивали строго и верно.

За преступления - измена, трусость, убийство и воровство наказывали жестоко: "В куль, да в воду". За преступление не считали убийство и воровство у врага. Самые жестокие наказания были в Запорожской Сечи. Самым страшным преступлением считалось убийство товарища. Карали, закапыванием в землю живого в одном гробу с мертвым. В Сечи смертью каралось также воровство и укрывательство краденых вещей, связь с женщиной и содомский грех.

Вступая в Сечь, казак принимал обет безбрачия. За привод женщины в казачий стан также полагалась смерть. Войсковой судья исполнял роль следователя, исполняли приговор сами осужденные, казня друг друга по очереди. За воровство привязывали к позорному столбу, и забивали преступника киями свои же товарищи. За оскорбление начальства и несвоевременный возврат долга приковывали цепями к пушке, однако в последние годы в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь.

За особо крупное воровство виновных ждала шибеница-виселица. Этого можно было избежать, только если какая-либо девушка согласится выйти замуж за осужденного. Кроме этого, запорожские казаки применяли гак (крюк), на который подвешивали осужденного за ребро и оставляли в таком положении пока кости его не рассыплются. Все эти свидетельства относятся к фольклору.

Увы, точных данных о законах казачества практически нет. Узнать определенный кодекс и порядок в казачьем войске практически невозможно. Но вот у пиратов с этим легче, правила поведение и устав, как вести себя на корабле во время походов имеются в нашем распоряжении.

Правила на корабле капитана Бартоломью Робертса:

1. Каждый член экипажа имеет равное право голоса в повседневных делах. Каждый член экипажа в любой момент имеет право на захваченную свежую провизию и крепкие напитки и может использовать их в свое удовольствие, если не возникнет необходимость экономить их для общего пользования, что решается голосованием.

 2. Каждый член экипажа должен быть ознакомлен со списком призов на борту, потому как в дополнении собственной доли позволено переменить одежду. Но если они обманут товарищей хотя бы на доллар в виде посуды, драгоценностей или денег, они будут высажены на необитаемый остров.

3. Запрещается играть на деньги в кости и карты.

4. Свечи и лампы должны быть погашены в восемь часов вечера, и если кто-нибудь из экипажа захочет выпить после этого часа, он должен будет делать это на открытой палубе в темноте.

5. Каждый член экипажа должен содержать свое оружие, сабли и пистолеты в чистоте и всегда готовыми к бою

6. Мальчикам и женщинам запрещено находиться среди экипажа. Если кто-нибудь будет замечен в совращении женщины и в переодетом виде возьмет ее на корабль, он будет убит.

7. Самовольно покинувший корабль или вышедший из рукопашного боя во время сражения, должен быть наказан смертью или высадкой на необитаемый остров.

8. На борту запрещены драки, но каждая ссора должна быть доведена до конца на берегу дуэлью на саблях или пистолетах. По команде квартирмейстера дуэлянты поставленные спиной друг к другу должны будут повернуться и тут же выстрелить. Если кто этого не сделает, квартирмейстер должен выбить оружие у него из рук. Если промахнутся оба, они должны будут продолжить драться на саблях, и первая пролившаяся кровь выявит победителя.

9. Никто не может заговорить об изменении образа жизни, пока доля каждого не достигнет 1000 фунтов. Каждый, кто станет калекой или потеряет конечность на службе, должен получить 800 пиастров из общего запаса, а за меньшие повреждения – пропорционально.

10. Капитан и квартирмейстер получают по две доли от приза каждый, канонир и боцман – по полторы, остальные офицеры – по одной доле с четвертью, рядовые джентльмены удачи – по доле каждый.

11. Музыканты имеют право на отдых по субботам. В остальные дни – с разрешения.

Согласитесь довольно демократично, но в то же время строго. Даже система страхования у пиратов была. Но и наказания были довольно строги. Высадка на обитаемый остров была равносильна медленной мучительной смерти. Обычно давали пистолет и пулю, и как правило ей пользовались.

Истории наподобие Робинзона Крузо случались крайне редко. В истории зафиксирован всего один случай, Александр Селкирк жил на необитаемом острове 10 лет, ну и,конечно, когда его нашли – он сошел с ума и продолжал общаться с козлами, которые жили вместе с ним на острове все десять лет. Он даже научил их танцевать.

Говоря об эпизоде этой казни, стоит сказать, что далеко не на всех островах была питьевая вода, а медленная смерть от обезвоживания - страшная штука. Не стоит забывать о туземцах, которые жили на островах Карибском море, попадались и каннибалы, а в таком случае ситуация совсем бесперспективная.

Наверное, наиболее ярко выражают эту процедуру слова Джека Воробья в фильме «Пираты Карибского моря». Ситуация получалась такая, что Джека Воробья и Элизабет Свонн капитан Барбосса решил высадить на необитаемый остров. По традиции Джеку дали пистолет и пулю. На что Джек Воробей начал возмущаться, что их двое, а пуля одна. На что капитан Барбосса ответил: «Так будь джентльменом, сначала застрели даму, а сам потом помучайся».

Касательно религиозных моментов. Как казаки, так и пираты были набожны. Религия всегда присутствовала в их жизни. В казаки даже зачисляли по такому критерию: «В бога веруешь? Так. Водку пьешь? Так». Довольно яркий пример, не веря в Бога казаком стать нельзя. У пиратов это было необязательно, однако проявлять уважение к христианской религии было обязательным условием нахождения на пиратском корабле.

Примеров тому много, но вот наиболее яркие «Французский капитан Даниэль, обнаружив среди пленных католического священника, просил его отслужить обедню на борту судна. Воздвигли алтарь. Священник начал богослужение, но в это время один из матросов дурно повел себя. Даниэль сделал ему замечание и услышал в ответ богохульное ругательство. Тогда капитан вытащил пистолет и прострелил богохульнику голову, поклявшись сделать то же самое со всяким, кто проявит неуважение к святому обряду. Труп убитого выбросили за борт, а перепуганному священнику подарили несколько ворованных вещей и негра-раба».

«По свидетельству Р. де Люссана, овладев испанским поселением, французские пираты сначала отправлялись в местный католический собор, где пели Те Deum, а уж потом приступали к грабежу. Город Никоя, который не смог заплатить пиратам выкуп, был подожжен ими, однако при этом французы зорко следили за тем, чтобы ни одна церковь не пострадала, и даже спасли образы святых в частных домах, перетащив их в собор».

Но самое любопытное явление - использование казаков и пиратов государствами для достижения своих внешнеполитических интересов. Становясь под знамя одного государства, казаки и пираты получали определенные блага и привилегии. Только называлось это по-разному.

В Малороссии это называлось реестровым казачеством, а в Карибском море каперством. Задачи перед ведущими государствами, как и у нас, так и у далеких берегов Северной Америки состояла подчинить эти силы и поставить их на свою службу. Так, для Польши казаки были оружием, которое можно было направить против Российской Империи и они с успехом это делали, стоит вспомнить поход гетмана Сагайдачного на Москву. Так и орудием против Турецкого Ханства. Для Российской империи казачество служило заслоном от Турции, а также как оружие нападения на соседние государства. Как только исчезла угроза в 1775 году, исчезло и казачество. (Вернее сказать не исчезло, а было перенесено на Дон, где служба казаков была востребована).

У пиратов была похожая ситуация, но здесь стоит привести несколько источников, которые повествуют, насколько пираты были востребованы и как за их службу боролись Англия и Франция. 22 февраля 1666 года Совет Ямайки объявил о своем намерении выдать флибустьерам новые каперские свидетельства против испанцев.

Пункт 1 гласил, что это делается «с целью снабжения острова многими продуктами по низким ценам». В пункте 2 отмечалось, что «это пополнит остров деньгами, слитками, какао, кампешевым деревом, шкурами, жиром, индиго, кошенилью и многими другими товарами, благодаря чему люди из Новой Англии будут заинтересованы в доставке своих продуктов и много купцов поселится в Порт-Ройяле». Пункт 3 подчеркивал, что данная мера «поможет бедным плантаторам, продающим провизию боевым кораблям», а пункт 4 — что «это привлечет многих к покупке рабов и заселению плантаций, таких как Хармсон, Бриникен и многих других, где имеются значительные плантации».

В то же время активизация анти-испанских походов должна была привлечь на Ямайку «сотни англичан, французов и голландцев, многие из которых станут плантаторами» (пункт 5), принести «немалый доход его величеству и его королевскому высочеству в размере одной пятнадцатой и одной десятой части» (пункт 8) и стимулировать ремесленное производство «в Порт-Ройяле и в других местах» (пункт 9).

Невозможно подсчитать, сколько всего сокровищ было вывезено в те годы из Вест-Индии в Англию. Известно, однако, что в течение лишь одного 1666 года ямайские власти официально переправили в метрополию 50 тысяч фунтов стерлингов в качестве 1/10 и 1/15 частей пиратской добычи, причитавшейся по закону королю и лорду-адмиралу.

Примечательно, что столько же Карл II Стюарт ежегодно получал от всех своих коронных земель. Более того, можно сказать, что за пиратов боролись и создавали для них все необходимые условия. В письме губернатора Тортуги Д’Ожерона говорится о нехватке пиратов для защиты Тортуги и об их переходе в английские колонии: «Губернатор опять жалуется, что флибустьеры уходят на Ямайку, так как там им предлагают более выгодные комиссии. И что он опасается, что скоро некому будет защищать его колонию. А если привлечь флибустьеров на остров, то это будет около 12 сотен человек, способных носить оружие, и что через 9 месяцев Тортуга будет не менее сильна, чем Порт-Ройял, а через три или четыре года колония разрастется настолько, что сможет оказать отпор любому нападению».

Крайне интересное высказывание, для борьбы с испанцами и англичанами все методы были хороши, а пираты были лишь инструментами большой политики. Как только надобность в них отпала - пиратство было искоренено. На мой взгляд, пиратству и казачеству не хватало определенного вектора развития или цели, которую они с легкостью могли достичь.

Вольтер писал о том, что если бы пираты сплотились все вместе, то с легкостью захватили всю Северную Америку и тем более Карибское море, но такой цели пираты перед собой не ставили. И казаки могли создать огромное государство Украина уже в 17 веке, но вот опять же цели такой они перед собой не ставили. Хмельницкий после победы в Зборовском сражении, когда в руках у казаков оказался даже король Польши, а войск попросту у поляков не осталось, можно было идти на Варшаву. И там уже поляки подписали бы все что угодно. Но нет, ничего такого Хмельницкий и казаки не потребовали, им нужны были лишь привилегии, вот и все.

У пиратов, как и у казаков, был лидер - Генри Морган, который мог объединить пиратов и создать государство свободных людей, без рабства, без налогов, говоря другим языком - создать демократическую республику уже в 1678, на сотню лет раньше, чем американцы создали демократию. Но, что делает самый великий пират всех времен: Генри Морган, как и Богдан Хмельницкий, получил то, к чему он шел. Ему дали пост вице-губернатора Ямайки. У него было достаточно денег, положение в обществе, загородная усадьба. И он начал вешать своих соратников направо и налево, верша суд его величества короля.

В Малороссии Хмельницкий делает тоже самое - после Зборовского договора 1649 года, казацкий реестр был доведен до 40 тыс. человек, хотя желающих было 500 тыс. человек (население Малороссии тогда составляло всего 3.5 млн. человек), но все сохранялось по старому: шляхта возвращалась и продолжала угнетать крестьян.

По сути, ничего не изменилось, казаки обогатились, особенно старшина, а положение народа осталось прежним. Всех не согласных Хмельницкий начал физически уничтожать. Проблема двух феноменов, о которых идет речь, заключается в отсутствии вектора развития и цели.

Зачастую писатели романисты наделяют, казаков и пиратов некой благородной целеустремленностью или борьбой за благое дело. Но беда в том, что казаки и пираты не были благородны, это люди, которым было нечего терять, можно сказать, отбросы общества. У них не было цели в жизни, кроме как обогатиться за счет других. Именно деньги (золото) составляли главную цель казаков и пиратов. А методы достижения этой цели были не важны, именно поэтому в истории осталось множество свидетельств вероломства и дикой жестокости, как казаков, так и пиратов.

Вот несколько из них, кто был наиболее жесток, судите сами. Поход Генри Моргана на Панаму 1671 года. «Пиратам удалось отыскать где-то за городом одного старика. На бедняге было отличное платье и шелковые штаны, на поясе у него висел ключ из чистого серебра. Пираты спросили у него, где тот сундук, от которого ключ. Он ответил, что у него нет никого сундука и что вообще нет у него ничего, что можно было открыть этим ключом. Пираты не могли добиться от него никакого признания и избили так, что вывихнули обе руки, его оба глаза вылезли наружу, словно яйца. Поскольку он продолжал отпираться, его привязали за половой орган и стали снова бить; один из пиратов отрезал ему нос, другой ухо, третий подпалил кожу; вряд ли можно было обращаться с человеком более жестоко. В конце концов, когда он уже потерял дар речи, и пиратам надоело его мучить, беднягу отдали на растерзание негру, который пронзил его копьем».

 А вот пример того, как казаки вели себя во время восстания 30-х годов 17 века. Еврейские хроники довольно красочно описывают те события. «Казаки ворвались в дом, схватили беременную женщину, отрубили женщине руки, разрезали живот, затем вытащили плод. Вставили на место плода кошку, затем живот зашили». Руки отрубили, чтобы она не могла достать кошку.

Я думаю, что после таких эпизодов назвать казаков или пиратов какими-то романтическими эпитетами не получается. Для обоих явлений подходит выражение «джентльмены удачи». Как ни странно, сходство казаков и пиратов очевидно. Найти какую-либо связь казаков с рыцарскими орденами довольно сложно, разве что они хотели ими казаться, но на самом деле были простыми разбойниками.

Дмитрий Зусманович

Кто такие казаки? рыцари или пираты?
5367
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user Кобзарь
1090
Кобзарь

Козаки жили, как воры в законе,

Запрет женитьсябыл, работать,каждый пил.

На Хортице ютились, как на зоне,

И воевали за того, кто им платил.

Profile picture for user Bokr
458
Bokr

to Кобзарь (Севастополь)

Наверное вернее сказать не кто платил больше, а где награбить было можно больше. хотя от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Отлично сказано не добавить не убавить.

Profile picture for user Nikas
328
Nikas

to Митридат (Керчь) а у вас, простите, перса (Митридат), какие-то счеты водятся с евреями?

Как известно, их везде много. И это очень хорошо. Так как в то время как истинные украинцы (белорусы, французы, американцы и прочие) балду гоняют - они работают!

А статья замечательная. Давно пора развеять эти "рыцарские устремления" щирых украинцев. Простое быдло, что тут скажешь!

Profile picture for user Bokr
458
Bokr

to Митридат (Керчь)

А ты что Перс?

Главное за день

Циклон над Крымом сгущает тучи и грозит сильными дождями

Непогоду синоптики обещают в ближайшие часы.
12:32
7
4160

На закрытом саммите БРИКС обсудили противодействие тарифам США

Президент Бразилии Лула призвал к укреплению БРИКС-торговли на фоне введения пошлин.
09:45
0
226

Частная компания «Севастопольэнерго» может стать частично государственной

Если это произойдет, веерные отключения на Фиоленте прекратятся.
15:10
20
2717

Почему Украина не сдаётся и мечтает о «мёртвой зоне»

Что мы должны знать о мнимых и реальных преимуществах своего противника.
14:06
4
2952

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
34
3378

Туризм

Россияне массово устремились на отдых в маленькие города

В тройке лидеров по осеннему отдыху — сразу три крымских направления.
09:16
0
1288

Чем Крым и Дальний Восток могут быть интересны и полезны друг другу

Точки пересечения можно найти даже на расстоянии в 9 тысяч километров.
18:28
3
591

Убивший 202 человека террорист-подрывник запустил собственный бренд кофе

Умар Патек изготовил бомбы для самого кровавого теракта в истории Индонезии.
16:51
1
868

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
34
3378

В Севастополе снова пытаются пристроить лакшери-пляж

Власти Качинского муниципалитета в поисках оператора «Вязовой рощи».
17:01
5
10717